Царевич Дмитрий - Нестеров Михаил Васильевич

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Царевич Дмитрий
Царевич Дмитрий
Автор: Нестеров Михаил Васильевич
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Произведение: Царевич Дмитрий
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Историческая, религиозная живопись
Дата создания: 1899 г.

Описание произведения.

Перед взором зрителя открывается истинно нестеровский пейзаж - бескрайние лесные дали, тонкие березки с распускающимися почками. В воздухе чувствуется ранняя весна. Центр полотна смещен вправо, именно здесь над весенней землей парит фигура царевича Дмитрия – последнего Рюриковича по мужской линии, погибшего восьмилетним сына Ивана Грозного. Руки мальчика молитвенно сложены на груди. Царственный мальчик в золотой короне, на лице его умиление и легкая улыбка. Светлый, почти белый плащ царевича гармоничен на фоне белых берез. Легкость и прозрачность святости пронизывает всю картину насквозь. Царевич словно прислушивается к гласу свыше. В верхнем левом углу картины взирает на царевича и на русскую землю Спас в ореоле нимба, а над Ним – еще один ореол из радуги.

Радуга в русской традиции иконописи является символом надежды, связи Бога с человеком. Художник соединяет земное и вечное.

Пейзаж только подчеркивает то, что Нестеров пытался высказать кистями и красками: жизнь вечная может проявляться в земной, напоминать о себе и преображать обыденное.

История создания.

В 1895 году Михаил Нестеров приезжает в город Углич. Там он хочет подготовить этюды для задуманной картины «Царевич Дмитрий». Было две версии гибели царевича - убийство в борьбе за власть и случайная смерть. Почитание царевича Димитрия как святого (3 Макк.6:29; 1 Кор.12:28), возникло в Угличе стихийно, еще задолго до канонизации. Художник посещает музей, где было много икон с ликом убиенного мальчика. В церкви Михаил Васильевич внимательно рассматривает пелену, которую вышила мать царевича в память об убиенном сыне. Плащаница, вышитая золотом и шелком, на которой изображен сам царевич, потрясла художника. Возможно, столь глубокий, душевный отклик, это событие имело еще и потому, что у самого живописца в это время находился при смерти сын.

В Угличе М.В.Нестеров пишет этюды с пейзажами там, где, по преданиям, мог гулять царевич, где он жил, где был убит. Взяв за основу эти пейзажные эскизы, художник пишет картину-икону об убиенном царевиче.

Отношение автора к вере.

Безусловно, не приходится сомневаться в том, какое большое значение имела вера в жизни М.В.Нестерова. Всё творчество художника свидетельствует, что верил он глубоко и искренне. По этому поводу Михаил Васильевич писал: «Я не любил и не люблю тем «сегодняшнего дня» — тем общественных, особенно касающихся «политики». (...) Искусство имеет свою сферу влияний на человека. Оно как бы призвано оберегать эту «душу», не допускать, чтобы она засорялась скверной житейской. Искусство сродни молитве».

Основное содержание нестеровских произведений открыло зрителю мир чудесных видений, едва уловимых сокровенных чувств и настроений, которые обусловили появление нового живописно-пластического языка. Для почитателей художника, главными достоинствами «нестеровского стиля» были затаенная взволнованность религиозного чувства, неподдельная теплота и искренность в выражении «мистического переживания». Новаторство художника отчетливо проявилось в цикле картин, посвященных Сергию Радонежскому и изображению других святых и боговдохновенных образов. Подобные сюжеты были свидетельством стремления художника к поэтическому осмыслению реальности, к повышенной духовности образов. Преображенный Нестеровым мир предстает перед нами как воплощение неисчерпаемости Божественной благодати, красоты и гармонии.

Биография.

Михаил Нестеров родился 31 мая 1862 года в Уфе, в семье купца. Рисованием стал заниматься, учась в Уфимской гимназии. В 1876—1881 годах занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве и в натурном классе Академии художеств в Петербурге, у таких известных художников, как В.Г.Перов и И.Н.Крамской.

В 1885 году Нестеров создал полотно «Призвание Михаила Фёдоровича Романова», за которое получил звание свободного художника. Размеренное течение жизни нарушила смерть жены в 1886 году. Художник обратился к религиозной тематике. Он искал нравственный идеал в одухотворённой гармонии древнерусской жизни. Эти устремления выразились в картинах «Юность преподобного Сергия» (1889), «Святая Русь» (1916), росписи в Марфо-Мариинской обители (10-е годы XX века) и других храмах.

Нестеров был членом «Товарищества передвижных художественных выставок» и одним из членов–учредителей Союза русских художников.

В 1901 году он отправляется на Соловки, где посещает местный монастырь. Поездка вдохновила художника на новые картины и вообще произвела на него большое впечатление. Михаил Нестеров был патриотически настроенным художником. В 1905 году он вступает в монархическую партию «Союз русского народа». С 1907 года проводились его персональные выставки, которые имели большой успех.

Когда грянула революция, живописцу было 55 лет. Михаил Васильевич был монархистом и революцию отверг. После «русской смуты» он продолжает писать картины, в основном на религиозные темы.

Постреволюционная печаль художника открыла нам Нестерова– портретиста. Последние годы жизни он занимался написанием портретов. Героями его творчества стали деятели искусства, науки.

Судьба художника непроста. Лишившись жены, он все же смог воспитать дочь. К сожалению, в 1938 году дочь была отправлена в ссылку в Джамбул, а её муж был объявлен врагом народа и расстрелян.

Перед своей смертью Нестеров написал книгу «Давние дни». Эта книга носила характер сборника воспоминаний художника о своей жизни. Скончался Михаил Васильевич Нестеров в октябре 1942 года, в Москве.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.




Оставить комментарий