yandex

«Демественная Литургия» - Гречанинов Александр Тихонович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Демественная Литургия»
«Демественная Литургия»
Автор: Гречанинов Александр Тихонович
Произведение: «Демественная Литургия» op.79
Жанр: Духовное произведение
Стиль:Богослужебное пение
Дата создания: 1917 г.

Описание произведения.

«Демественная Литургия» удивительное, самобытное произведение, занимающее особое место в творчестве композитора и в истории духовной музыки. Композитор взял за основу православную литургию и придерживался всех канонов, касающихся богослужебных текстов. При этом Гречанинов вводит в партитуру орган, челесту, арфу, струнный оркестр и солистов. «Демественная Литургия» Гречанинова это единственное православное литургическое сочинение, написанное для хора и оркестра.

Литургия носит название «демественная», потому что в конце 19 века «Демественная» означала «Домашняя», то есть созданная для домашнего музицирования. Первая редакция Литургии указывает на то, что композитор задумывал сочинение, как камерное и «Демественная литургия» должна была быть образцом домашней, «домовой» литургии.

Литургия состоит из 15 частей, текст сочинения есть, как на русском, так и на старославянском языке. Композитор был ярым сторонником идеи ввода инструментов в богослужение и пытался добиться того, что бы инструменты были позволены хотя бы для домашнего музицирования. «Существует немало любителей, для которых большое удовольствие – сесть за фортепиано и попеть что-нибудь из церковной музыки. Между тем заурядному любителю тяжело читать хоровую партитуру. Отчего не сочинить для них какое-нибудь песнопение с аккомпанементом фортепиано…»

Для музыки Гречанинова характерны неродные песенные обороты, распевные мелодии. В Литургии наряду с демественными напевами и богослужебными текстами, использовались новые музыкальные приемы, характерные для музыки начала 20 века, что вызвало некоторое неприятие в церковной среде, поскольку не укладывалось в традиционное прочтение богослужебной музыки.

История создания.

Написана Литургия в трагичный и страшный для России 1917 год. Изначально композитор думал написать непритязательные и простые хоры, которые могли бы исполнить любители духовной музыки на фисгармонии. Но Литургии суждено было стать абсолютно другой, так как она была написана в период октябрьских боев, в Москве, на Пресне, в эпицентре страшных событий. Композитор писал это сочинение, как Литургию по своей России, по собственной жизни.

Литургия была исполнена в России в 1918 году, а после этого не исполнялась на родине автора долгих 70 лет. В 1926 году Литургия исполнялась в Париже, в соборе Парижской Богоматери под управлением автора. Сочинение было восторженно принято публикой. В 1929 году Литургия с триумфом прозвучала в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке.

Отношение автора к вере.

Александр Гречанинов вырос в глубоко православной, воцерковленной семье. Отец композитор был духовным, верующим человеком, любил петь церковные песни. По субботам всенощная, а по воскресеньям ранняя обедня были обязательны для детей и взрослых. Гречанинов был солистом в церковном хоре, позже пел на клиросе.

Вся музыкальная жизнь юного композитора была связана с церковью и богослужениями. В этом заложена его будущая композиторская деятельность, связанная с вокальной и духовной музыкой.

Как вспоминает Гречанинов, первая мелодия, которую он подобрал на фортепиано «одним пальцем», была ектенья. Гречанинов был глубоко православным человеком, при его прохладном отношении к творчеству Скрябина, он участвовал в похоронах и панихиде после скоропостижной кончины композитора.

Биография.

Александр Гречанинов родился 13 октября 1864 года в Калуге. Вскоре его семья переехала в Москву, где прошло его детство и юность. Музыкой он начал заниматься очень поздно, по его воспоминаниям в 14 лет он впервые увидел фортепиано.

Будучи уже взрослым молодым человеком, в 1881 году, Гречанинов поступил в Московскую консерваторию, где проучился 9 лет. Во время обучения, Гречанинов сочинил около десятка романсов. После окончания консерватории, композитор переехал в Санкт-Петербург, для продолжения обучению композицией в классе Н. А. Римского-Корсакова, после окончания которой, он вернулся в Москву. В ранних сочинения композитора очевидно влияние Римского-Корсакова, Чайковского и «кучкистов».

В этот период композитором были написаны первые две симфонии, опера «Добрыня Никитич», сочинения для хора. Росла его популярность среди широких масс музыкантов-любителей, а не профессионалов. Гречанинов собрал и обработал множество народных песен. Долгое время он активно учувствовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете.

Его вторая опера «Сестра Беатриса» была запрещена и осуждена цензурой из-за слишком вольного прочтения библейских текстов.

После революции 1917 года, Гречанинов некоторое время концертировал в качестве дирижёра и пианиста, работал с детским хором. В 1925 году, уже в 60 лет, композитор вместе со своей семьей эмигрировал в Европу, а с началом войны в 1939 году в США.

В 1934 году Гречанинов написал книгу воспоминаний «Моя музыкальная жизнь», опубликованную в Париже, а спустя 20 лет в Нью-Йорке. Композитор похоронен на Свято-Владимирском православном кладбище в Джексоне, США.

Автор текста: Мурзакова Елена.

Оставить комментарий