Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Мраморный бюст «Душа Проклятая», изображающий кричащего мужчину, был создан Бернини в возрасте 21 года, по заказу римского кардинала Монтойи, равно как и другой его бюст – «Душа Благословенная». Эти скульптуры, отражающие противоположные человеческие эмоции, специалисты не относят к выдающимся работам скульптора, но отмечают, что они содержат характерные черты его последующего творчества – идею христианского спасения и мастерскую передачу сильных человеческих чувств с помощью пластики.
«Душа Проклятая» изображает лицо человека, черты которого искажены гневным криком. Разинутый рот, выпученные глаза, собравшийся в морщины лоб передают состояние ужаса, а может быть, и предсмертной агонии. Волосы мужчины всклокочены, жилы на шее напряжены. Специалисты предполагают, что Бернини изваял свой автопортрет, а для придания большей правдивости скульптуре даже нанёс себе увечье.
Такой драматизм образа, переданный через изображение предельно негативных человеческих эмоций, был новым для искусства Возрождения. Контрастом ему выступает созданный мастером в то же время светлый образ «Души Благословенной» в лице прекрасной женщины со спокойными, гармоничными чертами. Два образа, два полюса эмоций, два направления взгляда, один – в ад, второй – на Бога.
История создания.
Скульптуры молодого Бернини «Душа Благословенная» и «Душа Проклятая», безусловно, сделаны мастером под влиянием античного искусства, изучению которого он посвятил достаточно много времени на заре своей творческой карьеры. Мраморные бюсты женщины и мужчины, отражающие противоположные человеческие чувства – счастье праведности и жизненную драму отпадения от Бога были созданы скульптором в одно и то же время – в 1619 году.
Первоначально произведения, сделанные по заказу Святого Престола, были помещены в ризнице римской церкви Сан-Джакомо дельи Спаньоли, а в конце XIX века были перенесены в посольство Испании в Ватикане.
Отношение автора к вере.
На протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни, Джованни Лоренцо Бернини, ревностный католик, выполнил множество скульптурных и архитектурных заказов, связанных со Святым Престолом.
Как примерный христианин, по свидетельству биографов и современников, он каждый день посещал мессы, исполнял необходимые духовные экзерсисы и искал наставничества у служителей церкви. Мастера связывала тесная дружба с верховным главой Ордена иезуитов, которая, как считают специалисты, оказала значительное влияние на его взгляды и искусство. Бернини называют творцом самых «рискованных» скульптурных композиций в католичестве. Его искусство было предельно эмоциональным и чувственным, и не всегда придерживалось строгих канонов классического и ренессансного стилей.
В период правления Папы Урбана VIII (1623 – 1644) и Александра VII (1655 – 1667) Бернини получал самые значимые церковные подряды в Риме, например, по украшению собора Святого Петра. Одноимённая площадь перед собором стала одним из самых успешных его архитектурных проектов.
Биография.
Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе в 1598 году, в семье известного скульптора, Пьетро Бернини. Он был шестым ребёнком из двенадцати. Отец начал обучать Джованни искусству скульптуры с самого раннего детства, его талант признал сам Папа Римский, когда мальчику было всего восемь лет. Юный художник уже в подростковом возрасте получил признание и крупные проекты по украшению церквей Рима.
Высоким покровителем Бернини был кардинал Сципионе Каффарелли-Боргезе, член Папской семьи. Под его попечительством Бернини создал свои первые мраморные композиции. В 1621 году, в возрасте 23-х лет, художник был посвящён в рыцари Папой Григорием XV. Уже первые скульптуры Джованни Бернини – «Плутон и Прозерпина» (1622), «Аполлон и Дафна (1625), «Давид» (1624) показали экспрессию, аллегоризм и символизм его персонажей, что полностью соответствовало стилю барокко в изобразительном искусстве того времени. На молодого скульптора сильное влияние оказало изучение античного греческого и римского искусства, а также живописи эпохи Высокого Возрождения.
Одним из великих достижений молодого скульптора было создание колоссального балдахина в базилике Святого Петра в Ватикане. Огромный алтарный бронзовый навес является необычайно эффектным и драматичным памятником эпохи Папы Римского Барберини Урбана VIII. «Фонтан Четырех Рек» работы Бернини и сейчас остаётся одной из самых посещаемых достопримечательностей Рима.
Лоренцо Бернини вступил в брак относительно поздно, в сорокалетнем возрасте. Личная жизнь мастера не была спокойной, в молодости он из ревности чуть не убил брата и покалечил свою возлюбленную, но остался на свободе – заслуги Бернини перед европейским искусством сыграли спасительную роль. Его жена, Катерина Тезио, была младше супруга почти на два десятилетия, и подарила ему одиннадцать детей.
В 1665 году Бернини отправился в Париж, ко двору Людовика XIV, самого влиятельного, на тот момент, монархе в мире. Бюст Короля, выставленный сейчас в Версале, считается одной из лучших скульптур мастера и является венцом искусства барокко. После возвращения из Парижа, Бернини, по заказу Папы Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, где, в том числе, изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году, изображающую момент божественного видения, после которого Император одержал важную победу и прекратил гонения на христиан. Последней крупной работой мастера стала гробница Папы Александра VII в соборе Святого Петра.
Джованни Лоренцо Бернини был не только ведущим скульптором своего времени и талантливым архитектором, он также был художником и театральным деятелем – писал и ставил пьесы, играл в них, проектировал декорации и театральные машины.
Бернини умер в Риме в 1680 году. Был похоронен вместе с родителями в церкви Санта-Мария-Маджоре. Справа от Главного алтаря и кивория в плите пола находится семейный герб, а на нижней ступени надпись: «Джованни Лоренцо Бернини, слава искусств и города, здесь покоится смиренно».
Автор текста: Марина Румянцева.