yandex

Бытие. Глава 8. - Сергей Львович Худиев

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Бытие. Глава 8.

Сергей Львович Худиев Бытие. Глава 8.
Эпизод в Библии:

Библейский портал Экзегет.ру представляет цикл бесед о Книге Бытия. Сегодня мы с вами читаем восьмую главу.

И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, [и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,] бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.(Быт. 8:1)

Мы видим здесь, что Бог вспомнил о Ное. Но не только о Ное и его родственниках, но также о всех животных. Это показывает, что Бог помнит, и заботится, и промышляет обо всем творении вообще

и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.(Быт. 8:1)

Библия говорит о власти Бога над всей природой над водой, над ветром, над всеми явлениями природы. Бог не является, как языческие боги, богом моря и, отдельно, богом ветра и, отдельно, богом солнца. Бог является владыкой всего мироздания.

И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.(Быт. 8:2)

Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.(Быт. 8:3)

И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.(Быт. 8:4)

Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.(Быт. 8:5)

и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.(Быт. 8:7)

То есть ворон не нашел, где ему сесть. И он долгое время летал.

По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега (Быт. 8:6)

То есть ковчег закрыт со всех сторон. И только по прошествии 40 дней, Ной открывает это окно ковчега, выпускает ворона.

Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, (Быт. 8:8)

но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.(Быт. 8:9)

И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.(Быт. 8:10)

Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.(Быт. 8:11)

Голубь с масличной ветвью в клюве - это очень известный символ. Люди, которые никогда не читали Библию, этот символ хорошо помнят - это «голубь мира». И это образ, как очень многие образы в нашей культуре, имеет библейское происхождение. Еще в советские годы, когда Библию было достать очень трудно, - это было огромная проблема, - все видели этого голубя, т.к. шла борьба за мир (по крайней мере, она декларировалось). И символом этой борьбы был голубь, держащий в клюве масличную ветвь.

Существует противопоставление политиков на ястребов и голубей - то есть на политиков, которые занимают более воинственную или более миролюбивую и позицию. И все это восходит к этому образу голубя, который является символом примирения. Он приносит масличный лист.

Масличный лист, который указывает на то, что Потоп кончился, на то, что уже там произросли какие-то растения. И можно высаживаться уже вновь на эту землю. Уже произошла глубочайшая перемена - мир обновился, мир стал другим. Грех и беззакония смыты этими водами Потопа. И кончился суд и гнев божий. И голубь прилетает как символ мира. Можно возвращаться к жизни в этом обновленном, преображенном мире. Потоп - это прообраз Суда Божьего вообще - в частности, Страшного Суда.

Потоп уничтожает все злое, все греховное. И начинается совершенно новая жизнь. Вот Ной и посылает голубя. И, в конце концов, голубь просто улетает - он куда-то там отправляется жить.

(Быт. 8:12) Он помедлил еще семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.

(Быт. 8:13) Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.

И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.(Быт. 8:14)

Все это время Ной находился в безопасности, закрывшись в ковчеге, и мы видим, как это нарисовано, что во время Потопа Ной не прохаживается по палубе. Он сидит там, внутри, в закрытом ковчеге. И он потом уже выглядывает из ковчега. Ковчег выглядит как закрытый объем, чтобы вода не проникла. Потому что сверху льется дождь, внизу вода, отовсюду подтекает. И поэтому ковчег держатся закрытым герметически.

Но ковчег это также образ Церкви, как мы уже говорили. Церковь - это ковчег спасения, и важно пребывать внутри этого ковчега, потому что это единственное безопасное место.

И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.(Быт. 8:14)

И сказал [Господь] Бог Ною:(Быт. 8:15)

выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;(Быт. 8:16)

выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.(Быт. 8:17)

И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; (Быт. 8:18)

все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.(Быт. 8:19)

Жизнь сохраняется благодаря этому спасенному остатку.

И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.(Быт. 8:20)

И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: (Быт. 8:21)

впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.(Быт. 8:22)

Здесь очень важный момент: когда Ной устраивает жертвенник и приносит Богу жертву, и эта жертва свидетельствует о том, что Ной желает пребывать в повиновении Богу. Ной желает заключить с Богом завет. И благодаря этому желанию, Ноя, который хочет быть с Богом, благодаря тому, что он принес жертву, Бог объявляет, что Он больше не будет осуждать землю за грехи людей.

Конечно, это повествование носит предельно упрощенный характер. Это как если бы кто-то объяснял важнейшие истинны о Боге малым детям. Но оно очень глубоко, в то же время. И здесь говорится о том, что жертва, которая приносится Богу, составляет собою приятное благоухание. То есть Бог принимает ее с благоволением.

В Новом Завете говорится о том, что жертва, которую мы приносим Богу - это плод уст, прославляющих Его. И мы видим, что Бог дает обетование, что больше не будет происходить Потопа.

… не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: (Быт. 8:21)

впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.(Быт. 8:22)

То есть нормальное круговращение сезонов (то, что лето сменяется осенью, осень – зимой, и так далее) - это не то, что происходит само собой. Это установление Божие, это проявление Божьей любви, Божьей заботы и Божьего попечения о мире. Бог выступает в повествовании о Потопе в качестве безусловного Владыки Мироздания, и в качестве Праведного Судьи. Богу не все равно, что происходит на земле. И для Бога важно, грешат ли люди или поступают справедливо.

Человеческий грех вызывает Потоп. Это было очень важное моральное послание, которое было необычно для людей того времени, для языческих народов, окружающих Израиль. Мы это знаем по дошедшим до нас памятникам языческой литературы. Боги не были как-то особенно заинтересованы в нравственном поведении людей. В поклонении – да, в принесении жертв – да, но в Книге Бытия, в повествовании о Потопе появляется вот эта идея - что Богу важно, как люди себя ведут. И грех беззакония навлекает Божье осуждение, которое проявляется в Потопе.

Мы с вами прочитали восьмую главу Книги Бытия, мы читаем Писание в рамках библейского портала Экзегет.ру

Оставить комментарий