Давид переносит ковчег в Иерусалим - Джордано Лука

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Давид переносит ковчег в Иерусалим
Давид переносит ковчег в Иерусалим
Автор: Джордано Лука
Местонахождение: Музей истории искусств, Вена
Произведение: Давид переносит ковчег в Иерусалим
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко, неаполитанская школа
Дата создания: 1686 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Главной духовной святыней израильского народа был Ковчег Завета, хранящий в себе Скрижали Завета, сосуд с манной небесной и расцветший посох Аарона. По внешнему виду ковчег представлял собой переносной ящик и служил символом союза между Израилем и Богом. В начале завоевания Земли Обетованной Ковчег пребывал в стане израильтян в Галгале, затем был перенесён в Вефиль, а оттуда в Силом, где он оставался до смерти первосвященника Илия в течение 369 лет. После завоевания Иерусалима, царь Давид решил перенести святыню туда, чтобы сделать город не только административным, но и духовным центром страны.
На картине Луки Джордано изображено торжественное шествие. Сам Ковчег, укрепленный на шестах, несут несколько человек, укрытых в плащи с капюшонами. Перед Ковчегом пляшет и скачет царь Давид, светловолосая голова которого украшена короной. Развернув голову, царь смотрит на Ковчег, так художник показывает кротость и благоговение перед святыней помазанника Божия. Впереди, шагнув за край картины, идет свещеносец. Ярким освещением из толпы ликующих людей выделены священник и левит, как избранные предстоять за народ перед Богом. На тонких жердях над Ковчегом натянут искусно изукрашенный полог, над которым художник изобразил Господа в образе Ветхого днями. На втором плане показаны величественные здания большого города.

История создания

Картина «Давид переносит ковчег в Иерусалим» написана Лукой Джордано в 1686 году. Пятью годами ранее Ф. Бальдинуччи издал «Жизнеописание знаменитого Луки Джордано», а Иоахим фон Зандрарт в 1683 году включил художника в свою «Академию благородной живописи». Это говорит о высокой репутации художника и широкой известности, которую приобрели его работы. Картина «Давид переносит ковчег в Иерусалим» демонстрирует уровень владения мастером техникой светотени и венецианским колоритом.

Отношение автора к вере

Художник при рождении получил имя, какое носил первый христианский художник - апостол и евангелист Лука. Вполне возможно, что выбор родителями такого имени был не случаен. Его отец тоже был художником, хотя и не знаменитым, и с раннего детства он учил сына живописи. Когда Джордано состоялся как мастер, его приняли в неаполитанскую гильдию живописцев, носившую имя святого Луки. Не могло не оказать влияние на растущего Джордано и его окружение: историки говорят о ярко выраженной набожности неаполитанцев XVII века.
Лука работал быстро, из-за чего получил прозвище Фа-Престо, и его упрекали в небрежности, театральности и декоративности. Но упреки делались в сравнении с его предыдущими работами, где Джордано показал вершину своего мастерства живописца. И все же произведения художника поистине вдохновенны, продуманы и искусно исполнены. Ощущая величину отпущенного ему таланта и скоротечность жизни, Джордано торопился творить и в этой своей пламенности его можно сравнить с другими апостолами, братьями Иаковом и Иоанном, которых Христос называл сынами грома - Воанергес (Мк.3:17).
Художником написано множество произведений, и по меткому замечанию одного из биографов "едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи". Работы, созданные на библейские темы Лукой Джордано, служат просвещению и духовному обогащению их зрителей. Поэтому кажется промыслительным, что живописец упокоился в храме, для которого писалась одна из его лучших работ «Святой Михаил, побеждающий сатану».

Биография

Лука Джордано родился 18 октября 1634 года в Неаполе. Первым учителем для него стал отец, живописец средней руки. После него Лука в течение девяти лет учился в мастерской Хусепе де Риберы в Неаполе, затем переехал в Рим, где занимался под руководством Пьетро да Кортоны. Стремясь постичь живописную манеру великих мастеров, Джордано делал многочисленные копии с произведений Рафаэля и Микеланджело. Имитация чужой манеры не только расширила горизонты его познания, но и вооружила виртуозным техническим опытом. Наряду с живым воображением, замечательным колоритом, виртуозным и точным рисунком в его живописи очевидно прослеживается влияние искусства Тициана, Веронезе, Тинторетто.
В 1655 году Джордано написал для церкви Святой Бригитты в Неаполе большую алтарную картину «Взятие на небо святого Николая Барийского», поразившую современников своими художественными и техническими достоинствами. Затем последовали не менее значительные полотна «Мадонна Розария», «Святая Анна и Дева Мария», «Архангел Михаил», «Святой Августин и святая Моника». Джордано был признан одним из лучших живописцев Неаполя, что обеспечило его многочисленными заказами.
В 1665 году художник стал членом неаполитанской гильдии живописцев. В следующем году Лука Джордано женился на Маргарите д'Арди.
Впоследствии живописец трудился в Болонье, Париже и Флоренции. Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Уже в 1681 году Филиппо Бальдинуччи составил и издал «Жизнеописание знаменитого Луки Джордано», а Иоахим фон Зандрарт включил его в свою «Академию благородной живописи», изданную в 1683 году.
В 1692 году Джордано по приглашению короля Карла II приехал в Испанию и писал в Эскориале, Мадриде и Толедо. Он удостоился звания живописца короля и был возведен в дворянское звание. Щедрыми милостями были осыпаны и члены его семьи. В частности, сыну была пожалована должность смотрителя неаполитанских крепостей.
За небольшой срок пребывания в Испании Джордано, со свойственным ему темпераментом, создал внушительное число работ. Также он расписал лестницу и плафон собора Святого Лаврентия в Эскориале, большой зал дворца Буэн-Ретиро, ризницу собора в Толедо и своды Королевской капеллы в Мадриде.

В 1700 году скончался Карл II, но и при его преемнике, Филиппе V, Джордано сохранял привилегии придворного живописца. В 1702 году, сопровождая в составе свиты нового суверена, он покинул Мадрид и вернулся в Неаполь. Там он умер 12 января 1705 года и был погребен в церкви Святой Бригитты.

Автор текста: Северинова Ольга

Оставить комментарий