Деяния святых апостолов. Глава 15 - Андрей Рахновский протоиерей

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Деяния святых апостолов. Глава 15

Андрей Рахновский протоиерей Деяния святых апостолов. Глава 15
Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

Добрый день! Это видео записано для портала Экзегет. Сейчас мы рассмотрим содержание 15-й главы книги Деяний святых Апостолов.

Эта глава посвящена описанию важного события в жизни первохристианской Церкви. Это первый апостольских собор, то есть то событие, когда Апостолы собрались вместе для решения вопросов христианской жизни - очень важных вопросов в смысле христианской веры, христианского откровения. От собора остался документ - определение этого собора, которое (как переписанный документ) также вошло в книгу Деяний.

В 15-й главе с первого по пятый стих описываются обстоятельства созыва этого, первого апостольского собора, который прошел либо в сорок девятом, либо в 50, либо в 51 году.

Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили брат ли не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись.

Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.

Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях.

По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам.

Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев.

(Деян. 15:1-5)

В Антиохии возник спор, который подняли христиане из иудеев, которые учили братьев: "Если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись". Это стало поводом к созыву 1-го апостольского собора.

Мы должны попытаться понять психологию этих людей. С детства они были воспитаны в вере, в откровении Ветхого Завета, изучали Священное Писание, воспитывались в благочестивых обычаях еврейского народа. Потом они стали христианами, приняли Новый завет. Но та культура, в которой ты был воспитан, не учила тебя плохому! Иудеи продолжали соблюдать религиозные традиции, которые они усвоили во время прошлой жизни - традиции, основанные, в том числе, и на Священном Писании. Обрезание – едва ли не главная из ветхозаветных традиций.

В Церковь вошло много бывших язычников, которые стали христианами. И христиане из иудеев стали говорить, что вы тоже должны соблюдать обрезание, положение о «кашруте» (о кошерной и некошерной - чистой и нечистой пище) и так далее.

Эти споры стали серьезными, когда появилась утверждение, что «если не обрежетесь - не можете спастись». Оказывается, христианам из язычников, помимо Таинства Крещения, необходимо было совершить обрезание согласно завету, который заключил Господь с Авраамом? А также выбирать пищу согласно постановлениям закона Моисеева?

Почему это утверждение было настолько опасным? Здесь мы должны с вами вспомнить - что же такое таинство Крещения и почему оно спасительно для человека?

В таинстве Крещения человек, погружаясь в воды, умирает и погребается по образу смерти и погребения Спасителя. Когда он выходит из воды, это символ его Воскресения со Христом. Таким образом, в Крещении происходит подражание, символическое переживание смерти и Воскресения Христа.

Господь спас нас Своими страданиями, смертью и Воскресением - искупил нас от греха, сообщил нам вечную жизнь. Именно поэтому Крещение, совершаемое по образу этих действий Христа Спасителя, возрождает и соединяет нас со Христом, сообщает нам новую жизнь и спасение.

А что утверждали христиане из иудеев? Получив Крещение, для спасения, нужно еще и принять обрезание? Крещение без обрезания не спасает? Речь здесь идет не просто о принижении значения Таинства Крещения - получается, что и искупление, которое принес Христос, Его смерть и Воскресение ничего не значит без ветхозаветного обрезания. Понятно, что это утверждение било в самую сердцевину христианства, которое как раз основано на универсальности всецелого и абсолютного удовлетворения от того, что совершил Христос.

Если бы этот вопрос не был разобран, то, повторяю цитату одного исследователя: "Христианство бы стало просто реформированной формой иудейства, где было бы ветхозаветное учение о Спасителе, но ни о каком Новом Завете не могло бы быть и речи".

Далее в 15-й главе описывается ход апостольского собора:

Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.

По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;

и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам;

и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.

Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?

Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.

Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.

После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.

Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.

И с сим согласны слова пророков, как написано:

«потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,

чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие».

Ведомы Богу от вечности все дела Его.

Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,

а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.

(Деян. 15:6-21)

На апостольском соборе последовательно, друг за другом держат речь несколько Апостолов. Начинает Апостол Петр. Продолжают Апостол Павел и Варнава. Завершает Апостол Иаков, брат Господень. Именно его выступление будет положено в основу того определения, которое будет сформулировано и записано на этом соборе, а потом в виде письма будет получено сначала в Антиохии, а затем распространено по всем остальным христианским общинам.

О чем упоминает Апостол Петр в своей речи? О том, что ему первому Господь сподобил крестить язычников, потому что Господь очистил верой сердца наши и их тоже.

и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам;

и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.

(Деян. 15:8,9)

То есть, между иудеями и язычниками никакого различия нет.

Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?

Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.

(Деян. 15:10,11)

Закон не имеет возрождающий силы. Да, он может показать, где добро, а где зло. Но дает спасение, возрождает только Христос и благодать, которую Он принес. Затем речь держат Варнава и Павел, они рассказывают, как они проповедовали среди язычников.

Затем говорит Апостол Иаков. Мы видим, что речь его строится таким образом, что он подводит итог.

После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.

Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.

(Деян. 15:13,14)

Это очень важно - ведь в свое время еврейский народ был составлен, создан Богом из потомков Авраама - для того, чтобы хранить истинную веру. А теперь, оказывается, народ Божий составляется и из язычников. Действительно, нет теперь никакого различия между эллином и иудеем…

И с сим согласны слова пророков, как написано:

«потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,

чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие».

(Деян. 15:15-17)

В подтверждение Апостол Иаков ссылается на пророчества Амоса - 9 глава, стихи 11-12. Амос предсказывает обращение к Богу всех людей, а не только одного избранного народа.

В 15-й главе, в стихах с 22 по 29 излагается уже непосредственно документ и определение апостольского собора. Написан он по всем канонам античного письма. Если мы сейчас обращаемся к кому-то в письме, мы пишем: "Уважаемый Иван Иванович". Согласно же форме античного письма, сначала назывался тот, кто пишет письмо, а потом содержалось обращение к тому, кому пишется письмо. Так и здесь, «Апостолы и пресвитеры и братия», которые в Иерусалиме, пишут находящимся в Антиохии.

Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,

написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.

Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,

то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,

человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.

Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:

воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».

(Деян. 15:22-29)

«Ибо угодно Духу Святому и нам», - то есть это не просто их мнение. Апостольский собор получает откровение Самого Духа Святого. Излагать не только мнение людей, а именно мнение Духа Святого - это признак любого истинного собора.

«Не возлагать на бывших язычников никакого бремени», - тем самым постулируется, что исполнение обрядовых постановлений закона Моисеева для бывших язычников не обязательно. Не нужно возлагать на них бремени более необходимого. Так что же это - необходимое? Воздерживается от идоложертвенного, крови, удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Вот пять пунктов, которые необходимы. «Будьте здравы» - положено было заканчивать письмо таким приветствием. Как мы помним из известного произведения Пушкина, «в конце письма поставить vale» - будь здоров.

Требуют особого объяснения именно те пункты, которые должны были соблюдать христиане из язычников. Почему Апостолы просят их воздерживаться от идоложертвенного, то есть от продуктов, которые были принесены в жертву идолам? Зачем христианам это очевидное напоминание? Ведь и так понятно, что раз я стал христианином, я больше не участвую в языческих обрядах?

Проблема в том, что языческая религия была очень плотно вплетена в ткань жизни общества того времени. Более того, многие языческие праздники носили государственный характер. Каждый из христиан, так или иначе, был связан с этим, поскольку в семье кто-то мог принять христианство, а кто-то еще оставаться язычником. Поскольку идоложертвенные праздники бытовали в народной среде на уровне обычаев, то не факт, что все серьезно относились к этому как к религиозному действу.

Сжечь чучело на масленицу или попрыгать через костер - это безобидные фольклорные обычаи? Нет. Апостолы напоминают, что любое действие человека, особенно в области веры, является выражением внутреннего мировоззрения, а не бывает просто действием само по себе. Поэтому нужно расстаться с языческим прошлым даже на уровне формального участия в тех или их празднествах.

Можем себе представить семью, где есть и язычники, и христиане. Семья приходит с этих народных гуляний, которые устраивал император или знать, приносит идоложертвенную еду. Ставят ее на стол. В каком положении находится христианин: вкусить и не вкусить? Ведь вкушение будет означать признание, участие в языческих обрядах, признание языческих суеверий.

Апостолы напоминают, что христианин не должен участвовать ни в чем подобном. Потом Апостол Павел в своих посланиях к Коринфянам будет подробно разъяснять, что идол в мире - ничто, а само по себе вкушение идоложертвенного не имеет последствий для человека.

Есть одно но: если это вкушение воспринимается другими как акт религиозный, как акт участия в языческом обряде, то ради этих людей христианин должен проявить твердость. Он должен не подавать пагубного духовно примера другим. Как не должен христианин исполнять обрядовые постановления Ветхого Завета, точно так же, он свободен от вкушения идоложертвенного.

Также нужно воздерживаться от крови. По толкованию святителя Златоуста, под кровью подразумеваются различные виды насилия и убийства, которые были нередки для языческого мира. Насилие неприемлемо и не применимо в христианской жизни.

Удавленина - животная пища, из которой не выпущена кровь, это пища с кровью. Этот пищевой запрет на кровь из Ветхого Завета остается обязательным для христиан. Возможно, причина в том, что вкушать кровь животных запретил Господь. Ною после Потопа Бог разрешил употреблять в пищу мясо животных, а кровь - не разрешил. Это постановление появилась еще раньше, чем закон Моисеев.

Запрет на вкушение крови подтверждается и преданием новозаветной Церкви. Так 63-е апостольское правило запрещает вкушение крови. Правило 67-е Трулльского собора запрещает не только вкушение крови, но и вкушение различного рода продуктов, каким-либо искусством повара приготовленных вместе с кровью или из крови.

Каковы могут быть причины подобного рода отказа от вкушения крови? Во-первых, Господь разрешает вкушать плоть животных, потому что человеку необходимо что-то есть. И мы понимаем, что Ной не мог ждать целый год, пока земля произрастит необходимое для еды. С другой стороны, Господь, давая человеку в пищу мясо животных, как бы говорит: "Ешь животных по необходимости, но ты не имеешь над животным всей власти. Твоя власть ограничена. Поэтому ты ешь его плоть, а кровь, подобно льву, волку или другим хищникам, ты не имеешь права есть".

То есть вкушение пищи человеком имеет особую, человеческую черту. Человек не ест так же, как животное. В этом отражается богоподобие человека, который совершает это по необходимости. Тем самым невозможна жестокость в отношении животных. Над убитым животным человек не имеет всей власти. Он не можешь делать все, что хочет. Значит, по мысли Златоуста, как же трепетно тогда нужно относиться к другому человеку, в отношении которого есть заповедь «не убий». Поэтому запрет на вкушение крови, в общем-то, понятен, ибо имеет важное нравственно-этическое измерение.

Воздержитесь от блуда - Апостолы напоминают бывшим язычникам о целомудрии. Весть о том, что не делами закона мы спасаемся, но благодатью - это не повод к распутству. Нельзя считать прощенными все свои грехи лишь на основании того, что Господь милостив. Человеку необходимо и нравственное совершенство, и душевная, и духовная, и телесная чистота.

Не делать другим того, чего себе не хотите. Евангельская формулировка представлена в более активном виде: "Делайте другим то, что хотите, чтобы вам люди делали". Разница несущественная - основная мысль понятна.

«Соблюдая сие, хорошо сделаете». Итак, христиане освобождены от обрядовых постановлений ветхозаветного закона. Они уже не имеют силы. Прошлое ушло. Наступило новое. Поэтому спасаемся благодатью Христовой и тем, что приводит нас к этой благодати через Таинство Крещения и прочие Таинства Церкви.

15 глава, стихи 32-34. Вместе с Павлом и Варнавой в Антиохию с письмом от апостольского собора отправляются Апостол Иуда и Силуан (сокращенно Сила).

Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.

Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.

Но Силе рассудилось остаться там. [А Иуда возвратился в Иерусалим.]

(Деян. 15:32-34)

В 15 главе, с 35-го по 41-й стих, описано то, как Апостол Павел отправляется во второе миссионерское путешествие. Между Апостолами Варнавой и Павлом происходит разногласие.

Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.

По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.

Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.

Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.

Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;

а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,

и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.

(Деян. 15:35-41)

Павел отказался во второе путешествие брать собой Иоанна Марка, который в первом путешествии отделился от них в городе Пергам, не выдержав тяжести пути. Отсюда, как пишет Лука, "произошло огорчение" - они разлучились друг с другом.

Киликия, куда отправился Павел, это область на юго-востоке Малазийского полуострова, где находился город Тарс - родина Апостола Павла. Показательно, что Лука решил не скрывать от нас то человеческое расстройство, человеческое огорчение, которое возникло между Апостолами. Мы видим, что помимо того, что они были святыми, они были еще и людьми. Между ними тоже были какие-то недопонимания, разные мнения. Они огорчались поведением друг друга, даже спорили друг с другом.

Наверное, Дееписатель сознательно пытается приблизить образ Апостолов к нам, чтобы показать, что и они терпели искушения, но преодолевали их. Смысл второго путешествия будет в том, чтобы донести теперь до всех христианских общин постановление апостольского собора, поскольку вопросы, которые возникли в Антиохии, могли также возникнуть и в других городах.

Preloader
Preloader

Оставить комментарий