Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Ветхозаветный сюжет о царе Давиде и Вирсавии был очень востребован западноевропейским искусством из-за возможности изобразить нагое женское тело. Согласно Священному Писанию, на вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, великий царь Давид впал в грех прелюбодеяния. В 11 главе Второй Книги Царств говорится, что, «Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина» (2 Цар.11:2-3). Давид спал с ней и захотел взять её в жёны.
Обычно в этой сцене художники всегда изображают Вирсавию в центре сюжета, а фигуру Давида дают где-нибудь на периферии, незаметно наблюдающим за омовением красавицы. В этой фреске мастер также делает женщину центром повествования, показывая её сидящей на открытом балконе своего дома, который больше напоминает торжественный подиум, украшенный античными рельефами. Будущая жена царя Давида и мать царя Соломона, сидя на табурете, отжимает свои прекрасные длинные волосы, наклонившись над небольшим бассейном с прозрачной водой. Из лоджии противоположного дома, написанного как классическое ренессансное палаццо, на нее взирает Давид. Он поднял руку, очевидно, уже пленившись прелестью дамы и подзывая слугу, чтобы послать за ней.
Пространство площади между двумя дворцами заполнено толпой вооружённых воинов для того, чтобы дать зрителю намек на сопутствующие сюжету обстоятельства – события происходят во время войны с аммонитянами. Муж Вирсавии – Урия – сейчас находится в сражениях как один из военачальников царя, а значит, у правителя нет препятствий, чтобы завладеть красавицей. Самыми привлекательным элементом росписи является ясная и величественная архитектура с классическими полукруглыми арками и стройными пилястрами. Художник изобразил её в благородных красно-охристых тонах, давая почувствовать душную, предгрозовую атмосферу южного города, которая несет с собой ощущение надвигающейся беды. Известно, что страсть царя обернётся неминуемыми бедами для него самого, его семьи, Вирсавии и, особенно, её мужа, которого Давид пошлёт на верную гибель, чтобы завладеть красавицей.
История создания
Лоджии Рафаэля представляют собой трехэтажную галерею с восточной стороны Апостольского дворца, рядом со Станцей Константина. Старое здание XIII в. при папе Юлии II в 1508 - 1514 гг. радикально перестроил Донато Браманте. После его смерти строительство продолжил Рафаэль, усовершенствовав пропорции Лоджий и их внутренний декор. 12 полуциркульных арок разделяют галерею длиной 65 метров на 13 травей со сводчатыми потолками. Работы по росписи лоджий второго этажа продолжались в 1516 - 1519 гг. Одновременно была расписана ещё одна лоджия – на первом этаже, но фрески этого помещения не сохранились.
Фрески покрывают потолок, стены, пилястры и дуги арок. В центре каждой потолочной ниши помещён папский герб, вокруг него – по 4 библейских сюжета, вписанных в продолговатые шестиугольники. Их отделяют друг от друга античные орнаменты: гротески, белые стуковые рельефы, а на парусах в углах сводов - росписи в виде гобеленов и перспективных фрагментов архитектуры на фоне лазурного неба. Рафаэлю удалось достигнуть поразительного единства между языческим декором и христианскими темами. 12 потолочных секций представляют истории Ветхого Завета, а последняя – события Нового. Художник проводит зрителя сквозь всю историю от сотворения мира до прихода Спасителя. Позже эти фрески назвали Библией Рафаэля. Собственноручно Рафаэль сделал только предварительные схемы. Росписи, как и эскизы для них, исполнены его учениками. Дж. Романо писал фигуративные сцены, Дж. да Удине – орнаменты и фруктовые гирлянды. Позже присоединились Перин дель Вага и Полидоро да Караваджо. Были и другие помощники.
В конце XVIII в. российская императрица Екатерина II отрядила выпускников Академии художеств для снятия с ватиканских фресок полноценных копий. Архитектор Дж. Кваренги пристроил к Эрмитажу крытую галерею, разместив в ней привезенные работы. Лоджии Эрмитажа почти идентичны ватиканским, только гербы папы были заменены на геральдику императрицы, на стены добавлены зеркала, а пол выложен паркетом. В XIX в. Ватиканские Лоджии так же остеклили, чтобы защитить бесценные фрески от превратностей римского климата, но за прошедшие три века они успели настолько поблёкнуть и осыпаться, что петербургская копия Библии Рафаэля выглядит сейчас намного ярче и роскошнее своего оригинала.
Отношение автора к вере
В детстве Рафаэль, несомненно, получил религиозное воспитание (после смерти родителей его взял к себе дядя-священник), но, глядя на множество его алтарных полотен, ощущаешь, что написать их так лирично и вдохновенно мог лишь гений с поистине ангельской душой. Женские персонажи мастера обладают особой материнской прелестью. Видимо, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе мальчика, побуждая его бесконечно обращаться к образу Приснодевы для восполнения этой потери. Почти все его композиции обладают особой поэтической гармонией, заставляя нас поверить, что и в земном мире разлито божественное совершенство, надо лишь уметь его почувствовать.
На протяжении многих веков имя Рафаэля употребляли не иначе, как с эпитетом «божественный». Всё его творчество пронизывает тема любви к ближнему вопреки несправедливости и повсеместно творимому злу. Его искусство, словно зеркало, отразило прекрасное, возведенное в абсолют, когда идеальная красота полностью раскрывается в реальном. Оно демонстрирует воплощение божественного в природном и вечного в преходящем.
Биография
Рафаэль Санти родился в 1483 г. в центральной Италии в семье придворного художника герцога Урбино. Очевидно, что первые уроки живописи он получил от отца. Мальчик рано остался сиротой, но уже в 1500 г. документы упоминают о нём как о мастере. Личность его учителя спорна, хотя многие искусствоведы здесь называют имя П. Перуджино. Также в работах заметно влияние других представителей умбрийской школы - Синьорелли и Пинтуриккьо. Творческая карьера Рафаэля началась без затруднений: он легко усваивал, что делали другие, с целью их превзойти, и это ему прекрасно удавалось.
С 1504 г. художник работает во Флоренции, а с 1508 г. – в Риме (по приглашению папы Юлия II). Он пишет большие алтарные полотна и камерные образы Мадонны, грандиозные фрески в Ватиканском дворце и частные портреты, причем его неизменно предпочитают Леонардо и Микеланджело. Поначалу крупные заказы мастер исполнял самостоятельно, но со временем стал пользоваться немалым штатом помощников. Все без исключения отмечали его работоспособность, скромность и прекрасный характер.
В 1514 г. Рафаэля назначают главным архитектором собора св. Петра, а в 1515 г. – комиссаром древностей, ведающим охраной античных памятников.
Художник не успел обзавестись семьей и умер в 37 лет от лихорадки. С великими почестями его похоронили в римском Пантеоне.
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.