Давид - Верроккьо Андреа

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Давид
Давид
Автор: Верроккьо Андреа
Местонахождение: Национальный музей Барджелло, Флоренция, Италия
Произведение: Статуя Давида
Жанр: Скульптура
Год создания: 1473 – 1475 (1462?) гг.
Эпоха: Возрождение, Библейский сюжет

Описание произведения

Бронзовая скульптура Давидасоздавалась Андреа Верроккьо по заказу Фердинандо Медичи во второй половине XV столетия. Давид, будущий царь Израиля, изображён со своим страшным трофеем – отрубленной головой филистимлянского воина Голиафа. Скульптурная композиция сразу поражает контрастом между стоящим в полный рост, юным и прекрасным победителем, фигура которого передана с точными анатомическими подробностями, и тем, что лежит у его ног – головой врага, поверженного Давидом в бою.

В Первой Книге Царств, в семнадцатой главе, повествующей о битве сынов Израилевых с филистимлянами, говорится что Давид был простым пастухом, который принёс своим воинам-братьям еду, но, услышав богохульства Голиафа, захотел сразиться с ним. В руках юноши был только посох и праща, в пастушьей сумке – пять камней, подобранных в ручьях. «Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которых ты поносил. Ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и отдам труп твой и трупы войска филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог во Израиле. И узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь» (1Цар.17:45–47). Первым же камнем, пущенным Давидом из пращи, Голиаф был сражён. Войско филистимлян спешно покинуло поле боя.

Несмотря на всю хрупкость и изящество, одежду, более подходящую античному юноше, нежели пастуху, и продуманную причёску придворного пажа, скульптор представил Давида в образе воина-триумфатора. Это подчёркнуто и его уверенной позой, и обнажённым мечом в правой руке, и, конечно, отрубленной головой врага с глубокой раной на лбу, лицо которого искажено последним страданием.

Знаток итальянского искусства С.О.Андросов писал: «... Мы можем обойти статую Верроккьо со всех сторон, и со всех точек зрения будет чувствоваться один и тот же характер –настолько выразительны постановка фигуры и мимика лица. Даже если рассматривать скульптуру со спины, ощущается уверенность Давида в себе – через общее движение юноши, через жест левой руки. Такая статуя действительно рассчитана на круговой обход, и расчёт этот претворён с большим мастерством».

История создания

Большинство искусствоведов относят создание бронзового «Давида» к промежутку между 1473 и 1476 годами, однако некоторые эксперты придерживаются более ранней даты (около 1462 года), позиционируя скульптуру как одну из ранних работ Андреа Верроккьо. Статуя предназначалась для римской виллы Медичи, но была передана наследниками во дворец Синьории во Флоренции. В начале XVII века статуя попала в коллекцию герцогов Уффици, а в 1870 году была передана в Национальный музей Барджелло.

Верроккьо изобразил фигуру Давида, легко «читающуюся» сквозь одежду, основываясь на глубоких знаниях анатомии, которую изучал, годами постигая натуру. Считается, что скульптор изобразил не конкретного натурщика, а некий идеальный собирательный образ мужской красоты, сложившийся во второй половине XV века. По свидетельствам современников Андреа Верроккьо, первоначальной моделью «Давида» мог быть его ученик – юный Леонардо да Винчи.

Отношение автора к вере

На протяжении всей своей плодотворной жизни Андреа Верроккьо выполнил несколько значимых скульптурных композиций на религиозную тематику. Самые знаменитые из них – это «Давид» и «Уверение Фомы», украшающие соборы Флоренции. Работы мастера на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства мастера.

В августе 1452 года, в возрасте семнадцати лет, Андреа нечаянно убил своего сверстника, эту вину он чувствовал всю жизнь, хотя официально был оправдан. Верроккьо как истинный христианин, с юношеских лет заботился о многочисленной родне, материально помогал семьям сестёр и младшего брата Томмазо. Андреа так и не женился, его семьёй были ученики, многие из которых впоследствии стали знаменитыми.

Венцом выражения религиозных чувств мастера стала скульптурная группа «Уверение Фомы», над которой мастер трудился около шестнадцати лет. В ней скульптор, с помощью выразительных средств искусства своей эпохи, сумел передать чудо, которое способно привести к вере.

Биография

Андреа Верроккьо (Андреа ди Микеле ди Франческо Чони) родился в 1435 году, в семье состоятельного флорентийцаМикеле ди Франческо. В 1452 году отец умер, и семнадцатилетний Андреа остался главой семьи. Позднее, обучаясь у ювелира Франческо ди Лука Верроккьо, юноша взял его фамилию.

Первой работой Андреа Верроккьо стала надгробная плита Козимо Медичи, умершего 1 августа 1464 года. Знаменитое надгробие Пьеро и Джованни Медичи из мрамора и бронзы он создал в 1469 – 1472 годах. Своего бронзового «Давида» он изваял, предположительно, между 1473 и 1476 годами. В восьмидесятые годы XV столетия скульптор работает над тремя монументальными произведениями. Ещё в 1465 году ему заказали группу «Уверение Фомы» («Христос и Апостол Фома») для церкви Орсанмикеле, к созданию которой в бронзе он приступил спустя несколько лет. В 1476 году скульптор начинает работу над монументом кардиналу Никколо Форте Куэрри для собора в Пистойе, который так и не был завершён. Третий заказ – конный памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони для Венеции, который занимал все мысли мастера в последние годы. Эта скульптура, которую после смерти Верроккьо завершили ученики, считается самой зрелой его работой.

Историк итальянского искусства, Джорджо Вазари, отмечал многогранность таланта Верроккьо, называя его ювелиром, перспективистом, скульптором, резчиком по дереву, художником и музыкантом. Верроккьо также считался лучшим декоратором и режиссёром придворных торжеств. Среди учеников Андреа Верроккьо были такие мастера эпохи Возрождения, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи (по преданию, именно он позировал учителю для статуи Давида).

Тяжёлая болезнь поразила Верроккьо внезапно, прервав все его дела и проекты. Но твёрдость духа и ясность ума он сохранил до последних дней. Умер великий художник 30 июня (по другим сведениям – 10 октября) 1488 года.

Автор текста: Марина Румянцева

Оставить комментарий