Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
Трагически сцепив руки, Демон (как образ души в античном, сократовском смысле этого слова) сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов. Фоном картины является горная местность с отблесками солнца. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры Демона, будто бы зажатого между верхним и нижним краями картины.
Полотно написано с эффектом кристаллических граней, что делает картину более похожей на витраж или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином. Лицо демона Врубель наделил женственными чертами. Он желал показать в его облике нечто среднее между разумным и сильным мужским, и хрупким и чувствительным женским началом. Грозно вскинуты вверх черные линии бровей и горько опущены вниз уголки рта на смуглом лице Демона.
Сочетание мощи и бессилия молодого гиганта перекликается с мерцающей красотой окружающего его мистического пейзажа, в котором видны причудливые горы и каменные облака. В нижней части он как бы врастает в землю, но плечи держат давление, а взгляд устремлен к источнику света.
История создания.
В письме к сестре от 22 мая 1890 года Врубель сообщает: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» – полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий» – первая из демонической сюиты, включающей и живопись, и рисунки, и скульптуру.
В 1891 году М.Врубель создал 30 иллюстраций к новому, юбилейному изданию сочинений русского поэта М.Ю.Лермонтова. В результате появляются всем известные картины Врубеля «Демон сидящий» и иллюстрация к поэме «Демон и Тамара», написанные черной акварелью.
Можно обратить внимание, какие разные образы пишет Врубель в иллюстрациях к Лермонтову (холодный, не знающий сострадания хищник), и в серии картин, посвященных Демону в античном смысле этого слова, который ближе к херувимам или ангелам. Чтобы создать образ своего персонажа, Врубель часто слушал оперу Рубинштейна «Демон», а поэму Лермонтова цитировал наизусть. Критика, обрушившаяся на Врубеля после выхода собрания сочинений Лермонтова, привела к тому, что художник на долгих десять лет потерял интерес к этой теме, хотя, по его словам, он задумывал целую тетралогию, изображающую Демона в различных образах.
Врубель так писал о своей работе: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый. Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений». Подобный сочувственный взгляд на Духа тьмы сыграл роковую роль в жизни самого художника. Желание понять демонскую природу, наделить Демона человеческими переживаниями, тоской по потерянному раю, перевернуло сознание Врубеля, исказив ключевые понятия добра и зла.
Отношение автора к вере.
С юных лет будущий художник был глубокой и ранимой натурой, рано полюбил красоту и тонко ее чувствовал. В своем творчестве Врубель стремился разглядеть нечто, за гранью видимого мира, и приблизиться к эстетическому идеалу, о котором говорили символисты. Несмотря на то, что художник писал иконы, расписывал соборы, даже храм для него был, прежде всего, храмом искусства. Его влекло не религиозное чувство, а масштабность и монументальность соборов.
Непосредственно кризис веры произошел в тот момент, когда Врубель писал картину «Моление о чаше». В одном из писем к сестре мастер писал: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно, оттого, что вдали от семьи, — вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды». Странно, но именно работая над росписью киевских церквей, художник пришел к теме, которая не оставляла его уже до конца жизни. Он обрёл своего «Демона». Еще тогда, в Киеве, когда Демон впервые начинает намечаться на холстах, Врубель верил, что его идол составит ему имя. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал — не то. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Даже решил вылепить Демона из глины: «…вылепленный, он только может помочь живописи». В рисунке, в живописи, в глине — развертывается целая галерея демонов, нескончаемая демоническая сюита.
Соприкосновение с мрачной стороной духовного мира не проходит бесследно для человека. До конца своих дней Врубель был тяжело душевно болен, страдал галлюцинациями, периодически лежал в больнице. В минуты просветления он пытался обратиться к Богу, покаяться, но обрести гармонию и душевный мир художнику так и не удалось. Слишком тяжела была степень поврежденности души, которая так долго вглядывалась в бездну демонической природы.
Биография.
Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и, время от времени, брал уроки живописи. По желанию отца, окончил юридический факультет Петербургского университета.
Осенью 1880 года был принят в Академию художеств. В 1884 году Врубель уехал в Киев — для участия в реставрации Кирилловской церкви XII века и росписи Владимирского собора. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» (обе - 1886). Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон, Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески.
В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля. Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано.
В 1889 году художник приехал в Москву. Здесь он познакомился со знаменитым меценатом С.И.Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном (сидящим)» (1890) и иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М.Ю.Лермонтова (1891).
Поначалу картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его искусство с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи. Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь.
Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер «Снегурочка» и «Садко», панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Символическими являются полотна «Сирень», «Пан», «К ночи», а также «Демон поверженный» (1902).
С 1902 года начались долгие периоды его душевной болезни. В редкие просветы художник писал портреты, графические натюрморты, создал одну из лучших своих работ — пастель «Жемчужина» (1904). Неоконченным остался портрет поэта В.Я.Брюсова (1906) — во время работы над ним Врубель ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присвоили звание академика.
Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.