yandex

Деяния святых апостолов. Глава 1 - Андрей Рахновский протоиерей

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Деяния святых апостолов. Глава 1

Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

Часть этой главы - это пролог, который занимает первые три стиха. Мы постараемся извлечь из этих трех стихов максимальное количество полезных для нас сведений.

Первое, что мы узнаем из пролога - то, что : ли Дееписатель Лука ссылается на некую свою первую книгу. Примечательно то, что он не называет эту книгу Евангелием. Хотя сейчас мы знаем, что имеется в виду именно Евангелие от Луки, которое входит в состав Четвероевангелия.

Почему же он не называет свою книгу Евангелием. ? Может быть, здесь отразились какие-то личные черты характера Дееписателя Луки, который боится боялся случайно приписать какую-то славу себе. ? Наверное, он предоставляет возможность решить Церкви, христианской общине сами, м решить, что его труд заслуживает наименование именоваться ЕвангелияЕвангелием?

Поэтому в прологе он просто и скромно называет это свой труд словом «"логос»", что в переводе с древнегреческого означает «"книга»" или «"трактат»". Итак, второе, что мы узнаем из пролога:Очень важно и то, что из этих слов мы понимаем, что у этих двух книгДеяний и Евангелия от Луки Нового Завета один и тот же автор.

Пролог написан в форме обращения к некому Феофилу. Сразу следует сказать, что никаких сведений об этом человеке мы не имеем. Кто имеется в виду?

Либо простоМожет быть, это один знакомый Луки, к которому он пишет свои труды для наставлений его вере? Может быть, это некое общее обобщенное обращение к некому боголюбивому читателю? Ведь имя Феофил как раз и означает - «"боголюбец»".

В данном случае, это не суть важно, поскольку. Ведь мы видим, что изначальный посыл этих слов Дееписателя заключается в том, что то, что он пишет, адресуясь к сердцу любого конкретного человека. В том числе, и к, включая каждому каждого из нас.

В прологе , где Лука очерчивает рамки того евангельского повествования, которое он писал ранее. :

Первую книгу написал я к тебе, Фео́фил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала

(Деян. 1:1)

В данном случае выражение «"от начала»" очень верно подмечает особенность Евангелия от Луки, поскольку Евангелист Лука не начинает повествование сразу с события Рождества Христова. Или, как например Евангелист Марк,или с повествования об общественном служении Иисуса Христа, как это делают Евангелисты Матфей и Марк. Он Лука же пытается максимально проникнуть максимально вглубь евангельской истории, . Поэтому начинает свое Евангелие с предыстории, с самого начала – с рассказа об истории рождении, о событиях рождения, зачатия зачатия святого Иоанна Крестителя. Таким образом, мы видим, что выражение «"от начала»" - это не просто некая формальность. Оно не просто дань форме, а отражает реальное содержание Евангелии Евангелия от Луки по сути, раскрывает нам его композицию.

до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал…

(Деян. 1:2)

Действительно, Евангелие от Луки завершается достаточно подробным описанием Вознесения Христа. Именно поэтому мы можем утверждать, что он в этих строках Лука кратко напоминает о содержании содержание своего предыдущего труда. В третьем стихе упоминается о каких-то "верных доказательствах", с которыми Христос являлся Своим ученикам после Своего Воскресения. Что это за доказательства? Это Ддоказательства чего? - Воскресения?

которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

(Деян. 1:3)

Итак, Ккакие-то были верные, надежные доказательства. Прежде всего -, это многочисленные трапезы Христа с учениками. Действительно, возникает вопрос: "А, почему Евангелисты такое столь пристальное внимание уделяют именно совместному принятию пищи Христа Христом совместно со Своими учениками?". Ответ прост. Эти трапезы служили доказательством того, что Христос действительно Воскрес плотью, потому что только человек, имеющий плоть, может вкушать пищу. То есть это и есть одно из верных, надежных доказательств Воскресения.

В этом смыслеСовместные трапезы Христа с учениками находятся в логической связи с другими способами, благодаря которым Христос доказывал ученикам свою телесность. Когда, Например, Апостолу Фоме Он предложил прикоснуться к Нему, вложить свои свой персты перст в Его раны. Также,Когда обращаясь ко всем Апостолам, Он предложил потрогать Его и осязать Его кости и плоть, поскольку. Зачем? Ответ прост. Дух как, говорит Христос, «"не имеет костей и плоти, как их имею Я»".

Всеот это и были верные, надежные и многочисленные доказательства - многочисленные (в связи с постоянными повторениями) доказательства доказательства подлинного телесного Воскресения Христа. Эти доказательства приводились на протяжении всех тех 40 дней. То есть (с момента Воскресения до момента Вознесения), в течение которых Христос неоднократно являлся им ученикам и говорил с ними о Царствии Божьем.

Почему понадобился такой срок -– целых 40 дней? Для того, чтобы у учеников была возможность прожить этот очень важный этап евангельской истории вместе со Христом - прожить его вместе с Ним . Послепосле всех Христовых страданий, после того сокрушительного поражения, которое получили ученики.

Вот поэтому, Ппосле Его Воскресения, они должны были, в результате некого продолжительного опыта, иметь с Ним опыт продолжительного общениеобщения. Чтобы потом они могли с уверенностью, с основанной на личном опыте уверенностью рассказывать о том, - (как пишет Евангелист Иоанн Богослов, - «" что осязали наши руки, что видели наши глаза»"),. Чтобы они на основе этого личного опыта общения с воскресшим Христом они могли потом проповедовать Его Воскресение – проповедовать его как свидетели в прямом смысле этого слова.

Что же касается разговоров Христа с учениками о Царствии Божьем, то смысл этой фразы раскрывается в последующем повествование повествовании книге книги Деяний, а именно - в описании беседы Христа с учениками, которые которую мы видим в первой главе, с 4-го по 8-й стих.

Что же это были за беседы Христа с учениками о Царствии Божьем? Смысл этих слов раскрывается в следующем повествование первой главы, а именно в стихах с 4 по 8. ВЗдесь этом смысловом отрывке мы узнаем о содержание содержании некоторых из этих беседразговоров с учениками Христа с учениками о Царствии Божьем. Во-первых,Так, Он повелел им не отлучаться от Иерусалима. Это повеление Христос дает ученикам во время трапезы.

И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня…

(Деян. 1:4)

Несмотря на то, что первая фраза 4-го стиха звучит как «"и, собрав их, Он повелел им»", здесь более правильно было бы перевести текст как «"имея совместную трапезу с учениками»" или , «"обедая с учениками». " или же «"вкушая с учениками, Он повелел им»". Поскольку действительно, Действительно, употребленный здесь глагол имеет значение «"собирать»". Однако одно из другое, второе значений значение этого глагола - это «"участвоватьие в совместной трапезе»". Такой Второй вариант перевода видится здесь наиболее адекватным, . Ведьпоскольку в евангельском повествовании мы часто видим, что Христос именно во время трапезы сообщал ученикам те или иные важные для них откровения именно во время трапезы. Именно во время трапезы Он осуществлял общение с ними.

Повеление не отлучаться в из Иерусалима для учеников имело специальный смыслбыло важным. Ведь именно в Иерусалиме ученики и потерпели сокрушительное поражение, потеряли Учителя, смертельно испугались за собственную жизнь. Именно там они испытали наибольший страх - страх потери своего любимого Учителя, и страх перед тем, что гонения, обрушившиеся на Христа, могут перейти на них. Именно там, на том самом месте, где они испытали наибольший страх, именно с этого местатам они и должны они будут начать безбоязненно и смело проповедовать Евангелие, проповедовать Воскресение Христово.

С другой стороны, у этого повеления мог быть и следующий смысл. Ведь Если бы ученики ушли из Иерусалима в какую-то другую землю, в другой город, другую страну, то всегда у их оппонентов был бы следующий аргумент: "Вот, смотрите, здесь и сюда пришли эти обманщики. Они потерпели неудачу в своем городе. Поэтому они ушли в другой город, другое место. ИА тем людям, которые ничего не знают о них, пытаются теперь проповедовать свое новое учение".

Итак, ученикиОни остаются в Иерусалиме не просто так. Именно в этом городе Ониони должны ждать обещанного Отцом. :

И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня…

(Деян. 1:4)

Здесь мы видим отсылку к Евангелию от Иоанна, когда Христос обещает ученикам послать им другого Утешителя - Духа СвятогоСвятаго. И вот Сошествия Сошествие этого Духа Святого Святаго нужно ждать в Иерусалиме. Событие сошествия Духа Святого Святаго Христос называет Крещением или Крещением Духом Святым. Христос, более того, устанавливает отличие христианского Крещения от крещения Иоаннова от христианского Крещения. :

ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

(Деян. 1:5)

Хотя здесь и не объясняется - в чем это различие по сути?, но мы можем об этом догадаться. Как говорит Христос, «"Иоанн крестил водой»", то есть лишь с внешней стороны совершал ритуальное омовение. Это т.н. «"миква»", которая практиковалось в иудейской среде. Да, ритуальное омовение Иоанна сопровождало то сердечное, искреннее покаяние, которое пред лицом Божиим и перед Иоанном Крестителем приносили люди приносили. Вот в сокрушение своего сердца И В знак очищения, как символ очищения Иоанн омывал их водой. Что же касается Крещения Духом Святым, оно, очевидно, отличается от этого, водного крещения водой. В чем же отличие?

Христианское Крещение является участием или приобщением к смерти и Воскресению Иисуса Христа. Погружаясь в воды Крещения, человек умирает по подобию смерти Христовой – крещаемые как бы умирают со Христом и погребаются вместе с Ним. Выходя из воды, человек символически воскресает со Христом. Таким образом, христианское Крещение есть путь причастности причастность ко Христу через символическое участие в Его страданиях и Его Воскресении.

Ученики сдают Иисусу Христу очень интересный вопрос.:

Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

(Деян. 1:6)

Если мы вспомним евангельское повествование, то мы увидим, чтов нем Христос иногда упрекал их учеников за недопонимание ими каких-то сторон евангельского Его учения. И здесь мы тоже видим, что и Лука описывает внутреннее состояние учеников, которые пока еще далеки от подлинного просвещения Духом Святым. Они задают Христу вопрос, который находится абсолютно в контексте рамках их исторического иудейского, ветхозаветного мировоззрения: . Согласно которому, все-таки, Христос -, с одной стороны, исполнитель закона и пророчеств, но и, с другой стороны, это должен быть еще и вождь Израиля, который восстановит Израильское Царство в его земной славе. Очевидно, для этого будет свергнута власть римлян. , а Сам

Все-таки мы видим, что в этом вопросе учеников Христос обретает черты именно земного торжествующего правителя, что, конечно же, выглядит как-то неуместно и неловко на фоне тех событий, которые сейчас происходят. Именно поэтому Христос им говорит:

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти…

(Деян. 1:7)

Конечно же, Христос, отвечая на это вопрос, имеет в виду наступление Царствия Божия во время Второго Своего Пришествия. Но ученики пока не способны это понять. Примечательно и то, что Христос не уклоняется здесь от ответа. Он им говорит:

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

(Деян. 1:8)

То есть сейчас вы не способны это понять. Но силу к правильному пониманию Божественных откровений - к правильному пониманию - вы примете получите тогда, когда сойдет Дух Святой. И после этого вы уже не будете больше задавать такихстоль неуместных вопросов.

Вместо наступления Царства, которое мыслится учениками все-таки в каких-то земных чертах, Христос им обещает, что они будут Его свидетелями в Иерусалиме -, в Иудее, в Самарии «и " даже до края земли»".

Слово «"свидетель»" здесь ключевое. Они будут свидетелями Воскресения. А как можно серьезно и , с полной уверенностью свидетельствовать о Воскресении Христа. ? Конечно, Это возможно, только если ты готов умереть. Потому что ты проповедуешь Воскресение во плоти. Значит, смерть тебе не страшна.

И в этих словахЗдесь мы видим предсказание мученической кончины большинства Апостолов, названных свидетелями. В нашей славянской традиции греческое слово «"мартис»", «"свидетель»" переводится как «"мученик»" - конечно же,. Этим отражается внешняя сторона мученического подвига. Внутренняя же Ссуть же этого подвига - заключается, прежде всего, в свидетельстве о Воскресении Христа. И только потом - в готовности принять страдания за Него.

После этой беседы в первой главе книги Деяний, в девятом стихе следует повествование о Вознесении Христа. Надо сказать, что Это хорошо согласуется окончанием Евангелия от Луки. Иначе говоря,последние беседы Христа с учениками о Царствии Божием, которое явит себя в пришествие Духа Святого, и последующее за этим описание Вознесения - полностью соотносятся с окончанием Евангелии от Луки. В в эпилоге окончании Евангелии Евангелия от Луки, в эпилоге мы видим, на самом деле, краткое описание того, что в более полном виде присутствует в первых стихах книги Деяний.

Как же описывает Лука Вознесение Христа?

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

(Деян. 1:9)

Конечно же, Христос Бог по своей Божественной природе не мог никуда не перемещаться возносится. - по своей Божественной природе Бог присутствует везде. Поэтому здесь речь идет о Вознесении человеческой природы Христа. Когда мы говорим о Вознесении Христа на Небо, мы должны понимать и чувствовать библейский язык, который очень часто использует знакомые нам понятия для выражения каких-то истин, для выражения предметов нам абсолютно незнакомых.

Поэтому, Конечно же, Небо, на которое возносится Христос - это не земная атмосфера. Этим Словом Небо обозначается духовный Божественный мир. Что же касается облака, на котором возносилась человеческая природа Христа, то здесь мы должны вспомнить весь контекст Священного Писания в целом. Можно вспомнить облачный столп, который шел впереди Израильского стана в книге Исход. Мы можем вспомнить облако, которое осенило скинию откровения. Мы можем вспомнить облако, которое осенило построенный Иерусалимский храм. Мы можем вспомнить Новый завет – облако, которое явилось в момент Преображения Господня.

Облака Облако в Священном Писании является символом Богоявления, символом Божественного присутствия. Поэтому и в данном повествовании под облаком не имеется в виду вода в газообразном состоянии, а, конечно же , особое и видимое явление славы Божией, благодаря которой и стало возможно Вознесение человеческой природы Христа.

В чем же состоит богословский смысл Вознесения Христа? Здесь мы можем, в качестве толкования, обратиться к первому посланию Апостола Павла к Фессалоникийцам, 4 глава 17 стих.:

потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

(1Фес. 4:17)

Речь идет о Втором Пришествии Христа. Из этих строк мы видим, что вознесение людей на небо фактически в точности повторяет Вознесение Христа. И мы можем сделать такой вывод, что Христос Воскрес, чтобы мы воскресли. И Христос вознесся на Небо, чтобы и мы получили возможность этого вознесения.

После повествования о Вознесении ХристаДалее в десятом и 11-м стихе и Лука рассказывает о явлении ангелов, которое последовало сразу после событий Вознесения.

И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде

и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

(Деян. 1:10,11)

Сразу после Вознесения Христа ученики получают откровение о Втором Пришествии. Действительно, Второе Пришествие Христово является завершением, исполнением всего дела спасения рода человеческого. Христос совершил все, Он умер и Воскрес, но плоды искупительных страданиях страданий и слава Его Воскресения будут усвоены человечеством во время Второго Пришествия Христова. Поэтому, если древние с надеждой ждали Его Первого Пришествия, то и мы с надеждой, которую мы каждый раз исповедуем в молитве «"Отче наш, да придет Царствие Твое»", ожидаем Его Второго Пришествия, . С которым ним будет связано и всеобщее воскресение и вознесение к Господу. , и Суд, который навсегда отделит добро от зла. Из этих строк мы видим, что образ Второго Пришествия Христова в чем-то будет похож на Его Вознесение.

и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

(Деян. 1:11)

Следующий смысловой отрывок первой главы, стихи с 12 по 14, раскрывает нам историю тех десяти дней между Вознесением и Пятидесятницей, когда Апостолы пребывали в Иерусалиме.

Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.

Все они единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.

(Деян. 1:12-14)

Что такое "расстояние субботнего пути"? Мы с вами знаем, что иудеи очень почитали заповедь о субботе, о субботнем покое. И это Эта заповедь обрастала множеством мелких детальных и мелочных толкований. Так, Ббыло правило, согласно которому в субботний путь благочестивый человек мог проходить не более 2000 локтей (или 5-6 стадий). В переводе на современные меры длины -– это расстоянии расстояние в 900 метров. Если передвижение человека не превышало этот лимит, то считалось, что он не нарушил субботу, поскольку суббота - день покоя. Всякое движение - это есть работа, т.е. нарушение этой заповеди о покое.

Святитель Иоанн Златоуст высказывает догадку, что возможно указание на субботний путь здесь присутствует по причине того, что сами события Вознесения проходили в субботу. Но вот это мнение мы оставляем здесь в качестве- лишь его гипотезыгипотеза.

В этом отрывке также перечисляются имена Апостолов. Когда в Библии при чтении Священного Писания мы доходим до перечисления имен, мы иногда пытаемся как можно быстрее прочитать эти стихи., ведь Поскольку И имена мало о чем говорят и отнюдь не являются занимательным чтением. Но это не совсем правильно. . Поскольку

Можно составить и сопоставить список 12-и Апостолов, который присутствует в четырех книгах Нового Завета (а именно в Евангелии от Матфея, в Евангелии от Марка, в Евангелии от Луки) и в книге Деяний -. Всего получится четыре разных списка. Если мы сопоставим эти списки друг с другом, мы тоже сможем получить немало интересных для нас сведений.

Если мы расположим эти списки Апостолов рядом друг с другом, то мы увидим ряд закономерностей. Все двенадцать Апостолов делятся на три группы по четыре человека. Если имена внутри одной группы могут в зависимости от той ли иной книгив разных книгах Священного Писания меняться местами, то никогда имя Апостола из одной группы не переходит в другую группу. В первой группе всегда будут присутствовать Андрей, Петр, Иаков и Иоанн Зеведеевы. Во второй группе будут всегда Филипп, Фома, Варфоломей и Матфей. А В третьей группе - Иаков Алфеев, Левий Фаддей, Симон Кананит и Иуда Искариот, предатель.

О чем говорит это деление на группы? Тем более, что Евангельское повествование было написаны уже спустя много лет после самих событий. То есть Мы видим, что В способе перечисления Апостолов наверняка отразились какие-то особые представления о их роли в деле проповеди, их роли в христианской общине. Возможно эти деления на 3 группыОно как-то соответствует географическим направлением географии проповеди или роли , которые для себя избрали те или иные АпостолыАпостолов к тому времени, когда записывались Евангелия? Но мы Остановимся, пока, просто на простом утверждении, что такое явление есть, что мы видим деление на эти группы. Хотя Окончательный ответ на этот вопрос вряд ли возможен.

Некоторые сложности возникают при прочтении имен из третьей группы: Иаков Алфеев, Левий Фаддей, Симон Кананит, Иуда Искариот. У Евангелистов Матфея и Марка в точности не повторяются в точности имена, которые мы видим в двух книгах Луки. А именно: Симон Кананит у Луки называется Симон Зилот.

Здесь возможно следующее объяснение. Слова Слово «"кананит»" в переводе с арамейского языка означает «"ревнитель»", что означает то же самое, что и «"зилот»" по-гречески. Поэтому можем сделать вывод, что, скорее всего, Лука сделал перевод этого прозвища на греческий язык для большей понятности сделал перевод этого прозвища на греческий язык, поскольку его читательская аудитория, к которой обращался Лука – это, прежде всего, аудитория была грекоязычная.

Левий Фаддей есть у Матфея и Марка, . А У у Евангелиста Луки выступают он упоминается под именем Иуды Иаковлева. Конечно, мы не можем предполагать, что здесь имеется имеются в виду разные люди. Мы изначально основываемся на том, что евангельское повествование дает нам некий единый срез апостольской традиции. Поэтому самым правильным объяснением подобной разницы было бы признание нами,, что здесь употребляются разные имена одного и того же человека. Согласно древней традиции В Римской Империи того времени человек имел минимум три имени. :Это имя личное, ими имя семейное или родовое имя и когномен - прозвище. Возможно, что какое-то из этих имен является его личным, какое-то является родовым, а какое-то является - прозвищем. Вот это мы можем утверждать. А

Какое из этих имен, в каком порядке будет правильно расположить? Это не так столь важно. В любом случае,

Так что М мы имеем дело с человеком по имени Левий Фаддей Иуда или Иуда Левий Фаддей. Обозначение того же самого Апостола еще и как Иуды Иаковлева означает только то, что он был еще и братом или же сыном Иакова. Поэтому к сути дела большого отношения не имеет. На важно лишь то, что это только один человек, а не несколько.

На примере сравнительного анализа списков Апостолов в разных книгах Нового Завета мы, наверное, можем убедиться, что иногда, может быть, следует быть более внимательными к тем частям Священного Писания, которые нам кажутся скучными и малоинформативными.

Наряду с Апостолами, в этом отрывке упоминается матерь Иисуса и братья Его. :

И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.

Все они единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.

(Деян. 1:13,14)

Это интересно, поскольку Это одно из немногочисленных упоминаний о БогородицеБогородицы, которых не так много в Новом Завете, а. Также это Также свидетельство тогоо том, что в Иисуса Христа уверовали Его братья Иисуса Христа, то , то есть есть сыновья Иосифа от того, первого брака, который был до брака с Марией, уже уверовали в Него. Хотя Из евангельского рассказа мы с вами знаем, что Его близкие родственники не сразу поверили в Него как в спасители Спасителя и как в Мессию.

Завершается рассказ первой главы описанием избрания Апостола Матфея на место отпавшего Иуды. Этот рассказ обнимает с 15 по 26 стихи 1 главы.:

И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал

(было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;

он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;

но приобрел землю неправедною мздою, и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;

и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама́, то есть «"земля крови»".

В книге же Псалмов написано: «"да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем»"; и: «"достоинство его да приимет другой»".

Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,

начиная от Крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.

И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;

и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал

принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.

(Деян. 1:15-25)

Происходит собрание первой христианской общины – достаточно немногочисленной, человек около 120 человек, т.е. достаточно немногочисленной общины.. И святой Апостол Петр обращается к ученикам. :

(было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса…

(Деян. 1:16)

Здесь, наверное, логично услышать, что же именно святой пророк Давид предсказал, ? Но эти свидетельства из псалмов Давида будут приведены святым Апостолом Петром позже. Святой Апостол Петр неожиданно меняет направление своего рассказа. И Вместо того, чтобы привести цитатыцитату, которые здесь напрашиваются, Петр начинает рассказывать о последних днях жизни Иуды и , его трагической гибели, и ее промыслительном значении. И только потом Петр возвращается к цитатам.

И Здесь, может быть, следует задуматься. Почему вот таким интересным образомтак построил речь Апостол Петр? Я Смею предполагать, что здесь отражена устная традиция. И тот Человек, который записал эту речь Апостола Петра, попытался воспроизвести ее максимально точно. Поскольку именно во время живой речи очень часто мы, имея в виду один предмет, часто делаем различного рода отступления, уточнения. , потом опять возвращаемся к тому основному рассказу, который мы начали.. Поэтому подобного рода структуры структура в речи Апостола Петра могут являться - свидетельством свидетельство подлинности тех его слов., которые здесь описаны.

Интересно то,, что гибель Иуды описывается Апостолом Петром более подробно, чем в евангельском повествовании. Евангелие говорит достаточно скупо о смерти Иуды достаточно скупо:- он пошел и удавился, то есть повесился. Апостол Петр говорит о том, что в момент смерти Иуды из чрева его выпали все его внутренности его. Как в деталях согласовать евангельский рассказ и уточнение, которое здесь приводит Апостол Петр, мы не знаем. Но мы знаем, что Эти две картины дополняют друг друга. И отнюдь не противоречат.

Говорит Петр об Иуде – он был вождем тех, которые взяли Иисуса. То есть он привел, как предатель, врагов Иисуса к Нему.

он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего…

(Деян. 1:17)

Какого служения. ? Имеется в виду служения апостольского.

но приобрел землю неправедною мздою, и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его…

(Деян. 1:18)

Это очень интересное выражение, поскольку вот В этой фразе мы видим особую поэтику речи Петра. Что значит «"приобрести землю неправедною мздою»"? Нечестно купить? Но разве Иуда купил землю? Нет. Но мы понимаем, что за те деньги, за которую он предал Христа, именно за 30 серебряников вполне возможно было купить участок земли. Может быть, Иуда, мечтая о том, как он проведет остаток своих дней, Иуда думал об этом земельном участке. ? И желал получить именно вот этутакую выгоду от предательства Христа именно за 30 серебряников? Не приобрел онТо есть он хотел неправедным путем приобрести эту землю,? Да, сам но он хотел приобрести ее неправедным путем.

Он Иуда так и не приобрел эту землю в буквальном смысле, но он приобрел ее именно в том ином смысле, что. Ведь за деньги от его предательства, которые он вернул фарисеям, те - они послужили достаточным основанием для покупкикупили земли землю для погребения странников. То есть за деньги от предательства был куплен участок под кладбище.

И Здесь мы тоже можем видеть горечь в словах Апостола Петра. Человек искал хорошей жизни ценой предательства. А приобрел лишь землю мертвых, кладбище, да еще и неправедным путем. Более того, какую еще землю приобрел Апостол Иуда? Тта земля, на которой он погиб, на котором повесился, стала называться «"землей крови». ":

и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама́, то есть «"земля крови»".

(Деян. 1:19)

Мы видим здесь В речи Апостола Петра как бы несколько слоев смысла. И поэтому Апостол Петр здесь, он не просто передает нам некие исторические сведения. Мы видим, что они сведения эти особым образом осмыслены. И даже, причем осмыслены с некой долей поэзии. И - мы видим здесь такое образное, поэтическое мышление Петра.

И вотДалее Апостол Петр приводит цитаты из псалмов, которые , по его мнению, являются пророчеством об о предателе Иуде предателе.:

В книге же Псалмов написано: «"да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем»"; и: «"достоинство его да приимет другой»".

(Деян. 1:20)

Действительно, Как точно! «"Не будет живущего в нем»" - тех людей, которые будут находиться на кладбищенской земле, которую в кавычках «"купил»" Иуда, нельзя назвать живыми. Это будут мертвые, похороненные на этом кладбище. А «"достоинство его да приимет другой»" Апостол. Оба эти отрывка находится в псалмах 68, стих 26 и в псалме 10,8 стих 8.

Закончив рассказ об Иуде, Апостол Петр предлагает избрать этого Апостола - нового человека на место падвшего Иуды.

Итак, надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,

начиная от Крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.

(Деян. 1:21,22)

Здесь Апостол Петр предъявляет особые критерии к кандидату в Апостолы. Этот человек должен быть не просто благочестивым человеком , но. Он должен быть свидетелем фактически всего служения Христа, начиная с водного крещения Иоаннова вплоть до момента Воскресения. Поскольку Смысл апостольской проповеди - это свидетельство о Воскресении Христа, . Следовательно, Апостол должен быть непосредственным созерцателем всех этих событий. И вот, изо всех ста двадцати человек находится двое, которые отвечают этим требованиям.

И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия…

(Деян. 1:23)

Несколько Возвращаясь назад, Хотелось бы остановить ваше внимание на первом кандидате. Иосиф Варсава Иуст - это три имени одного и того же человека. Имя Иосиф здесь является его личным именем. Согласно традиции того времени Варсава - имя родовое. Когномен или прозвище - это латинское прозвище Иуст, что значит «"справедливый»".

и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал

принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.

И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

(Деян. 1:24-26)

Кто конкретно произносит молитву здесь не указано, но мы можем догадаться об этом.. В этой молитве Господь назван Сердцеведцемец. В Книге Деяний Господа называют Сердцеведец еще один раз – в 15-й главе, где Апостол Петр, произнося речь на апостольском соборе, называет Господа этим именем. Поэтому Можем сделать вывод, что и молитву от лица всех произносил именно Апостол Петр.

Возможно, здесь отразились какие-то личные моменты судьбы Петра. Ведь Господь открылся ему именно как его Сердцеведец. Он Петр хотел быть ревностным последователем Христа, но Господь провидел его сердечную слабость. И и предсказал его предательство. И Господь, опять-таки зная любовь Петра к Нему, восстановил его в апостольском достоинстве, когда Апостол Петр сказал: "Господи, Ты все знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя".

Оставить комментарий