«Душечка» - Чехов Антон Павлович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Душечка»
«Душечка»
Автор: Чехов Антон Павлович
Жанр: Рассказ
Дата создания: 1894 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

По Библии, жена взята от мужа, создана из его ребра. Поэтому естественно ее подчинение ему – при том, что, по словам апостола Павла, «жена есть слава мужа». Как и то, что любая женщина в идеале может и должна ощущать себя частью мужа, ибо это естественное ее состояние.

Героине рассказа «Душенька» Оленьке Племянниковой это состояние свойственно и привычно с самых юных лет. После замужества – тем более: она постоянно чувствует себя частью мужа, думает его мыслями, говорит его словами. И что ж: разве не предусмотрено это замыслом Божием, разве не представлена такая зависимость как идеал?

Если это и вправду зависимость. Но, скорее – интуитивное свойство правильно выбирающей определенную модель жизни женщины. Существование Оленьки, затем – Ольги Семеновны немыслимо без второй мужской половины, при отсутствии которой она ощущает некую неполноту. Не случайно ее нерассуждающая любовь, ее привязанности, ее мысли направлены на мужчин – при том, что ни то, ни другое, ни третье имеет, похоже, минимум эротической подоплеки (если вообще имеет):

«Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого. Раньше она любила своего папашу… еще раньше, когда училась в прогимназии, любила своего учителя французского языка». Далее она так же тихо и скромно любит первого мужа-антрепренера, второго – торговца лесом, третьего – ветеринара, потом – его сына от первого, законного брака. В этой любви нет страсти, нет, тем более, надрыва – она «тиха, послушлива…». Оленька создана для идеальной супружеской жизни – это чувствуют все ее мужчины, да и сам Чехов, при описании очередного брака Оленьки без обычной своей иронии неизменно отмечающий: «После свадьбы жили хорошо», а также – присущее его героине здоровье - физическое и душевное. «Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. Глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе…» и тоже улыбались, а гостьи дамы не могли удержаться, чтобы вдруг посреди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия: - Душечка!»

Это понимание помогло Чехову вывести непритязательную историю о женщине, постоянно нуждающейся в мужчинах и живущей их интересами на более высокие уровни.

Душечка воплощает в себе лучшие качества русской верующей женщины. «Какие мысли были у мужа, такие и у нее». «По субботам Пустовалов и она ходили ко всенощной, в праздники к ранней обедне и, возвращаясь из церкви, шли рядышком, с умиленными лицами, от обоих хорошо пахло…» «И так прожили Пустоваловы тихо и смирно, в любви и полном согласии шесть лет». Одно только мешает идиллии: отсутствие потомства. Но и здесь «…по какому-то странному течению мыслей, оба становились перед образами, клали земные поклоны и молились, чтобы Бог послал им детей». После смерти мужа Ольга в течении полугода жила «как монашенка», выходила из дома только в церковь или на могилу мужа, после чего сошлась с квартирующим у нее ветеринаром, разведшимся с женой вследствие ее измены «и теперь была обо всем того же мнения, что и он. Было ясно, что она не могла прожить без привязанности и одного года…» «Другую бы осудили за это», - считает нужным добавить автор, - «но об Оленьке никто не мог подумать дурно, и все было так понятно в ее жизни». И здесь, несмотря на отсутствие единодушия, «оба они были счастливы»; думается, и на этот раз благодаря исключительной уступчивости Оленьки. Но ветеринара, состоящего при кавалерийском полке, перевели в другое место, и это для постаревшей Оленьки становится настоящей трагедией. Мужа она уже найти не может, живет одна, и поэтому «уже не было у нее никаких мнений…При Кукине и Пустовалове и потом при ветеринаре Оленька могла объяснить все и сказала бы свое мнение, о чем угодно, теперь же и среди мыслей, и в сердце у нее была такая же пустота, как на дворе. И так жутко, как будто она объелась полыни». Смысл существования она обретает с появлением ветеринара с семейством, возвратившегося в город, чтобы провести в нем остаток жизни. Оленька поселяет их у себя в доме, очень привязывается к десятилетнему сыну бывшего возлюбленного, до которого нет дела ни его постоянно отсутствующему отцу, ни матери, уехавшей едва ли не насовсем к сестре в Харьков.

«Ах, как она его любит! Из всех ее прежних привязанностей ни одна не была такой глубокой, никогда раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней все более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика «…» она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему? А кто ж его знает – почему?»

История создания.

В 1893 или в 1894 году в записной книжке Чехова появилась заметка: «Была женой артиста – любила театр, писателей, казалось, вся ушла в дело мужа, и все удивлялись, что он так удачно женился; но вот он умер; она вышла за кондитера, и оказалось, что ничего она так не любит, как варить варенье, и уж театр презирала, так как была религиозна в подражание своему второму мужу». Из этой заметки через пять лет родился рассказ «Душечка», процесс написания которого занял у Чехова около двух недель (предположительно – с 26 ноября до седьмого декабря 1998 года). При создании образа главной героини Чехов воспользовался также смутно брезжащим в его воображении образом некой Ольги Ивановны, обладающей редкой способностью любви к людям. Она должна была стать героиней, начатой еще в конце 80-х годов повести, которую Чехову так и не удалось закончить; затем он хотел использовать этот образ для повести «Три года» и «Рассказа о неизвестном человеке», но и это не удалось. В полноте замысел удалось воплотить в «Душечке», которая была впервые опубликована в № 1 журнала «Семья» в 1899 году, затем был послан А.Ф. Марксу для девятого тома как раз в то время издававшихся сочинений Чехова.

Трудно понять, как Чехов относится к своей героине, но наглядна эволюция ее образа от начального замысла до окончательного воплощения. Вначале, на стадии замысла – отношение к ней явно неприязненное и даже презрительное. В конце – граничащее с умилением, которого, впрочем, Чехов впрямую не высказывает.

Зато его высказал Лев Толстой в статье "Послесловие к рассказу Чехова "Душечка" где об Оленьке говориться как о "святой, удивительной душе», "воплощении истинного предназначения женщины»

И – самое, пожалуй, проницательное наблюдение Толстого: "Он (Чехов), как Валаам, намеревался проклясть, но бог поэзии запретил ему и велел благословить, и он благословил и невольно одел таким чудным светом это милое существо, что оно навсегда останется образцом <…> быть счастливой самой и делать счастливыми тех, с кем ее сводит судьба".

Подобным образом была воспринята Душечка большинством из читателей и, в особенности, читательниц. Что свидетельствует о редком даже для Чехова проникновении в самую суть русской женской души. Думается, не без влияния Библии, к которой Чехов, несмотря на атеизм, постоянно прибегал, часто – бессознательно.

Отношение автора к вере.

Всю сознательную жизнь Чехов прожил без Бога, веру в Которого утратил в самой ранней юности – без всякой возможности восстановления ее в дальнейшем. Поэтому он производит впечатление писателя, превосходно описывающего жизнь именно в разрозненных, мастерски отобранных частностях, но не понимающего чего-то главного в ней. Можно сказать, что, потеряв веру, он потерял смысл жизни.

Однако тоску по вере, по потерянному Богу Чехов сохранил и сумел передать ее как мало кто может. Собственно, эта тоска и является главной темой всех его пьес и большинства из зрелых прозаических произведений, в которых Бог скрыт под весьма непрозрачными псевдонимами, часто вычурными – вроде прекрасного оленя, который грезиться перед смертью герою «Палаты №6» или пресловутого «неба в алмазах».

Взгляд Чехова на мир, что бы там не утверждали – это взгляд собаки Каштанки. Взгляд, как нельзя лучше приспособленный к наблюдению и классификации наблюдаемых типов и явлений, но не дающий никаких поводов к дальнейшему анализу.

Обладатель огромного таланта, врожденного чувства литературной формы, с годами выработанного филигранного литературного мастерства, Чехов постоянно испытывает растерянность то ли перед своим даром, то ли перед создаваемым его усилиями миром. Призвав жизнь на страницы своих произведений, он явно не знает, что ему с этой жизнью делать. Он постоянно описывает тупики, воспринимаемые в качестве единственной фактологической реальности, словно забыв, что из любого тупика есть выход. Другой вопрос – есть ли охота его искать.

Чехов в силу своих возможностей такие выходы и ищет. Но, как сын своего рационалистического выхода, часто на головном уровне, тогда как его должно было подсказать сочетание ума с усилиями сердца. У Чехова, вроде бы не лишенного того и другого, они изначально существовали как-то обособленно друг от друга. Может быть, врачевство и писательство, вопреки распространенному мнению – вещи несовместимы: врачевство зачастую вырабатывает в чем-то оправданный, но чисто физиологический взгляд на человека, да и, пожалуй, на мир; писательство же, как правило, оперирует концептуальными критериями идеала.

Кажется, Чехов терялся между двумя полюсами, до конца не будучи уверен, какое из двух направлений выбрать. Отсюда проистекает и некая двойственность его интонации, повергающая в недоумение большинство из читателей: некоторым он кажется пессимистом, некоторым – оптимистом, некоторым, самым глупым – юмористом, но вот моралистом – никому. Между тем, моралистом он, кажется, стать не прочь – и уже потому, что и его персонажи, и, через них – он сам, постоянно находятся в поисках некоего высшего идеала, по крайней мере – постоянно о нем говорят. Тоска их по нему, думается, лишь бледное подобие той, которую испытывал автор, выросший в семье, где неукоснительное и ежедневное домашнее прочтение всех церковных служб было правилом, и он, по сыновьему долгу, внушенному благочестивым отцом, на них присутствовал и прекрасно их знал. Но не в это ли же самое время, вполуха слушая стихиры, тропари, кондаки и кафизмы, может даже – не скучая, но и не молясь, он предавался неторопливым размышлениям, схожих с теми, каким продолжает предаваться уволенный со службы и сходящий с ума доктор Рагин в «Палате №6», которой он уподобит всю Россию. А, может быть, и тогда уже обдумывал, как будет истреблять из себя пресловутого раба. Какого именно раба – этого он ни тогда, ни позже вряд ли мог объяснить даже себе самому. Другим – тем паче.

Трудно поверить, что Чехов, со своим удивительно чутким на разнообразные влияния извне душевным аппаратом, посредством которого он каким-то внутриутробным чувством все, кажется, понимающий в этой удушливой, плотяной, сжимающей его со всех сторон жизни, гнал от себя достаточно простую, понятную непредвзятым простецам мысль, что от несвободы, находящейся внутри, сам по себе, лишь на себя самого надеясь, человек изжить не может, от нее может освободить только Бог. А раб Божий, предавший себя до конца Хозяину – и есть наиболее свободный человек.

В конечном счете даже смерть Чехова оказалась почти неотличимой от смертей, неоднократно им описываемых, в «Гусеве», например, в «Палате №6». Бога он в себе изжил - жизнь как была, так и осталась бессмысленной. Подобно тому, как герой рассказа «Студент» всю Страстную пятницу блуждает по мрачному зимнему лесу, так и Чехов всю жизнь блуждал по своей беспросветной, лишенной Бога Вселенной, видя в ней лишь нагромождения неразрешимых противоречий и нелепостей.

Из-за этого и читателю так неуютно в чеховском мире, очень напоминающем цирковой балаган с несчастными дрессированными животными во главе с умным клоуном, атмосфера которого так точно описана в повести «Каштанка». Они, эти животные, почти неотличимы от чеховских людей, они очень чутко воспринимают окружающую действительность на уровне запахов, шумов и цирковой мишуры, развешанной по стенам. Но и подсознательную тоску, подползающую к ним из темных цирковых закоулков – тоже. И за этой тоской они чувствуют, не могут не чувствовать нечто Высшее, остающееся вне их понимания. Может быть, даже Бога. Это ощущение заставляет каждого из них перед смертью забиваться в облюбованный глухой, невидимый для других угол и оттуда, неслышно для них тихонечко скулить о Нем.

Собственно, больше ничего другого Чехов читателю не предлагает. Точнее было бы сказать – почти не предлагает. Потому что исключения, все-таки, имеются.

В первую очередь – тот же «Студент», который наглядно свидетельствует, что свет Христов жил и в душе Чехова, но он лишь изредка давал ему возможность пробиться на поверхность.

Чехов любил этот рассказ больше всего им написанного. Не потому ли, что вложил в него нечто потаенное, личное, чего нет в других его произведениях? А именно – отблеск не придуманной, но Высшей правды, внезапное ощущение обретения соборной радости во Христе, которым автор одаряет своего едва ли не автобиографического героя.

Биография.

А.П.Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге, в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки Павла Егоровича Чехова. Был третьим ребёнком в семье, в которой всего было 6 детей: 5 сыновей и дочь.

В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 часов утра каждый день вставали петь в церковном хоре, что дало повод Чехову в более поздние годы заметить: «В детстве у меня не было детства».

Обучение Чехова началось в греческой школе в Таганроге; 23 августа 1868 года он поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии. Здесь в восемнадцатилетнем возрасте во время учёбы Чеховым была написана его первая драма «Безотцовщина».

В 1876 году отец Чехова разорился, за долги распродал имущество в Таганроге, включая дом, и уехал в Москву, спасаясь от кредиторов. Антон остался без средств к существованию и зарабатывал на жизнь частными уроками.

В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1881 году в Воскресенске, куда Антон Чехов приезжал к старшему брату, он познакомился с доктором П. А. Архангельским, заведующим Воскресенской лечебницей (Чикинской больницей), а с 1882 года, будучи студентом, он уже помогал врачам больницы при приёме пациентов. В 1884 году Чехов окончил курс университета и начал работать там уездным врачом. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей.

24 декабря 1879 года, будучи студентом первого курса, Чехов поместил в журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Это был его дебют в печати.

В последующие годы Чехов писал рассказы, фельетоны, юморески под псевдонимами «Антоша Чехонте» и «Человек без селезёнки» или их вариантами юмористических: московских журналах «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Также сотрудничал с «Петербургской газетой» (с 1884 года, с перерывами), с суворинской газетой «Новое время» (1886—1893) и с «Русскими ведомостями» (1893—1899).

В 1884 году вышел сборник его рассказов «Сказки Мельпомены» за подписью «А. Чехонте».

1885—1886 годы — период расцвета Чехова как «беллетриста-миниатюриста» — автора коротких, в основном юмористических рассказов. В то время, по его собственному признанию, он писал по рассказу в день. Весной 1886 года писатель получил письмо от известного русского литератора Дмитрия Григоровича, где тот критиковал Чехова за то, что тот тратит свой талант на «мелочишки». В результате Чехов с 1887 года всё меньше сотрудничает с юмористическими журналами; совсем было прервано сотрудничество с «Будильником».

В том же году он отправился в путешествие на юг, в родные места; позже он ездил по «гоголевским местам», в Крым, на Кавказ. Под впечатлением поездки по родным местам, Чехов пишет повесть «Степь», которую публикует в толстом журнале «Северный вестник». Дебют Чехова в качестве серьезного писателя вызвал ажиотаж среди критиков.

С этой поры его слава только росла. После выхода последовавшей за «Степью» «Скучной истории» внимание критики и читателей было приковано к каждому его новому произведению. 7 (19) октября 1888 года он получает половинную Пушкинскую премию Академии наук за вышедший в предыдущем, 1887 году, третий сборник — «В сумерках».

В 1890 г. Чехов отправился в путешествие на Сахалин. Путь через Сибирь занял 82 дня, за которые писатель написал девять очерков, объединённых под общим названием «Из Сибири».

На Сахалин Чехов прибыл 11 (23) июля. За несколько месяцев пребывания на нём он общался с людьми, узнавал истории их жизни, причины ссылки и набрал богатый материал для заметок. Возвращался Чехов с Сахалина морским путём, на пароходе Доброфлота «Петербург» через Гонконг, Сингапур, Цейлон, Суэцкий канал, Константинополь, Одессу.

С 1890 по 1895 год, по возвращении в Москву из поездки на Сахалин, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке. Здесь написано несколько значимых его произведений: рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6», а также - книга «Остров Сахалин», работа над которой заняла пять лет.

С 1892 по 1899 год Чехов жил в подмосковном имении Мелихово, где им было написано 42 произведения, много путешествовал по Европе. В 1899 году продал собственность на свои произведения, которые были написаны и будут написаны в течение двадцати последующих лет книгоиздателю Адольфу Марксу за 75 тысяч рублей, и продав в придачу Мелиховское имение, в конце 1898 года купил в Ялте участок земли, где был разбит сад и построен дом, в котором он прожил последние годы, лишь изредка приезжая в Москву.

В 1900 году, при первых же выборах в разряд изящной словесности Отделения русского языка и словесности Академии наук, Чехов был избран в число почётных академиков по разряду изящной словесности, от которого отказался два года спустя.

Летом 1904 года, после того, как у него обострились приступы туберкулеза, Чехов выехал на курорт в Германию. Там, 2 (15) июля 1904 год,а писатель скончался в городе Баденвайлере. Причиной смерти, по новейшим версиям, стало кровоизлиянию в мозг.

Гроб с телом Чехова был доставлен в Москву, 9 (22) июля 1904 года состоялись похороны. Отпевание прошло в Успенской церкви Новодевичьего монастыря, на кладбище которого Чехов был похоронен рядом с могилой своего отца. В 1933 году, после упразднения кладбища на территории Новодевичьего монастыря, состоялось перезахоронение Чехова на кладбище за южной стеной монастыря.

Автор текста: Виталий Яровой.

FB2

EPUB

  • Оленька, дочь отставного коллежского асессора Племянникова, сидела у себя во дворе на крылечке, задумавшись. Было жарко, назойливо приставали мухи, и было так приятно думать, что скоро уже вечер. С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда изредка потягивало влагой.

    Среди двора стоял Кукин, антрепренер и содержатель увеселительного сада «Тиволи», квартировавший тут же во дворе, во флигеле, и глядел на небо.

    – Опять! – говорил он с отчаянием. – Опять будет дождь! Каждый день дожди, каждый день дожди – точно нарочно! Ведь это петля! Это разоренье! Каждый день страшные убытки!

    Он всплеснул руками и продолжал, обращаясь к Оленьке:

    – Вот вам, Ольга Семеновна, наша жизнь. Хоть плачь! Работаешь, стараешься, мучишься, ночей не спишь, все думаешь, как бы лучше, – и что же? С одной стороны, публика невежественная, дикая. Даю ей самую лучшую оперетку, феерию, великолепных куплетистов, но разве ей это нужно? Разве она в этом понимает что-нибудь? Ей нужен балаган! Ей подавай пошлость! С другой стороны, взгляните на погоду. Почти каждый вечер дождь. Как зарядило с десятого мая, так потом весь май и июнь, просто ужас! Публика не ходит, но ведь я за аренду плачу? Артистам плачу?

    На другой день под вечер опять надвигались тучи, и Кукин говорил с истерическим хохотом:

    – Ну что ж? И пускай! Пускай хоть весь сад зальет, хоть меня самого! Чтоб мне не было счастья ни на этом, ни на том свете! Пускай артисты подают на меня в суд! Что суд? Хоть на каторгу в Сибирь! Хоть на эшафот! Ха-ха-ха!

    И на третий день то же…

    Оленька слушала Кукина молча, серьезно, и, случалось, слезы выступали у нее на глазах. В конце концов несчастья Кукина тронули ее, она его полюбила. Он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние, но все же он возбудил в ней настоящее, глубокое чувство. Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого. Раньше она любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной комнате, в кресле, и тяжело дышал; любила свою тетю, которая иногда, раз в два года, приезжала из Брянска; а еще раньше, когда училась в прогимназии, любила своего учителя французского языка. Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. Глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую, наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе…» – и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия:

    – Душечка!

    Дом, в котором она жила со дня рождения и который в завещании был записан на ее имя, находился на окраине города, в Цыганской слободке, недалеко от сада «Тиволи»; по вечерам и по ночам ей слышно было, как в саду играла музыка, как лопались с треском ракеты, и ей казалось, что это Кукин воюет со своей судьбой и берет приступом своего главного врага – равнодушную публику; сердце у нее сладко замирало, спать совсем не хотелось, и, когда под утро он возвращался домой, она тихо стучала в окошко из своей спальни и, показывая ему сквозь занавески только лицо и одно плечо, ласково улыбалась…

    Он сделал предложение, и они повенчались. И когда он увидал как следует ее шею и полные здоровые плечи, то всплеснул руками и проговорил:

    – Душечка!

    Он был счастлив, но так как в день свадьбы и потом ночью шел дождь, то с его лица не сходило выражение отчаяния.

    После свадьбы жили хорошо. Она сидела у него в кассе, смотрела за порядками в саду, записывала расходы, выдавала жалованье, и ее розовые щеки, милая, наивная, похожая на сияние улыбка мелькали то в окошечке кассы, то за кулисами, то в буфете. И она уже говорила своим знакомым, что самое замечательное, самое важное и нужное на свете – это театр и что получить истинное наслаждение и стать образованным и гуманным можно только в театре.

    – Но разве публика понимает это? – говорила она. – Ей нужен балаган! Вчера у нас шел «Фауст наизнанку», и почти все ложи были пустые, а если бы мы с Ваничкой поставили какую-нибудь пошлость, то, поверьте, театр был бы битком набит. Завтра мы с Ваничкой ставим «Орфея в аду», приходите.

    И что говорил о театре и об актерах Кукин, то повторяла и она. Публику она так же, как и он, презирала за равнодушие к искусству и за невежество, на репетициях вмешивалась, поправляла актеров, смотрела за поведением музыкантов, и когда в местной газете неодобрительно отзывались о театре, то она плакала и потом ходила в редакцию объясняться.

    Актеры любили ее и называли «мы с Ваничкой» и «душечкой»; она жалела их и давала им понемножку взаймы, и если, случалось, ее обманывали, то она только потихоньку плакала, но мужу не жаловалась.

    И зимой жили хорошо. Сняли городской театр на всю зиму и сдавали его на короткие сроки то малороссийской труппе, то фокуснику, то местным любителям. Оленька полнела и вся сияла от удовольствия, а Кукин худел и желтел и жаловался на страшные убытки, хотя всю зиму дела шли недурно. По ночам он кашлял, а она поила его малиной и липовым цветом, натирала одеколоном, кутала в свои мягкие шали.

    – Какой ты у меня славненький! – говорила она совершенно искренно, приглаживая ему волосы. – Какой ты у меня хорошенький.

    В великом посту он уехал в Москву набирать труппу, а она без него не могла спать, все сидела у окна и смотрела на звезды. И в это время она сравнивала себя с курами, которые тоже всю ночь не спят и испытывают беспокойство, когда в курятнике нет петуха. Кукин задержался в Москве и писал, что вернется к святой, и в письмах уже делал распоряжения насчет «Тиволи». Но под страстной понедельник, поздно вечером, вдруг раздался зловещий стук в ворота; кто-то бил в калитку, как в бочку: бум! бум! бум! Сонная кухарка, шлепая босыми ногами по лужам, побежала отворять.

    – Отворите, сделайте милость! – говорил кто-то за воротами глухим басом. – Вам телеграмма!

    Оленька и раньше получала телеграммы от мужа, но теперь почему-то так и обомлела. Дрожащими руками она распечатала телеграмму и прочла следующее:

    «Иван Петрович скончался сегодня скоропостижно сючала ждем распоряжений хохороны вторник».

    Так и было напечатано в телеграмме «хохороны» и какое-то еще непонятное слово «сючала»; подпись была режиссера опереточной труппы.

    – Голубчик мой! – зарыдала Оленька. – Ваничка мой миленький, голубчик мой! Зачем же я с тобой повстречалась? Зачем я тебя узнала и полюбила! На кого ты покинул свою бедную Оленьку, бедную, несчастную?..

    Кукина похоронили во вторник, в Москве, на Ваганькове; Оленька вернулась домой в среду, и как только вошла к себе, то повалилась на постель и зарыдала так громко, что слышно было на улице и в соседних дворах.

    – Душечка! – говорили соседки, крестясь. – Душечка Ольга Семеновна, матушка, как убивается!

    Три месяца спустя как-то Оленька возвращалась от обедни, печальная, в глубоком трауре. Случилось, что с нею шел рядом, тоже возвращавшийся из церкви, один из ее соседей, Василий Андреич Пустовалов, управляющий лесным складом купца Бабакаева. Он был в соломенной шляпе и в белом жилете с золотой цепочкой и походил больше на помещика, чем на торговца.

    – Всякая вещь имеет свой порядок, Ольга Семеновна, – говорил он степенно, с сочувствием в голосе, – и если кто из наших ближних умирает, то, значит, так Богу угодно, и в этом случае мы должны себя помнить и переносить с покорностью.

    Доведя Оленьку до калитки, он простился и пошел далее. После этого весь день слышался ей его степенный голос, и едва она закрывала глаза, как мерещилась его темная борода. Он ей очень понравился. И, по-видимому, она тоже произвела на него впечатление, потому что немного погодя к ней пришла пить кофе одна пожилая дама, мало ей знакомая, которая как только села за стол, то немедля заговорила о Пустовалове, о том, что он хороший, солидный человек и что за него с удовольствием пойдет всякая невеста. Через три дня пришел с визитом и сам Пустовалов; он сидел недолго, минут десять, и говорил мало, но Оленька его полюбила, так полюбила, что всю ночь не спала и горела, как в лихорадке, а утром послала за пожилой дамой. Скоро ее просватали, потом была свадьба.

    Пустовалов и Оленька, поженившись, жили хорошо. Обыкновенно он сидел в лесном складе до обеда, потом уходил по делам, и его сменяла Оленька, которая сидела в конторе до вечера и писала там счета и отпускала товар.

    – Теперь лес с каждым годом дорожает на двадцать процентов, – говорила она покупателям и знакомым. – Помилуйте, прежде мы торговали местным лесом, теперь же Васичка должен каждый год ездить за лесом в Могилевскую губернию. А какой тариф! – говорила она, в ужасе закрывая обе щеки руками. – Какой тариф!

    Ей казалось, что она торгует лесом уже давно-давно, что в жизни самое важное и нужное это лес, и что-то родное, трогательное слышалось ей в словах: балка, кругляк, тес, шелевка, безымянка, решетник, лафет, горбыль… По ночам, когда она спала, ей снились целые горы досок и теса, длинные бесконечные вереницы подвод, везущих лес куда-то далеко за город; снилось ей, как целый полк двенадцатиаршинных, пятивершковых бревен стоймя шел войной на лесной склад, как бревна, балки и горбыли стукались, издавая гулкий звук сухого дерева, все падало и опять вставало, громоздясь друг на друга; Оленька вскрикивала во сне, и Пустовалов говорил ей нежно:

    – Оленька, что с тобой, милая? Перекрестись!

    Какие мысли были у мужа, такие и у нее. Если он думал, что в комнате жарко, или что дела теперь стали тихие, то так думала и она. Муж ее не любил никаких развлечений и в праздники сидел дома, и она тоже.

    – И всё вы дома или в конторе, – говорили знакомые. – Вы бы сходили в театр, душечка, или в цирк.

    – Нам с Васичкой некогда по театрам ходить – отвечала она степенно. – Мы люди труда, нам не до пустяков. В театрах этих что хорошего?

    По субботам Пустовалов и она ходили ко всенощной, в праздники к ранней обедне и, возвращаясь из церкви, шли рядышком, с умиленными лицами, от обоих хорошо пахло, и ее шелковое платье приятно шумело; а дома пили чай со сдобным хлебом и с разными вареньями, потом кушали пирог. Каждый день в полдень во дворе и за воротами на улице вкусно пахло борщом и жареной бараниной или уткой, а в постные дни – рыбой, и мимо ворот нельзя было пройти без того, чтобы не захотелось есть. В конторе всегда кипел самовар, и покупателей угощали чаем с бубликами. Раз в неделю супруги ходили в баню и возвращались оттуда рядышком, оба красные.

    – Ничего, живем хорошо, – говорила Оленька знакомым, – слава богу. Дай бог всякому жить, как мы с Васичкой.

    Когда Пустовалов уезжал в Могилевскую губернию за лесом, она сильно скучала и по ночам не спала, плакала. Иногда по вечерам приходил к ней полковой ветеринарный врач Смирнин, молодой человек, квартировавший у нее во флигеле. Он рассказывал ей что-нибудь или играл с нею в карты, и это ее развлекало. Особенно интересны были рассказы из его собственной семейной жизни; он был женат и имел сына, но с женой разошелся, так как она ему изменила, и теперь он ее ненавидел и высылал ей ежемесячно по сорока рублей на содержание сына. И, слушая об этом, Оленька вздыхала и покачивала головой, и ей было жаль его.

    – Ну, спаси вас господи, – говорила она, прощаясь с ним и провожая его со свечой до лестницы. – Спасибо, что поскучали со мной, дай бог вам здоровья, царица небесная…

    И все она выражалась так степенно, так рассудительно, подражая мужу; ветеринар уже скрывался внизу за дверью, а она окликала его и говорила:

    – Знаете, Владимир Платоныч, вы бы помирились с вашей женой. Простили бы ее хоть ради сына!.. Мальчишечка-то небось все понимает.

    А когда возвращался Пустовалов, она рассказывала ему вполголоса про ветеринара и его несчастную семейную жизнь, и оба вздыхали и покачивали головами, и говорили о мальчике, который, вероятно, скучает по отце, потом, по какому-то странному течению мыслей, оба становились перед образами, клали земные поклоны и молились, чтобы бог послал им детей.

    И так прожили Пустоваловы тихо и смирно, в любви и полном согласии шесть лет. Но вот как-то зимой Василий Андреич в складе, напившись горячего чаю, вышел без шапки отпускать лес, простудился и занемог. Его лечили лучшие доктора, но болезнь взяла свое, и он умер, проболев четыре месяца. И Оленька опять овдовела.

    – На кого же ты меня покинул, голубчик мой? – рыдала она, похоронив мужа. – Как же я теперь буду жить без тебя, горькая я и несчастная? Люди добрые, пожалейте меня, сироту круглую…

    Она ходила в черном платье с плерезами и уже отказалась навсегда от шляпки и перчаток, выходила из дому редко, только в церковь или на могилку мужа, и жила дома как монашенка. И только когда прошло шесть месяцев, она сняла плерезы и стала открывать на окнах ставни. Иногда уже видели по утрам, как она ходила за провизией на базар со своей кухаркой, но о том, как она жила у себя теперь и что делалось у нее в доме, можно было только догадываться. По тому, например, догадывались, что видели, как она в своем садике пила чай с ветеринаром, а он читал ей вслух газету, и еще по тому, что, встретясь на почте с одной знакомой дамой, она сказала:

    – У нас в городе нет правильного ветеринарного надзора, и от этого много болезней. То и дело слышишь, люди заболевают от молока и заражаются от лошадей и коров. О здоровье домашних животных, в сущности, надо заботиться так же, как о здоровье людей.

    Она повторяла мысли ветеринара и теперь была обо всем такого же мнения, как он. Было ясно, что она не могла прожить без привязанности и одного года и нашла свое новое счастье у себя во флигеле. Другую бы осудили за это, но об Оленьке никто не мог подумать дурно, и все было так понятно в ее жизни. Она и ветеринар никому не говорили о перемене, какая произошла в их отношениях, и старались скрыть, но это им не удавалось, потому что у Оленьки не могло быть тайн. Когда к нему приходили гости, его сослуживцы по полку, то она, наливая им чай или подавая ужинать, начинала говорить о чуме на рогатом скоте, о жемчужной болезни, о городских бойнях, а он страшно конфузился и, когда уходили гости, хватал ее за руку и шипел сердито:

    – Я ведь просил тебя не говорить о том, чего ты не понимаешь! Когда мы, ветеринары, говорим между собой, то, пожалуйста, не вмешивайся. Это, наконец, скучно!

    А она смотрела на него с изумлением и с тревогой и спрашивала:

    – Володичка, о чем же мне говорить?!

    И она со слезами на глазах обнимала его, умоляла не сердиться, и оба были счастливы.

    Но, однако, это счастье продолжалось недолго. Ветеринар уехал вместе с полком, уехал навсегда, так как полк перевели куда-то очень далеко, чуть ли не в Сибирь. И Оленька осталась одна.

    Теперь уже она была совершенно одна. Отец давно уже умер, и кресло его валялось на чердаке, запыленное, без одной ножки. Она похудела и подурнела, и на улице встречные уже не глядели на нее, как прежде, и не улыбались ей; очевидно, лучшие годы уже прошли, остались позади, и теперь начиналась какая-то новая жизнь, неизвестная, о которой лучше не думать. По вечерам Оленька сидела на крылечке, и ей слышно было, как в «Тиволи» играла музыка и лопались ракеты, но это уже не вызывало никаких мыслей. Глядела она безучастно на свой пустой двор, ни о чем не думала, ничего не хотела, а потом, когда наступала ночь, шла спать и видела во сне свой пустой двор. Ела и пила она точно поневоле.

    А главное, что хуже всего, у нее уже не было никаких мнений. Она видела кругом себя предметы и понимала все, что происходило кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить. А как это ужасно не иметь никакого мнения! Видишь, например, как стоит бутылка, или идет дождь, или едет мужик на телеге, но для чего эта бутылка, или дождь, или мужик, какой в них смысл, сказать не можешь и даже за тысячу рублей ничего не сказал бы. При Кукине и Пустовалове и потом при ветеринаре Оленька могла объяснить все и сказала бы свое мнение о чем угодно, теперь же и среди мыслей, и в сердце у нее была такая же пустота, как на дворе. И так жутко и так горько, как будто объелась полыни.

    Город мало-помалу расширялся во все стороны; Цыганскую слободку уже называли улицей, и там, где были сад «Тиволи» и лесные склады, выросли уже дома, и образовался ряд переулков. Как быстро бежит время! Дом у Оленьки потемнел, крыша заржавела, сарай покосился, и весь двор порос бурьяном и колючей крапивой. Сама Оленька постарела, подурнела; летом она сидит на крылечке, и на душе у нее no-прежнему и пусто, и нудно, и отдает полынью, а зимой сидит она у окна и глядит на снег. Повеет ли весной, донесет ли ветер звон соборных колоколов, и вдруг нахлынут воспоминания о прошлом, сладко сожмется сердце и из глаз польются обильные слезы, но это только на минуту, а там опять пустота, и неизвестно, зачем живешь. Черная кошечка Брыска ласкается и мягко мурлычет, но не трогают Оленьку эти кошачьи ласки. Это ли ей нужно? Ей бы такую любовь, которая захватила бы все ее существо, всю душу, разум, дала бы ей мысли, направление жизни, согрела бы ее стареющую кровь. И она стряхивает с подола черную Брыску и говорит ей с досадой:

    – Поди, поди… Нечего тут!

    И так день за днем, год за годом, – и ни одной радости, и нет никакого мнения. Что сказала Мавра-кухарка, то и хорошо.

    В один жаркий июльский день, под вечер, когда по улице гнали городское стадо и весь двор наполнился облаками пыли, вдруг кто-то постучал в калитку. Оленька пошла сама отворять и, как взглянула, так и обомлела: за воротами стоял ветеринар Смирнин, уже седой и в штатском платье. Ей вдруг вспомнилось все, она не удержалась, заплакала и положила ему голову на грудь, не сказавши ни одного слова, и в сильном волнении не заметила, как оба потом вошли в дом, как сели чай пить.

    – Голубчик мой! – бормотала она, дрожа от радости. – Владимир Платоныч! Откуда бог принес?

    – Хочу здесь совсем поселиться, – рассказывал он. – Подал в отставку и вот приехал попробовать счастья на воле, пожить оседлой жизнью. Да и сына пора уж отдавать в гимназию. Вырос. Я-то, знаете ли, помирился с женой.

    – А где же она? – спросила Оленька.

    – Она с сыном в гостинице, а я вот хожу и квартиру ищу.

    – Господи, батюшка, да возьмите у меня дом! Чем не квартира? Ах, господи, да я с вас ничего и не возьму, – заволновалась Оленька и опять заплакала. – Живите тут, а с меня и флигеля довольно. Радость-то, господи!

    На другой день уже красили на доме крышу и белили стены, и Оленька, подбоченясь, ходила по двору и распоряжалась. На лице ее засветилась прежняя улыбка, и вся она ожила, посвежела, точно очнулась от долгого сна. Приехала жена ветеринара, худая, некрасивая дама с короткими волосами и с капризным выражением, и с нею мальчик, Саша, маленький не по летам (ему шел уже десятый год), полный, с ясными голубыми глазами и с ямочками на щеках. И едва мальчик вошел во двор, как побежал за кошкой, и тотчас же послышался его веселый, радостный смех.

    – Тетенька, это ваша кошка? – спросил он у Оленьки. – Когда она у вас ощенится, то, пожалуйста, подарите нам одного котеночка. Мама очень боится мышей.

    Оленька поговорила с ним, напоила его чаем, и сердце у нее в груди стало вдруг теплым и сладко сжалось, точно этот мальчик был ее родной сын. И когда вечером он, сидя в столовой, повторял уроки, она смотрела на него с умилением и с жалостью и шептала:

    – Голубчик мой, красавчик… Деточка моя, и уродился же ты такой умненький, такой беленький.

    – Островом называется, – прочел он, – часть суши, со всех сторон окруженная водою.

    – Островом называется часть суши… – повторила она, и это было ее первое мнение, которое она высказала с уверенностью после стольких лет молчания и пустоты в мыслях.

    И она уже имела свои мнения и за ужином говорила с родителями Саши о том, как теперь детям трудно учиться в гимназиях, но что все-таки классическое образование лучше реального, так как из гимназии всюду открыта дорога: хочешь – иди в доктора, хочешь – в инженеры.

    Саша стал ходить в гимназию. Его мать уехала в Харьков к сестре и не возвращалась; отец его каждый день уезжал куда-то осматривать гурты и, случалось, не живал дома дня по три, и Оленьке казалось, что Сашу совсем забросили, что он лишний в доме, что он умирает с голоду; и она перевела его к себе во флигель и устроила его там в маленькой комнате.

    И вот уже прошло полгода, как Саша живет у нее во флигеле. Каждое утро Оленька входит в его комнату; он крепко спит, подложив руку под щеку, не дышит. Ей жаль будить его.

    – Сашенька, – говорит она печально, – вставай, голубчик! В гимназию пора.

    Он встает, одевается, молится Богу, потом садится чай пить; выпивает три стакана чаю и съедает два больших бублика и полфранцузского хлеба с маслом. Он еще не совсем очнулся от сна и потому не в духе.

    – А ты, Сашенька, нетвердо выучил басню, – говорит Оленька и глядит на него так, будто провожает его в дальнюю дорогу. – Забота мне с тобой. Уж ты старайся, голубчик, учись… Слушайся учителей.

    – Ах, оставьте, пожалуйста! – говорит Саша. Затем он идет по улице в гимназию, сам маленький, но в большом картузе, с ранцем на спине. За ним бесшумно идет Оленька.

    – Сашенька-а! – окликает она.

    Он оглядывается, а она сует ему в руку финик или карамельку. Когда поворачивают в тот переулок, где стоит гимназия, ему становится совестно, что за ним идет высокая, полная женщина; он оглядывается и говорит:

    – Вы, тетя, идите домой, а теперь уже я сам дойду.

    Она останавливается и смотрит ему вслед не мигая, пока он не скрывается в подъезде гимназии. Ах, как она его любит! Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней все более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз, она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему? А кто ж его знает – почему?

    Проводив Сашу в гимназию, она возвращается домой, тихо, такая довольная, покойная, любвеобильная; ее лицо, помолодевшее за последние полгода, улыбается, сияет; встречные, глядя на нее, испытывают удовольствие и говорят ей:

    – Здравствуйте, душечка Ольга Семеновна! Как поживаете, душечка?

    – Трудно теперь стало в гимназии учиться, – рассказывает она на базаре. – Шутка ли, вчера в первом классе задали басню наизусть, да перевод латинский, да задачу… Ну, где тут маленькому?

    И она начинает говорить об учителях, об уроках, об учебниках, – то же самое, что говорит о них Саша.

    В третьем часу вместе обедают, вечером вместе готовят уроки и плачут. Укладывая его в постель, она долго крестит его и шепчет молитву, потом, ложась спать, грезит о том будущем, далеком и туманном, когда Саша, кончив курс, станет доктором или инженером, будет иметь собственный большой дом, лошадей, коляску, женится и у него родятся дети… Она засыпает и все думает о том же, и слезы текут у нее по щекам из закрытых глаз. И черная кошечка лежит у нее под боком и мурлычет:

    – Мур… мур… мур…

    Вдруг сильный стук в калитку. Оленька просыпается и не дышит от страха; сердце у нее сильно бьется. Проходит полминуты, и опять стук.

    «Это телеграмма из Харькова, – думает она, начиная дрожать всем телом. – Мать требует Сашу к себе в Харьков… О господи!»

    Она в отчаянии; у нее холодеют голова, ноги, руки, и кажется, что несчастнее ее нет человека во всем свете. Но проходит еще минута, слышатся голоса; это ветеринар вернулся домой из клуба.

    «Ну, слава богу», – думает она.

    От сердца мало-помалу отстает тяжесть, опять становится легко; она ложится и думает о Саше, который спит крепко в соседней комнате и изредка говорит в бреду:

    – Я ттебе! Пошел вон! Не дерись!

    1899

Оставить комментарий