Царь Давид, играющий на арфе - Тербрюгген Хендрик

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Царь Давид, играющий на арфе
Царь Давид, играющий на арфе
Автор: Тербрюгген Хендрик
Местонахождение: Национальный музей, Варшава
Произведение: Царь Давид, играющий на арфе
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век Голландской живописи, Барокко
Дата создания: 1628 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Давид – это удивительная личность как библейской, так и в мировой истории. Завоевав небольшую крепость у подножия горы Сион, он сделал ее не только административной, но и духовной столицей Израиля, местом, где пребывает Господь. Одаренность царя Давида сделала его родоначальником такого вида поэзии, как псалмы, к которым восходит церковная гимнография.

Так же к Давиду идет мессианская линия, Христос является его прямым потомком по плоти. Таким образом, на одной личности сходятся три линии, - это священный город с первым храмом Единому Истинному Богу, Псалтирь, обращенная к Господу, и воплотившийся Иисус Христос, потомок по плоти.
В живописи принято изображать Давида, либо как воина, победившего Голиафа, либо как автора духовных песен, псалмов. Тербрюгген изобразил Давида царем и псалмопевцем. Это убеленный сединами старец с одухотворенным лицом и глазами, прозревающими грядущее. На голове Давида изображена корона, царь облачен в дорогие расшитые одежды, подчеркивающие его положение. В руках он держит музыкальный инструмент наподобие арфы, перед ним на столике лежит раскрытая книга с нотами, а рядом толстый том, символизирующий написанные псалмы.Вокруг художник изобразил юных чернокрылых ангелов, подпевающих Давиду. Так живописец показал возвышенную богодухновенность псалмов.

История создания

Картина "Царь Давид, играющий на арфе" написана Хендриком Тербрюггеном в 1628 году, за год до скоропостижной смерти от чумы. К этому времени художник достиг заслуженной славы, став членом Гильдии Святого Луки и принеся в родной Утрехт манеру живописи Караваджо. В 1627 году Тербрюгген встречался с Рубенсом, который назвал его лучшим из мастеров Утрехта. Таким образом, картина "Царь Давид, играющий на арфе" принадлежит периоду творческого пика мастера.

Отношение автора к вере

Хендрик Тербрюгген родился в католической семье. Детские и отроческие годы художника прошли в Утрехте. На территории протестантской ГолландииУтрехт был островком Католической церкви и в течение долгих лет поддерживал связи со столицей католицизма и изящных искусств — Римом. Обычным делом было путешествие молодых живописцев для обучения в Италию, какое в свое время совершил Хендрик Тербрюгген. Не удивительно, что основной темой полотен Тербрюггена стала религиозная тематика. Однако, не только внешние обстоятельства, но и внутренняя склонность определяли выбор сюжетов для полотен мастера. Подтверждением этому служит продуманная композиция и мелкие детали, помогающие раскрыть нравственную глубину сюжета, передать тонкости богословского смысла. Картины Тербрюггена много говорят его зрителю, постепенно, пласт за пластом раскрывают сюжет и являются главными свидетелями глубины и искренности его веры.

Биография

Предположительно, Хендрик Тербрюгген родился в Гааге в 1588 году. Через два года семья переехала в Утрехт, где Хендрик начал обучаться живописи в мастерской Блумарта. В пятнадцатилетнем возрасте Тербрюгген продолжил обучение в Риме, где пробыл до 1614 года. Возвратившись в Голландию, художник стал одним из первых и лучших представителей караваджизма в Северной Европе. Некоторые биографы высказывали предположение о втором путешествии живописца в Италию около 1620 года. Это мнение основано на его поздних работах, в которых сильнее заметно влияние Караваджо.
Тербрюгген был в основном религиозным художником, но он также создал несколько замечательных жанровых работ. В 1616 году Тербрюгген был принят в Гильдию Святого Луки, и в том же году женился. Сохранившиеся документы показывают, что в 1626 году доходы позволили художнику приобрести в городе большой дом. Предположительно в 1627 году Тербрюгген встречался с Рубенсом, посетившим Утрехт.
Умер художник 1 ноября 1629 года в Утрехте во время эпидемии чумы.
Однакоего работы оказали большое влияние на живопись других художников. Творчество Тербрюггена, отличающееся глубокой меланхолией и драматической силой, высоко ценили Рембрандт, Халс, Вермеер и Рубенс, который считал его лучшим из мастеров Утрехта.

В XVIII и XIX веках интерес к творчеству Тербрюггена угас. Повторное открытие его картин стало частью переоценки искусства Караваджо в XX веке. Работы Тербрюггена представлены в крупнейших музеях Европы и США.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий