yandex

Бытие. Глава 4. - Сергей Львович Худиев

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Бытие. Глава 4.

Сергей Львович Худиев Бытие. Глава 4.
Эпизод в Библии:

Библейский портал Экзегет.ру представляет цикл бесед о Книге Бытия. Сегодня мы с вами читаем четвертую главу.

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. (Быт. 4:1)

Начинается жизнь людей в этом мире. Жизнь падших людей. И Адам, и Ева начинают рожать детей. Рожали бы они детей без грехопадения. До грехопадения? Да. Божий замысел состоял в том, чтобы населить вселенную потомками Адама и Евы, то есть само по себе супружество, само по себе чадородие - это благое Божье творение. Это важно понять, потому что были и остаются даже еретики, которые говорили, что само по себе супружество и чадородие - это что-то плохое. И вообще, все относящееся к телу - это что-то плохое. На самом деле - нет.

Мы знаем, что иногда люди, несведущие Священном Писании, говорят, что грех Адама и Евы состоял в их супружеской близости. Это не так. Грех состоял в нарушении заповеди Божией. И Бог не запрещал Адаму и Еве супружества - Он запрещал вкушать от древа познания добра и зла. Но как и все в падшем мире, как и все в поврежденный человеческой природе, конечно же, пол тоже глубоко поврежден. И, увы, выражается не так, как Бог его замыслил и не так, как Бог его создал.

… она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. (Быт. 4:1)

То есть каждая новая человеческая жизнь является Божьим даром. Мы знаем, что Каин не был хорошим человеком. И сейчас об этом прочитаем. Но, тем не менее, сотворен Богом каждый человек - это приобретение от Господа. Каждый человек живет в этом мире потому, что Бог его создал.

И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. (Быт. 4:2)

Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, (Быт. 4:3)

и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, (Быт. 4:4)

а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. (Быт. 4:5)

То есть Бог благосклонно принял дар Авеля, который принес первородных от своего стада. На дар Каина Он не призрел. Текст непосредственно не говорит, почему это так. Но мы можем предположить, потому что Библия много оставляет не проясненным для того, чтобы мы думали - для того чтобы мы остановились здесь и подумали: почему это может быть так?

И одно из возможных пониманий - это то, что жертвоприношения животных потом появляются в Ветхом Завете и предвещают Крестную Смерть Христа. И они, в этом отношении, как указывающий на Крестную Смерть Христа. Они в этом отношении принимаются Богом.

Каин сильно огорчился, и поникло лице его. (Быт. 4:5)

И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? (Быт. 4:6)

если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. (Быт. 4:7)

Мы видим, что Бог говорит Каину - Бог с ним напрямую заговаривает. Бог обращается к Каину для того, чтобы его направить, и поддержать, и утешить. Потому что другое возможное понимание - это то, что Каин приносит этот дар с неправильным отношением к Богу. И поэтому он оказывается Богу неугоден.

И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? (Быт. 4:6)

если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. (Быт. 4:7)

Грех присутствует, он лежит у дверей, но он влечет тебя к себе. Появляется в падшей человеческой природе искушение – грех, который влечет к себе, «но ты господствуй над ним»: но у человека есть свободная воля и он может сказать греху – нет! Он может господствовать над ним, он может не последовать путем, которым его влечет в грех.

И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. (Быт. 4:8)

То есть из зависти совершается первое убийство: Каин убивает Авеля. Он хочет его устранить, убить из-за того, что Авель оказался праведнее пред Богом.

И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? (Быт. 4:9)

То есть Каин пытается лгать Богу. Бог побуждает Каина к покаянию, но Каин, вместо этого, пытается лгать Богу.

И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; (Быт. 4:10)

Библия говорит это много раз, что невинная кровь, пролитая на землю, ее оскверняет. Земля начинает влиять к Богу. Пролитая кровь, которая скрылась в землю, на самом деле никуда не скрылась. Земля вопиет против убийцы.

и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; (Быт. 4:11)

когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. (Быт. 4:12)

Мы видим проклятия Каина – проклятие, которое возложено на него за убийство. И мы видим, как это повествование проникнуто и мистическим ужасом перед убийством - насколько ужасно, насколько чудовищно, когда человек проливает кровь другого человека. С тех пор в истории человечества было очень много убийств. И все эти убийства продолжаются. И всегда, у всякого убийцы всегда есть уважительные причины. Всегда, когда совершается убийство, всегда говорится, что Авель сам виноват, что Авеля нужно уничтожить, что всегда есть какие-то причины для того, чтобы убить такого человека. Но это библейское повествование нам показывает, что убийство - это всегда братоубийство. Мы все принадлежим к одному человеческому роду. И это всегда что-то ужасное - что-то, что навлекает проклятие.

И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; (Быт. 4:13)

вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. (Быт. 4:14)

И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. (Быт. 4:15)

Здесь мы видим удивительные слова Бога: «всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро». Мы видим, что Каин убийца, и кажется справедливым предать его смерти. Человек, который убьет Каина? Но Каин братоубийца, он злодей, он заслуживает смерти. Поэтому нужно его тоже предать смерти - это все будет хорошо справедливо. Но Бог говорит - нет, «всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро».

Здесь Бог порицает то что, нам представляется справедливой местью. Даже Каина убивать нельзя, хотя он убийца и злодей, но убивать его нельзя - за это «отмстится всемеро», говорит Господь Бог. Это не вмещается в наши головы, это не вмещается до сих пор, потому что люди всегда одобряют расправу над злодеем.

Некоторое время назад, в Японии известного 90-е годы лидера культа Секу Асахару и его шестерых сообщников повесили за организованную ими зариновую атаку, в ходе которой десятки людей погибли и тысячи людей получили те или иные раны, то или иное повреждение здоровья. Многие – тяжелое. Конечно же, они убийцы и злодеи. .Никак нельзя сказать, что они невинны. Но у нас многие одобрили то, что их казнили, то, что их повесили. И вот Библия говорит, что что-то в этой радости, что-то в этом одобрении смерти злодеев есть неправильное. Каин злодей и братоубийца, но Бог говорит, что всякому, кто убьет Каина - отмстится всемеро.

И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. (Быт. 4:15)

Это то, что называется каиновой печатью – то, что является знаком проклятия и, одновременно, является знаком того, что Каина убивать нельзя.

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. (Быт. 4:16)

Мы видим удивительные отношение Бога к убийце. Бог не убивает его, Бог не стирает его с лица земли. Почему Бог не стер с лица земли братоубийцу Каина? Потому что, неким таинственным образом, Бог продолжает любить свое творение. Даже если это Каин. Бог налагает на Каина наказание, о котором Каин ругается и недоволен, и говорит, что это больше, чем снести можно, но Бог не лишает его жизни. Бог делать ему печать, чтобы его не убили. Этот убийца и злодей, с одной стороны, проклят, но, с другой стороны, он остается Божьим творением. Бог продолжает о нем заботиться.

И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. (Быт. 4:17)

У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. (Быт. 4:18)

И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]. (Быт. 4:19)

Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. (Быт. 4:20)

Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. (Быт. 4:21)

Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема. (Быт. 4:22)

И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; (Быт. 4:23)

(Быт. 4:24) если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

Тут перечисляется потомки Каина и упоминается, например, его Иувал - отец всех играющих на гуслях и свирели, и Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. Здесь мы видим, как бытие человека в мире становится глубоко противоречивым. Орудие из меди и железа - и это оружие, это то, что используется для убийства, это то, что используются для войны. Каин порождает цивилизацию, в которой ее знание, технические навыки используются для производства оружия, чтобы убивать людей. И один из его потомков говорит (и это уже не Бог говорит - это говорит один из его потомков) – «я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне, если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро».

То есть Ламех говорит с таким надмением, что я сумею за себя постоять. Если кто-то попробует меня обидеть, кто-то на меня покусится, то за Ламеха отмстится в семьдесят раз всемеро, потому что у него есть эти орудия из меди и железа - эти мечи и копья. И он готов к насилию, он готов кровопролитию. И мы видим, как первое убийство приводит к нарастанию зла. Каин убийца, но потом Каина тоже убийцы, они производят оружие. И Ламех похваляется: «Кто меня заденет, то тому отмстится в семьдесят раз всемеро».

И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. (Быт. 4:25)

(Быт. 4:26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].

Мы видим, что хотя мир стремительно деградирует. За первым убийством следуют другие. Формируется каинова цивилизация, отвернувшаяся от Бога. Тем не менее, есть люди, которые начинают призывать имя Господа Бога. Мы видим, как в Библии формируется как бы два направления развития. Да, мир деградирует. Мир погружен в грех, но есть люди, которые призывают имя Господа Бога.

Мы с вами прочитали четвертую главу Книги Бытия, мы читаем Писание в рамках библейского портала Экзегет.ру

Оставить комментарий