Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
«Да исправится молитва моя» - духовное произведение П.Г.Чеснокова для богослужебного пения в дни Великого Поста. Произведение для солиста и хора исполняется без инструментального сопровождения. Текст сочинения основан на 140 псалме Давида, который псалмопевец написал, будучи притесняем от Царя Саула и слуг его. Молитва на краю пропасти, перед лицом опасности, полна самоукорения и покаяния, поэтому рефреном звучат слова: «Да исправится молитва моя…».
Музыка произведения построена на умеренной динамике – от «очень тихо» до «тихо» и «не очень громко» - композитор написал молитву, идущую из глубины сердца - ее не слышит мир, но она слышна Богу. Партия хора звучит великолепным фоном, как одно дыхание, а солист по замыслу автора напоминает слушателям о вечности.
История создания.
Произведение П.Г.Чеснокова «Да исправится молитва моя» было написано в начале XX века и предназначено для исполнения на Великопостной службе Преждеосвященных Даров. Впоследствии произведение было издано и получило широкую известность во всем мире. Лучшие коллективы и солисты запечатлели сочинение в записях. Великий оперный тенор Николай Гедда, выступавший на лучших сценах мира, создал запоминающийся, идеальный образец исполнения молитвы. Свой большой талант он с радостью приносил на службу Богу и больше всего радовался возможности напомнить людям о вечности через исполнение духовных произведений.
Отношение автора к вере.
Павел Григорьевич Чесноков родился в православной семье церковного регента и уже с пяти лет пел в хоре отца. Вся жизнь семьи Чесноковых строилась вокруг церковного богослужебного круга и Павел, вместе со своими братьями, не мыслил жизни вне церковного пения. Благочестивые традиции семьи он перенес на годы учебы в Синодальном училище, а впоследствии и на свою практическую деятельность в качестве церковного композитора. Получение светского музыкального образования по классам композиции и дирижирования позволило Павлу воплотить в жизнь самые смелые идеи – он написал оперу на библейскую тему «Потоп».
Как церковный дирижер, обладая обширными практическими и теоретическими познаниями, Павел Григорьевич создал бесценный труд – книгу «Хор и управление им». Можно сказать без преувеличения, что это сокровище, подаренное миру величайшим профессионалом, способно вывести русское хоровое пение, а особенно церковное на качественно новый уровень. Управление лучшими московскими церковными хорами, которые в то время поражали иностранцев звучностью, идеальным строем и тончайшими нюансами, сочинение церковных песнопений, которые и сегодня записываются лучшими коллективами мира, вера в русское хоровое пение и служение Богу до последнего вздоха – таким был великий дирижер и христианин Павел Григорьевич Чесноков.
Биография.
П.Г.Чесноков родился 25 октября 1877 года в селе недалеко от Воскресенска Московской области (сегодня г. Истра). С раннего детства начал петь в церковном хоре, а впоследствии, как и четверо братьев учился в Московском Синодальном училище, которое окончил в 1895 году с отличием. Одаренный юноша стремился приумножить знания, чтобы послужить Богу, и он решает брать уроки композиции у великих композиторов С.И. Танеева и М.М. Ипполитова – Иванова. В это время Павел вел активную преподавательскую деятельность в разных московских училищах и школах.
Почти десять лет с 1895 года по 1904 Павел Григорьевич был преподавателем московского Синодального училища. В это время он пробует свои силы в композиции и готовится к поступлению в Московскую консерваторию. С 1901 года по 1904 Чесноков служит помощником регента Синодального хора. Духовные произведения композитора приобретают широкую известность, и его в качестве регента на длительный период приглашает известный московский храм Троицы на Грязех, а Русское хоровое общество с 1916 по 1917 предложило Чеснокову пост директора капеллы.
Получив диплом Московской консерватории в 1917 году сразу по двум классам – композиции и дирижирования Павел Григорьевич принимает должность регента храма Василия Неокесарийского на Тверской, а еще через три года становится преподавателем дирижирования и хороведения в Московской консерватории – этот курс был основан им самим. И если должность регента он вынужден был оставить в 1928 году, то свои знания и опыт передавал будущим специалистам вплоть до преставления ко Господу. В военный 1944 год 14 марта у Павла Григорьевича случился обширный инфаркт в результате общего истощения организма и в этот же день он умер.
Как композитор Павел Григорьевич Чесноков создал более четырехсот духовных хоров (богослужебных и концертных) – великолепные переложения древних напевов, богатые «русскостью», а также более ста светских хоровых сочинений – переложения русских народных песен, хоры в сопровождении фортепиано для женского, мужского и смешанных составов и др. Он руководил хором Большого театра и известными московскими коллективами, но всегда печалился о судьбе Церкви – после 1928 года и затем уничтожения Храма Христа Спасителя композитор не смог больше писать духовную музыку.
П.Г.Чесноков сделал для Русской Православной Церкви и мировой музыкальной культуры необычайно много – его хоровые сочинения занимают одно из первых мест в мире по самобытности, мелодичности и индивидуальному стилю. Чесноков был строг к себе и с особым усердием готовился к богослужению – подбор профессиональных голосов и многочасовые репетиции позволили ему выйти на самый высокий уровень церковного пения. В настоящее время лучшие мировые коллективы считают за честь исполнять произведения композитора – часть из них есть в записи.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
«Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя…».
«Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе».«Положи, Господи хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих».
«Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех».
Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое; воздеяние рук моих — как жертва вечерняя»