yandex

Бытие. Глава 9. - Сергей Львович Худиев

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Бытие. Глава 9.

Сергей Львович Худиев Бытие. Глава 9.
Эпизод в Библии:

Библейский портал Экзегет.ру представляет цикл бесед о Книге Бытия. Сегодня мы с вами читаем девятую главу.

И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; (Быт. 9:1)

да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; (Быт. 9:2)

все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; (Быт. 9:3)

только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; (Быт. 9:4)

Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; (Быт. 9:5)

кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; (Быт. 9:6)

Бог благословляет Ноя и сынов его. После того, как мир очистился от греха в Потопе, Бог дает благословение и Бог восстанавливает: человек вновь становится владыкой над миром. Как немножко раньше мы читали: Бог поставил человека владыкой над всем творением. И здесь Ной вновь получает эту же позицию - он и другие становятся (и другие люди, его потомки) владыками на земле.

Но немножко уже появляется другой оттенок - человек владычествует на земле, но нет так, как это было до грехопадения. Это уже не гармоничная владычество - это уже владычество, в котором есть элемент страха.

да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; (Быт. 9:2)

Человек становится хищником, человек уже поедает других живых существ. И это признается как некая необходимость, как то, что неизбежно в этом падшем мире. И есть запрет на употребление крови. Только

только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; (Быт. 9:4)

Весь Ветхий Завет последовательно запрещает употреблять в пищу кровь. Почему? Потому, что кровь - это символ жизни. Жизнь принадлежит Богу. Логика достаточно понятная: если человек или животное теряет кровь - они умирают. В итоге, кровь прочно ассоциируется жизнью. И кровь как жизнь принадлежит Богу, поэтому ее нельзя употреблять в пищу. Отказ употреблять кровь в пищу знаменовал вот это признание того, что жизнь, на самом деле, принадлежит Богу.

Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; (Быт. 9:5)

кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; (Быт. 9:6)

Здесь мы видим, что мир, который возникает после Потопа - это не мир до грехопадения. Это мир, в котором уже присутствует грех. Это мир, в котором уже присутствует зло - зло, которое Потоп не истребил окончательно, а только сильно обуздал, сократил его масштабы. Но зло продолжает присутствовать потому, что здесь речь идет о том, что звери людей едят. И главное, люди друг друга едят, люди друг друга убивают. И поскольку люди друг друга убивают, появляется наказание за убийство: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека. Возникает правосудие, возникает преследование злодеев, возникает смертная казнь за убийство. И тут надо отметить одну важную вещь, которая присутствует в Ветхом Завете, которая отличает ветхозаветное законодательство от всех языческих кодексов. Иногда Ветхий Завет и его законы называют очень суровыми. Но тут нужно сопоставлять с законами современных ему языческих обществ.

В большинстве языческих кодексов (во всех, насколько мне известно) за убийство нужно было платить большой штраф – «виру», как это называется в русской правде (в других языческих кодексах - другие какие-то термины). И эта сумма выплат меняется в зависимости от статуса человека. То есть за убийство раба нужно платить такую-то сумму. За убийство свободного - нужно платить такую-то сумму. За убийство знатного человека - нужно платить такую-то сумму. И ветхозаветное законодательство говорит, что нельзя брать выкуп за душу убийцы. Убийца (тот, кто совершил преднамеренное убийство) должен быть предан смерти. Почему? Потому что человек создан по образу Божию. Человек, который пролил кровь другого человека, должен умереть.

Платой за убийство, за пролитие крови не может быть серебро - может быть только другая пролитая кровь: пролитая кровь самого убийцы. Поскольку человек, который совершает убийство, покушается на образ Божий. И он должен умереть. Это подчеркивает то, что человек, любой человек - независимо от его социального статуса - ценен в очах Бога, его жизнь обладает ценностью. И поэтому его убийство должно наказываться. И в ранних обществах оно, конечно, наказывалось смертью - там никакой возможности пожизненно заключать злодеев тюрьмы не было. И была возможность либо брать выкуп, либо не брать выкупа - придавать злодея смерти.

И вот Библия говорит, что выкуп брать нельзя - убийца не должен откупаться, поскольку то, что он совершил - это не измеряется в деньгах.

кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; (Быт. 9:6)

Конечно, к этому стиху прибегают люди в современных дискуссиях о смертной казни. И тут можно заметить, что это ветхозаветное установление носит именно ветхозаветный такой, предварительный характер. И сейчас мы не можем его рассматривать как прямое указание: если есть возможность не придавать злодея смерти, то, конечно, уже не предавать: если государство имеет возможность его содержать под стражей.

вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.(Быт. 9:7)

Мы видим, что Бог еще раз благословляет брак и чадородие. Библия очень позитивно относится к семье. Библия очень позитивно относится к чадородию. И Библия очень позитивно относятся к тому, что человек - это существо духовное и телесное, и у человека есть естественная наклонность создавать семью. И это очень хорошо. В истории было много различных еретических учений, которые говорили, что семья - это зло, что телесная жизнь - это вообще зло. И вот библия это отвергает. Бог благословляет людей плодиться и размножаться.

И сказал Бог Ною и сынам его с ним:(Быт. 9:8)

вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, (Быт. 9:9)

и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; (Быт. 9:10)

поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.(Быт. 9:11)

И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда:(Быт. 9:12)

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.(Быт. 9:13)

И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; (Быт. 9:14)

и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.(Быт. 9:15)

И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.(Быт. 9:16)

И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.(Быт. 9:17)

Завет - здесь впервые появляется такое понятие в Библии. Конечно, строго говоря, можно назвать заповедь, данную Адаму – заветам, но здесь появляется уже прямым текстом это слово – завет. И оно в дальнейшем в Библии будет иметь огромное значение. Нам стоит обратить на него внимание.

Само слово «завет» иногда передают как договор. Это отчасти верно, но это не совсем передает смысл. Да, завет - это может быть договор, но слово договор в современном русском языке носит несколько холодный, официальный оттенок того, что мы же не заключаем обычно договоров с людьми, которым мы доверяем? Договор - это когда вы подписываете кучу бумажек, и там вам смотрят вашу кредитную историю, и всячески исходят из того, что вы им, в общем-то, никто. Вам не очень доверяют и стараются себя обезопасить на тот случай, если вы мошенник.

Завет - это отношение несколько другого типа: это отношение взаимной личной преданности. Завет может заключаться между государем и народом: государь обещает защищать народ, обращаться с ними милостиво, а народ обещает повиноваться государю. Два государя могут заключить завет, установив вассальную зависимость одного по отношению к другому. Брак - это тоже завет: муж и жена заключают завет. То есть, завет - это договор, можно так сказать. Но это нечто более глубокое, это глубокие личные отношения, которые охватывают всю жизнь вовлеченных сторон.

Вот как договор, например, о найме на работу – он о том, что человек приходит, отрабатывает 8 часов и он свободен. За пределами этих восьми часов его жизнь не принадлежит работодателю. Брак же - это такого рода завет, такого рода договор, который охватывает всю жизнь человека. Он уже не может сказать, что вот тут я свободен от этих обязательств. Нет. И договор - это то, что может быть ограничено по времени. Не знаю, я, допустим, взял кредит. Я его выплатил, и на этом все закончилось.

Завет - это завет вечный, ведь он не может быть разорван. Завет - это когда люди разделяют жизнь друг друга. И вот здесь Бог поставляет завет с людьми и со всем потомством. Бог обещает, что не будет больше Потопа губительного. Бог берет такое на себя добровольное обязательство. Бог дает обетование. Слово «обетование» - церковнославянское слово нашего синодального перевода. Оно значит просто обещание. Бог обещает некоторые вещи. И это слово «обещание» - оно для Библии является ключевым. Мы верим, прежде всего, в Божьи обещания, в то, что Бог нам некоторые вещи обещал, мы на это полагаемся. Бог, в данном случае, обещает, что больше не будет губительного Потопа. И Бог показывает - как знак этого своего обещания - радугу, которую мы видим во время дождя. Когда солнце светит через дождевые капли, мы видим радугу. Радугу потом стали используют различные совершенно не христианские, неблагочестивые политические движения. Радуга первоначально - это знак завета Бога с Ноем, и на картинах, которые изображают распятие, иногда можно видеть, как на заднем плане изображается радуга как знак завета с Богом.

Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.(Быт. 9:18)

Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.(Быт. 9:19)

Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; (Быт. 9:20)

и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.(Быт. 9:21)

Вот начинается жизнь на новой земле, и начинается возделывание винограда. И начинается получение вина. В мир входит такое новое явление как вино и опьянение.

И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.(Быт. 9:22)

Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.(Быт. 9:23)

Слова «хам» очень хорошо, очень прочно вошло в русский язык. И слова хамство. Их я знал с детства. И никто не знал, откуда это слово взялось - из Библии.

Хам виновен в том, что он отказался покрыть наготу отца своего, он смеялся, он рассказал об этом братьям. И мы видим здесь, что Ной не должным образом себя повел: он впал в некую невоздержанность, он напился пьян, он лежал в шатре нагим, он себя опозорил. Но мы видим, как по-разному ведут себя Хам, Сим и Иафет. Хам над этим смеется, он об этом сообщает, он разглашает этот позор своего отца. Сим и Иафет тихонечко идут и покрывают его наготу, лица их были обращены назад.

Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,(Быт. 9:24)

и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.(Быт. 9:25)

Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; (Быт. 9:26)

да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.(Быт. 9:27)

И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.(Быт. 9:28)

Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.(Быт. 9:29)

Мы видим реакцию: Ной, который проклинает Хама и Ханаана, то есть, фактически, Хама и его потомков - это результат вот этого поведения Хама. Это проклятие, которое ложится на него и его потомков.

Мы видим здесь, как Священное Писание преподает один очень важный нравственный урок - о том, как там относиться к греху другого человека. И особенно – ко греху кого-то, кто стоит над нами: отца по плоти или еще кого-то, над кем может быть соблазн посмеяться. Мы должны ни в коем случае не насмехаться. Мы должны покрывать эти грехи и стараться поступить так же, как мы бы хотели, чтобы поступили с какими-то нашими грехами и немощами. Во всяком случае – чтобы, над ними хотя бы не смеялись.

И мы видим, как Сим и Иафет получают благословение.

да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.(Быт. 9:27)

Сим является предком богоизбранного народа израильского, Иафет - традиционно считается предком всех остальных европейских народов. И многие усматривали тут пророчество о том, что Иафет, то есть все народы, будут веселиться в шатрах симовых, то есть воспримут то божественное откровение, которое будет преподано через народ Израиля.

Ханаан же будет рабом ему.(Быт. 9:27)

тут подчеркивается, что Хам через свое поведение лишил себя благословения - не только для себя, но и для своих потомков. Для людей древности было очень важно, что человек продолжает себя в потомках. И вот то, что это наследие, - проклятие такое наследуемое, - подчеркивало тяжесть проступка Хама. Поэтому будем удаляться такого хамского поведения.

Мы с вами прочитали девятую главу Книги Бытия, мы читаем Писание в рамках библейского портала Экзегет.ру

Оставить комментарий