yandex

Бытие. Глава 6. - Сергей Львович Худиев

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Бытие. Глава 6.

Сергей Львович Худиев Бытие. Глава 6.
Эпизод в Библии:

Библейский портал Экзегет.ру представляет цикл бесед о Книге Бытия. Сегодня мы с вами читаем шестую главу.

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, (Быт. 6:1)

тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. (Быт. 6:2)

Это загадочные, достаточно, слова Священного Писания, когда речь идет о сынах Божиих, которые увидели дочерей человеческих. Наиболее распространенное толкование, что сыны Божии - это ангелы или люди (как языческое представление о том, что цари и герои другие выдающиеся люди являются физическими потомками богов). То есть слова сыны Божии может относиться к тогдашним представлениям о языческих божествах, которые, как люди представляли в то время, могут вступать в физические отношения с дочерями человеческими. И у них может быть потомство. Это было очень широко распространенное представление о том, что выдающиеся люди имеют в себе примесь, так сказать, божественной крови.

И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. (Быт. 6:3)

То есть язычество начинается. Начинается почитание языческих божеств, которые здесь обозначены как сыны Божии. И люди начинают претендовать на то, что они кровно связаны с этими богами. Бог ограничивает время жизни человека. Он ограничивает время жизни человека ста двадцатью годами. И это ограничивает то зло, в которое человек впадает. Вот, мы видели зло человекоубийства, и здесь мы видим зло язычества, зло этого служения.

В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. (Быт. 6:4)

То есть появляются лидеры, появляются вожди, появляются цари. И они начинают претендовать на божественное происхождение, на то, что они являются потомками, бастардами - в древнем мире это достаточно распространенное представление.

И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; (Быт. 6:5)

Бог видит это развращение человеков на земле, которое проявляется и в убийствах, и которое появляется в поклонении языческим божествам.

и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.(Быт. 6:6)

Конечно же, надо понимать, что Библия здесь прибегает к такому простому детскому языку для того, чтобы передать важную мысль о том, что Бог не равнодушен к тому, как люди себя ведут. У Бога вызывает отвращение, вызывает негодование то, что люди совершают убийства, что люди впадают в язычество. Бог восскорбел и раскаялся - это не подобно человеческому раскаянию в том, что я был неправ и зря я так поступил. Это описывает глубокую скорбь и негодование Бога перед лицом человеческого греха.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.(Быт. 6:7)

Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].(Быт. 6:8)

Бог собирается совершить, наслать на людей Всемирный потоп и сгладить зло с лица земли. Так совершается Суд Божий по отношению к злу. И это один из Судов Божьих - первый из Судов Божьих по отношению к злу, о котором упомянуто в Священном Писании. И это то, что иногда вызывает у людей непонимание, недоумение. Вот как же Бог решил всех истребить с лица земли? Он же, вроде, любящий? Он же, вроде, благой и добрый?

И ответ на это недоумение такой, что именно по благости Божией Бог полагает предел злу. Именно благость Божия проявляется в том, что Бог полагает предел возрастанию человеков во зле. Поскольку Бог ищет вечного спасения человека, Бог иногда посылает людям смерть - для того, чтобы остановить их возрастания во зле.

Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].(Быт. 6:8)

Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.(Быт. 6:9)

Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.(Быт. 6:10)

Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.(Быт. 6:11)

И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.(Быт. 6:12)

И мы видим здесь Ноя, который праведный и непорочный, в то время как вся земля растлилась, вся земля наполнилась злодеяниями. Есть соблазнительные, пагубные слова: «Все так делают». Вот все делали очень плохо в это время, но Ной остается праведным и непорочным. У человека есть выбор: среди общего развращения он может остаться праведным и непорочным, если только он этого пожелает достаточно сильно.

…Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.(Быт. 6:9)

И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.(Быт. 6:13)

Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.(Быт. 6:14)

И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.(Быт. 6:15)

И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье].(Быт. 6:16)

И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.(Быт. 6:17)

Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.(Быт. 6:18)

Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.(Быт. 6:19)

Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского].(Быт. 6:20)

Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.(Быт. 6:21)

И сделал Ной все: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал. (Быт. 6:22)

Повествование о Потопе, которое начинается в этой главе, существует в языческих мифологиях тоже. И в свое время было большим шоком (и даже смутило много верующих людей), когда были расшифрованы таблицы, на которых был написан «Эпос о Гильгамеше». Это древнейший литературный памятник, который вообще у человечества есть. И в этом эпосе есть повествование Утнапиштиме – неком аналоге, «вавилонском Ное». И там тоже есть повествование о потопе - о том, что боги устроили потоп. При этом не сообщается почему. А Утнапиштиме оказался в любимцах у одного из богов, он ему шепнул, предупредил. Утнапиштиме построил ковчег и спасся от потопа.

Чем резко отличается библейское повествование от этих языческих представлений? Во всех языческих повествованиях о потопе, потоп - это непостижимый каприз богов: непонятно – почему потоп? И человек, который спасается - он спасается не потому, что он праведный и благочестивый. В этом нет никого морального значения, а просто ему повезло. Просто ему дали спастись. Но здесь, в Библии, в повествовании о Потопе содержится ясное моральное послание. У Потопа, у этой катастрофы есть причины: это грех и беззаконие людей. У спасения Ноя тоже есть причина - это его праведность, непорочность в роде сем.

Иногда очень любят выяснять, что там произошло, так сказать, физически? И была ли вся земля покрыта водой, и можно ли это с точки зрения науки как-то обосновать? И говорят ли там данные науки о том, что был Потоп? Или не было Потопа?

На самом деле то, что было исторически - это не так важно. Когда мы, например, читаем притчу о блудном сыне, возможна эта конкретная семья с конкретными людьми. Может быть, это просто притча, иллюстрирующая отношения Бога и человека. Это неважно с точки зрения содержания. Причем с точки зрения содержания, с точки зрения того богословского послания, которое мы находим - не так важно какие исторические события стояли за этим Потопом. Важно богословское послание.

И это послание состоит в том что, человеческая развращенность, человеческий грех вызывают Потоп как Божий акт, которым Бог сдерживает разрастание зла. И в этом потоке спасается Ной, который один остается праведен и непорочен в роде своем. И как он спасается? Он получает от Бога указания построить ковчег. И он верит. Он строит ковчег, это занимает какое-то время, требует больших усилий. И есть масса историй, масса фильмов, где снято, как он строит ковчег, а над ним все смеются и говорят: «Ну, ты вообще свихнулся, Ной. Ты сумасшедший какой-то сектант. Ты строишь ковчег, хотя никаких признаков Потопа нет». Но этот ковчег Ной строит. И он в него, в итоге, входит. Он создает этот ковчег, и он делает все, как повелел Господь Бог. То есть Ной повинуется Богу, он проявляет доверие Богу, и он через это обретает спасение. Ной есть образ человека, который верит и спасается.

Мы с вами прочитали шестую главу Книги Бытия, мы читаем Писание в рамках библейского портала Экзегет.ру

Оставить комментарий