Бытие. Глава 49. - Сергей Львович Худиев
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Бытие. Глава 49.
Библейский портал Экзегет.ру представляет цикл бесед о Книге Бытия. Сегодня мы с вами читаем сорок девятую главу.
И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни;
сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего.
Рувим, первенец мой! ты — крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества;
но ты бушевал, как вода, — не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, взошел.
(Быт. 49:1-4)
Речь идет о том, что Рувим переспал с наложницей своего отца. И через это он лишился благословения. Этот его грех привел к тому, что он был первенцем, он был самым важным и должен был наследовать благословение. Но через грех он его лишился.
Симеон и Левий, братья, орудия жестокости мечи их;
в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца;
проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле.
(Быт. 49:5-7)
Речь идет об истории, которую мы почитали несколько раньше. Был некий юноша, который возлег с сестрой их Диной и насильно овладел ею, но потом он и возлюбил ее. Он решил на ней жениться. И решили кончить все это дело миром. Но Симеон и Левий решили отомстить. Они коварно сказали, что давайте вы сделаете себя обрезание, чтобы мы могли вступить с вами в брак. Когда они сделали, когда они ослабели от обрезания, они на них напали и перерезали.
Вот этот самый поступок и имеется в виду. И Симеон, и Левий получают неодобрение, лишаются благословения из-за своего злого, мстительного поступка. Это важно, поскольку мы видим здесь как Библия проводит этику совершенно отличную от естественной этики. Вот естественное человеческое поведение: «Наших обидели? Мы страшно отомстим!». Для диких племен, где нет государственности, где нет прокурора месть – это способ выжить. Потому что для того, чтобы тебя не трогали, ты должен показать, что ты свирепой, ты страшной. Тот, кто тебя обидит, тот долго не протянет. Связываться со мной себе дороже! Естественно, в любом племени прославляются воины, прославляются свирепые воители, которые с мечами, которые готовы сурово расправиться со всеми врагами племени. Но Библия говорит: «проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа».
Иногда Библию называют древнееврейским эпосом. Это неверно в одном важном отношении. Если бы так, то действия Симеона и Левия были бы поданы как славный, восхитительный подвиг. Они - герои. Но здесь мы видим совершенно другое отношение. Насилие, кровопролитие осуждается. Иаков, который находится на пороге смерти - старый и мудрый. Он понимает, он видит Божий Замысел. Он видит, что Симеон и Левий поступили дурно и неправильно.
Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего.
Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?
Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов.
(Быт. 49:8-10)
Это одно из мессианских пророчеств примиритель которому покорность народов это Господь наш Иисус Христос, о котором здесь пророчествует
Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздей одеяние свое;
блестящи очи его от вина и белы зубы его от молока.
(Быт. 49:11,12)
То есть потомкам Иуды, как царствующему роду, пророчествуется, что он будет процветать.
Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона.
Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод;
и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани.
Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля;
Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад.
На помощь твою надеюсь, Господи!
(Быт. 49:13-18)
Довольно загадочные слова, что значит - быть «змеем на дороге, аспидом на пути»? Некоторые толкователи полагают, что из колена Данова произойдет антихрист, но это толкование достаточно аллегорическое. Это не сказано прямо, но такое толкование существует.
Гад, — толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам.
Для Асира — слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства.
Неффалим — серна стройная; он говорит прекрасные изречения.
Иосиф — отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною;
огорчали его, и стреляли, и враждовали на него стрельцы,
но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,
от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы,
благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.
Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу.
Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому свое.
(Быт. 49:19-28)
«Колена»– это рода. Мы не привыкли к этому слову – «колена». Здесь указываются на характер различных племен, которые происходят от этих 12 сынов Израиля.
И заповедал он им, и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина,
в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения;
там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию;
это поле и пещера, которая на нем, куплена у сынов Хеттеевых.
И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему.
(Быт. 49:29-33)
Израиль желает быть похороненным в той пещере, где была похоронена Сарра, , которую купил Авраам, и где похоронены его родные и его предки. Он желает приложиться к своему народу. Он желает поддерживать вот это преемство. И это то, что мы в Библии видим постоянно, что Народ Божий не должен раствориться, не должен забыть о том, кто он такой. Он не должен ассимилироваться. И это нежелание ассимилироваться, невозможность ассимилироваться - это удивительная особенность этого еврейского народа. Потому что, когда мы читаем о различных древних народах, которые упоминаются в Библии, - хеттеяне например, - на самом деле это был достаточно значительный народ, была даже империя у них, они правили обширными территориями. И теперь их нет. Не потому, что и всех вырезали, нет. Просто эти люди утратили свой язык, утратили свои обычаи. Они растворились в других народах. Их потомки живы, их потомки никуда не исчезли. Но они уже не помнят, что их предки были хеттеяне.
Это процесс, в общем-то, естественный. Это как наши эмигранты в других странах: и[ внуки уже полностью местные жители - французы или американцы. Они уже совершенно не говорят по-русски. И они совершенно никак? ни в каком отношении больше не являются русскими людьми. Они просто растворились. Также происходит и с другими народами - с представителями других народов, которые, может быть, живут у нас в России. Через несколько поколений они уже русские.
То же самое могло бы произойти с Израилем и очень легко. Ибо оказавшись в Египте, они оказываются в среде более высокой и более развитой цивилизации. Когда люди из менее развитого общества оказываются среди более развитой цивилизации, они очень быстро ассимилируются. Это абсолютно естественный процесс, но мы видим, что этого не происходит. Одно из проявлений желания сохранять «инаковость» - оно в том, что Израиль хочет быть похоронен со своими предками. Ему это важно. И через это Божие Благословение сохраняется в народе, сохраняется сам народ.
Мы с вами прочитали сорок девятую главу Книги Бытия, мы читаем Писание в рамках библейского портала Экзегет.ру