Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Тема смерти, как прерванного полета, за которым предчувствуется Вечность — главная в картине Врубеля. Демон пал. Его полет прервало падение. Если обратить внимание на то, какие разные образы пишет Врубель в иллюстрациях к Лермонтову (холодный, не знающий сострадания хищник), и в серии картин, посвященных Демону в античном смысле этого слова, который ближе к его херувимам или ангелам, то становится видно, что художник описывает опыт, который есть у любого творца – кризис и бессилие.
Глаза темного духа выражают боль и смотрят в сторону источника света, а изломанная пластика тела написана с изрядной долей жестокого натурализма. Поражает выражение по-детски искривленных губ - в них читается обида на Творца и всё мироздание, столь характерные для человека, переживающего катастрофу. Тело Демона распластано по земле. Она, в свою очередь, вбирает в себя его жизнь и расцветает, наполняясь жаром поверженной, сломленной души. Падший ангел лежит на своих поломанных крыльях. Их перья – это перья павлина, которого еще называют царской птицей. На голове диадема – еще один образ царственного достоинства, которая похожа на диадему врубелевских херувимов. Это — настоящий реквием, полный неожиданных и скорбных интонаций. При этом Демон Врубеля хоть и повержен, но не покорен судьбе.
История создания.
Картину «Поверженный демон» Михаил Врубель писал на последнем этапе своей творческой жизни. Возможно, художник даже не подозревал, насколько пророческим станет произведение. Вряд ли он мог догадываться, что страшный недуг скоро ввергнет его в сплошную череду душевных и физических страданий. Владимир фон Мекк так вспоминает о первом этапе работы над полотном: «рядом с гостиной была небольшая комната, отделанная аркой. В ней, во всю длину, от окна до стены, стоял огромный холст. Врубель с веревкой и углем разбивал его на квадраты. Лицо его было возбуждённо весёлое. «Начинаю», — сказал он».
Произведение было представлено публике в Петербурге, на 4-ой выставке «Мир искусства». Даже самыми преданными поклонниками Врубеля эта картина принималась несколько настороженно. Особенно много недоумения было в связи с неточностями в анатомических пропорциях тела Демона.
Каждое утро художник, под любопытными взглядами посетителей выставки, дописывал картину. Лицо Демона становилось еще страшней, а тело обретало какой-то пыточно-вывернутый вид. А потом вдруг опять появлялась новая красота и вселенская грусть.
Отношение автора к вере.
«Если долго всматриваться в бездну, она начнет смотреть в тебя» - эта известная фраза философа довольно точно отражает то, что произошло на духовном пути Михаила Врубеля. С юных лет будущий художник был глубокой и ранимой натурой, рано полюбил красоту и тонко её чувствовал. Врубель имел сильный и особый дар, но, в то же время, какую-то беззащитность души перед силами тьмы. В своем творчестве он стремился разглядеть нечто за гранью видимого мира и приблизиться к эстетическому идеалу, о котором говорили символисты. Безусловно, художник был человеком своей эпохи. Тогда в России появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше. Становилась модной драматургия Ибсена. Культивировался новый герой, свободный, мощный. Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его.
Для Врубеля творец, художник — всегда был над толпой. Оттого и обреченность на непонимание и бесконечное одиночество художника. Отец Врубеля писал о сыне: «В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение как о художнике, творце и, вследствие этого, не допускал никакого обобщения, никакой мерки, никакого сравнения его — художника — с людьми обыкновенными». Тоска врубелевского Демона - это тоска интеллигенции на сломе веков. Это была категория людей, делающих идола из искусства, обожествляющих себя как творцов. Александр Блок писал о Врубеле так: «Возвращаясь в своих созданиях постоянно к «Демону», он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением». Нужно признать, что это страшные слова, которые в полной мере отражают трагедию великого мастера модерна, направившего свой талант в очень опасное русло.
Беда в том, что возвышенная миссия нового героя часто сметает на своем «высоком» пути обыкновенных людей и вообще все человеческое. Врубель — тревожная, зрячая душа. Он пленился демоном, но демон оказался лжепророком. За всеми его соблазнами на деле лежала пустота, бездна. Врубель душой коснулся этой страшной пустоты и заплатил за это знание слишком дорогой ценой — разрушением души.
Биография.
Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и, время от времени, брал уроки живописи. По желанию отца, окончил юридический факультет Петербургского университета.
Осенью 1880 года был принят в Академию художеств. В 1884 году Врубель уехал в Киев — для участия в реставрации Кирилловской церкви XII века и росписи Владимирского собора. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» (обе - 1886). Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон, Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески.
В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля. Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано.
В 1889 году художник приехал в Москву. Здесь он познакомился со знаменитым меценатом С.И.Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном (сидящим)» (1890) и иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М.Ю.Лермонтова (1891).
Поначалу картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его искусство с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи. Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь.
Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер «Снегурочка» и «Садко», панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Символическими являются полотна «Сирень», «Пан», «К ночи», а также «Демон поверженный» (1902).
С 1902 года начались долгие периоды его душевной болезни. В редкие просветы художник писал портреты, графические натюрморты, создал одну из лучших своих работ — пастель «Жемчужина» (1904). Неоконченным остался портрет поэта В.Я.Брюсова (1906) — во время работы над ним Врубель ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присвоили звание академика.
Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.