Церковь священномученика Антипы Пергамского в Колымажном переулке -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Церковь священномученика Антипы Пергамского в Колымажном переулке
Церковь священномученика Антипы Пергамского в Колымажном переулке
Местонахождение: Россия, Москва, Колымажный переулок, дом 8/4 стр. 1
Название: Церковь священномученика Антипы епископа Пергамского
Жанр: Архитектура
Год создания: первая половина XVI века
Эпизод в Библии:

Описание.

Храм священномученика Антипы Пергамского в Колымажном переулке Москвы состоит из нескольких частей разного стиля и времени. Древнейшей из них является одноглавый бесстолпный храм с крещатым сводом, увенчанный шлемовидной главой. Датируется храм первой половиной XVI века и принадлежит к распространенному типу московских посадских церквей этого периода. При этом храм уникален для русского зодчества двумя апсидами разного размера. Дело в том, что в алтаре церкви сразу два престола: основной в честь священномученика Антипы Пергамского, второй во имя Григория Декаполита. Обе апсиды завершаются сдержанным декором из крупных арок.

В Антипьевской церкви можно найти черты многих московских шедевров зодчества конца XV- начала XVI века. Так, декор храма созвучен убранству Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Подобно Благовещенскому собору и храму Вознесения в Коломенском, церковь Антипы когда-то окружали галереи-гульбища с высокими лестницами, позже разрушенные. Бесстолпный крещатый свод роднит ее с храмом мученика Трифона в Напрудном. Фасады Антипьевской церкви завершаются двумя рядами килевидных кокошников. Над ним еще один ряд килевидных элементов, меньших по размеру, обрамляющих подкупольный барабан. Этот декор перекликается с нарядными рядами килевидных кокошников Спасского собора Андроникова монастыря и главного собора Богородице-Рождественского монастыря Москве.

Следующей страницей в архитектурном стилевом многообразии Антипьевского храма является Никольский придел середины XVIII века, представляющий во всей полноте эстетику барокко. А в 1798 году здесь была возведена классицистическая двухъярусная колокольня с храмом Рождества Иоанна Предтечи.

История создания.

«И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа». (Откр. 2:12,13). Так имя священномученика Антипы епископа Пергамского и его мученическую кончину увековечил на страницах Нового Завета в своем Апокалипсисе его святой учитель, апостол Иоанн Богослов.

Когда именно появилась в Москве в районе Колымажного двора церковь во имя священномученика Антипы Пергамского неизвестно, летописных свидетельств об этом не сохранилось. В церковных книгах XVII века Антипьевский храм именуется по-разному: «что в Чертолье», «у Государевых Больших конюшен», «на Ленивом торжке», «у Старых конюшен», «у Колымажного двора».

Чертолье – старое имя района улиц Волхонки и Пречистенки. В 1658 году личным указом царя Алексея Михайловича нехорошее название изменено на Пречистенку, в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Именно здесь проходил путь к Новодевичьему монастырю, где хранился этот чудотворный образ. Государевы конюшни появились здесь в XVI веке. Ленивые торжки, рынки, на которых торговали прямо с телег - еще одна страница истории Москвы, запечатленная в варианте наименования Антипьевской церкви. Позже здесь хранились царские кареты, телеги, колымаги - всю местность в округе стали называть «у Колымажного двора».

Расположенный всего в 400 метрах от Кремля Антипьевский храм имел особенных прихожан. Князья Волконские, Голицыны, Лопухины, Трубецкие, Долгорукие, Оболенские, Нарышкины, Апраксины, Куракины жили рядом и молились у Антипия, как называли храм в Москве. Приходили сюда на богомолье и со всего города - ведь именно священномученику Антипе принято было молиться об избавлении от зубной боли. Даже царь Алексей Михайлович однажды оставил в храме у иконы святого «два зубка серебрянных».

Отдельная страница истории церкви связана с родом Скуратовых, с самым печально известным его представителем – Григорием Лукьяновичем Бельским, прозванным в народе Малютой. Есть спорная версия, что именно он возвел Антипьевский храм: его усадьба находилась рядом. Ее сторонники называют среди доказательств посвящение второго придела храма Григорию Декаполиту. Но фактов, доказывающих, что святым покровителем Малюты был именно этот святой монах VIII века, нет.

Антипьевская церковь сильно пострадала во время Троицкого пожара 1737 года. По одной из версий, он начался именно с нее. После в народе говорили: «От копеечной свечки вся Москва сгорела». Спустя два года обновить приходской храм решил один его знатный прихожанин. 9 февраля 1739 года было «дозволено, по просьбе князя Сергея Алексеевича Голицына, вместо ветхого придела Николая чудотворца при его приходской церкви на Ленивом торжку построить новый, предварительно разобрав ветхий придел». Никольский храм князя Голицына стал ярким образчиком стиля барокко в церковной архитектуре столицы. В 1773 году перестроили придел вмц. Екатерины, а в 1798 году у Антипьевской церкви появился исполненный в стиле классицизма придел в честь Рождества Иоанна Предтечи с колокольней и западным входом.

В 1912 году на месте Колымажного двора возведено главное здание музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. После закрытия храма Антипы Пергамского для богослужений в 1929 году, в помещении церкви находились курсы художников революции, жилые помещения, а потом запасники Пушкинского музея. Это во многом осложнило процесс возвращения храма Православной Церкви. Процесс, начавшийся в 1991 году, завершился только спустя 14 лет. 24 апреля 2005 года, в день памяти священномученика Антипы Пергамского, единственном в Москве храме его имени, впервые после 76-летнего перерыва была отслужена Божественная Литургия. Древний храм ожил благодаря трудам известных московских священников, протоиереев Владимира Волгина и Димитрия Рощина, занимавшихся не только реставрацией древних стен, но и созданием настоящей семьи прихожан, особой атмосферы христианской любви. Не забыта сегодня на приходе и особая «специализация» священномученика Антипы – при храме существует общество православных стоматологов.

Автор текста: Марина Яфанова.

Оставить комментарий