yandex

Бытие. Глава 39. - Сергей Львович Худиев

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Бытие. Глава 39.

Сергей Львович Худиев Бытие. Глава 39.
Эпизод в Библии:

Библейский портал Экзегет.ру представляет цикл бесед о Книге Бытия. Сегодня мы с вами читаем тридцать девятую главу.

Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей.

(Быт. 39:1)

Мы читали как Иосифа его братья продали Измаильтянам, они привели его в Египет и продали как раба. Его купил египтянин Потифар.

Ученые, которые исследовали это повествование, отмечают там множество египетских деталей, которые были вполне узнаваемы. Потифар - имя египетское. Он царедворец фараонов, начальник телохранителей, то есть достаточно человек высокопоставленный.

И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина.

И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех.

И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его.

И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле.

(Быт. 39:2-5)

В чем, собственно, удивительность этого повествования? Человека продали родные братья в рабство. Он, конечно же, стал жертвой большой несправедливости и жестокости. Он был любимцем в своем родном доме. И тут его продают в рабство в Египет какие-то Измаильтяне. В Египте его приводят на рынок, и его продают как скотину. Вот к этому Потифару.

Что по этому поводу мог испытывать Иосиф? Он мог испытывать гнев, обиду, горе, негодование. Он стал жертвой явной несправедливости, явного преступления. И вот теперь он оказывается рабом в доме какого-то иностранца, какого-то египтянина. Он вынужден на этого египтяна теперь пахать - это ситуация, в которой было бы естественно испытывать горечь, испытывать негодование, испытывать ненависть – ненависть, по отношению к людям и ненависть по отношению к Богу, которые все это допустили. Наверное, был бы естественно и ожидаемо, если бы Иосиф сильно бы негодовала на Бога. И говорил: «Как вообще Бог допустил такое безобразие? Как я попал в рабство? За какие мои преступления? Теперь мною командует вот этот египтянин Потифар. Я должен пахать на него, как раб».

Мы видим, что Иосиф ведет себя совершенно по-другому - даже как-то неожиданно. Он был успешно в делах, и жил в доме господина своего египтянина, то есть он усердно и старательно служил своему рабовладельцу. Мы привыкли к тому, что рабовладельцы – гады, а рабы сильно и искренне ненавидят их. Мы солидарны с этой ненавистью потому, что они большую делают несправедливость: они держат людей в неволе. Если бы Потифар был честным, хорошим человеком, то он бы выкупил этого юношу. И отправил бы его домой. Была бы тогда бы ему честь и хвала. Но он его именно купил, и оставил у себя в доме. Стал эксплуатировать.

Как же Иосиф реагируют на эту несправедливость? Он старательно трудится для своего Господа. И Бог его благословляет - дом его господина устраивается. С какой бы стати Иосифу желать блага своему господину и трудиться на его благо? Он же не друг и не родственник, он его купил за серебро. Он с ним обходится несправедливо уже тем фактом, что держит ее в рабстве. Но Иосиф, вместо того, чтобы озлобиться, вместо того, чтобы иметь претензии ко всем и вся - вместо всего этого добросовестно служит своему хозяину.

Это удивительный урок Библии, которой относится к нам тоже. Поскольку у нас нет рабства, но у нас часто бывают ситуации, в которых мы чувствуем себя жертвами несправедливости. Бывают люди, которые вынуждены работать на какой-то работе, которая им не нравится: она тяжелая, низкооплачиваемая, они не пользуются авторитетом и уважением на работе, ими командуют, они вынуждены изнурительно трудиться для того, чтобы себя как-то прокормить, не видят перед собой перспектив. И в этой ситуации человеку легко начать испытывать гнев и негодование по отношению ко всему миру, по отношению к своим работодателям, по отношению к своим соработникам.

И вот Иосиф показывает пример того, как он оказывается в более несправедливой ситуации. Но вместо того, чтобы злиться и негодовать, он усердно трудится, исполняет свои обязанности как можно лучше.

И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина.

(Быт. 39:2)

Бог его благословляют в ответ на его смирение, в ответ на его готовность делать добро и трудиться ради своего нового господина египтянина. Иосиф исполняет свои новые обязанности, которые на него свалились, добросовестно.

И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех.

(Быт. 39:3)

Господь дает успех, но нужно само желание, чтобы этот успех был. То есть, что он очень старательно выполняет свои обязанности, старается сделать их как можно лучше.

И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его.

И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле.

(Быт. 39:4,5)

Потифар стал к нему относиться с большим доверием, ибо он знал, что Иосиф поступает честно в ситуации, когда он мог бы сказать, что он здесь раб, которого купили за серебро: «Сам тот факт, что я здесь нахожусь - это ужасная несправедливость. Никто и не думает платить мне справедливую цену за мою работу. Если обворую моего хозяина, я буду этим прав. Я еще очень маленькую себе компенсацию сделаю, если его обворую». Ничего подобного не приходит Иосифу в голову. Он старательно и честно трудится на своего владельца.

И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его.

И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле.

(Быт. 39:4,5)

Этот раб оказывается благословением для своего хозяина и приносит огромную пользу.

И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел...

(Быт. 39:6)

То есть Потифар, видя какой добросовестный и честный человек Иосиф, все оставил в его руках - он стал правителем его дома, сделал неплохую карьеру для раба, благодаря тому, что он усердно трудился, вел себя честно и старался делать добро своему хозяину в той ситуации, в которой он оказался. Вместо того, чтобы злиться, негодовать и приходить в уныние, отчаяние.

И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицом.

И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною.

(Быт. 39:6,7)

Некоторые исследователи предполагают, что Потифар был евнухом. В Египте евнухи могли занимать достаточно высокое положение. И они могли иметь жен, которые были знаком статуса. Но понятно, что они не могли жить супружеской жизнью. Возможно, эта женщина имеет некоторое такое извинение, что не было нормального супружества. Мы не знаем точно так или иначе, но она обратила взор она Иосифа.

И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною.

Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки;

нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?

(Быт. 39:7-9)

Какова могла быть реакция Иосифа достаточно ожидаемо. Он мог этим воспользоваться. И, даже, без особенных угрызений совести. Он мог сказать: «Я человек подневольный, она жена господина моего. Она мне сказала. Что я, подневольный человек, могу ей сказать? Я всего-навсего тут раб, в конце концов». Конечно, Иосиф мог бы сказать, что Потифар - рабовладелец. У меня к нему куча претензий. В конце концов, он мог бы сказать, что я тут вообще в рабстве. И я имею право себя как-то за это утешить. Но он отказался и сказал, что я не могу нарушить доверия моего господина. То есть там, где возникли эти отношения доверия, Иосиф отказывается совершить предательство, отказывается обмануть своего господина, он проявляет верность.

Для нас немного необычно все это потому, что мы привыкли к тому, что рабовладельцы - гады. Их полагается ненавидеть. Но здесь нет ничего подобного. Иосиф добросовестно и честно относятся к своему господину. Да, у него есть причины быть недовольным. Но «нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?».

Сюжет о несправедливом обвинении в прелюбодеянии или в насилии был достаточно «бродячим» - он часто встречается в древней литературе. Но в литературных памятниках других народов такое вот нравственное поведение человека, который отказывается от соблазна - не связано с отношениями со сверхъестественным. Этика, честность и порядочность в отношениях между людьми и в отношениях с богами – это для язычников не совсем одно и то же. Это несколько в разных областях лежит. Язычники не считали, что боги вникают в отношения между людьми, что богам важно, чтобы люди все время поступали друг с другом честно и справедливо. Но Иосиф понимает, что вся его жизнь проходит перед Богом - у него с Богом есть определенные личные отношения, и он понимает, что он не может совершить предательство по отношению к своему хозяину. Потому, что это одновременно было бы предательством по отношению к Богу, который его благословил. Мы понимаем, что Иосиф видит в том положении, в котором оказался, благословение, что он стал домоправителем.

Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею…

(Быт. 39:10)

Эта женщина вела себя настойчиво, то есть это не то, что у него был отдельный соблазн, он отказался и на этом закончилась. Нет. Она ему хозяйка. И она постоянно на него наседает. И он отказывается - проявляет упорное нежелание согрешить. Этому резко противоречит современная жизнь - в том, что у нас массовая культура продвигает такой образ человека, который ну просто ищет: где бы ему согрешить? Во что бы ему еще впасть? Жизнь - для того, чтобы сорвать цветы наслаждения, и он настойчиво бегает за грехом. Здесь мы видим нечто обратно. Грех бегает за человеком, а человек отказывается.

Случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было;

она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мною. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон.

Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон,

кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом…

(Быт. 39:11-14)

То есть она позвала домашних, то есть египтян и стала указывать, что Иосиф он еврей, чужак. Она сама его домогалась, но обвинила его в попытке изнасилования.

и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон.

И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой.

И пересказала ему те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною,

но, когда я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон.

Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: «так поступил со мною раб твой», то воспылал гневом;

и взял Иосифа господин его, и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там, в темнице.

(Быт. 39:15-20)

Некоторые толкователя предполагают, что на самом-то деле Потифар не поверил своей жене. Он имел представление о том, что, собственно, это за дама. Потому, что он не убил Иосифа на месте, что было, в общем-то, ожидаемо. Раб, который попытался изнасиловать жену хозяина, очевидно, долго бы не протянул при таком раскладе. Но Потифар Иосифа не убивает, а отправляет в темницу, из-за чего некоторые толкователи предполагают, что все-таки Потифар с некоторым скепсисом отнесся к заявлению своей жены. Но он решил, что не будет становиться на сторону раба против жены.

И вот происходит новый поворот в жизни Иосифа. Иосиф упорным и честным трудом добился стабильного положения. Он в рабстве все-таки выбился как-то в люди. Он сделал из своего ужасного положения раба что-то приемлемая, он выбился в домоправители, он безупречно служил своему хозяину, он честными и усердными трудами всего добился. В итоге, его оклеветали, его обвинили в преступлении, которого Иосиф не совершал, и бросили в темницу. Причем он не только не совершал греха, напротив, это ему предлагали совершить грех, настойчиво склоняли к греху. Он отказался. По этой причине и попал в темницу. Тот же самый Потифар, доверие которого он так ценил, ввергает его в темницу. Новая несправедливость. Все рухнуло. Здесь опять-таки хороший случай впасть в уныние, в отчаяния, в озлобленность, в негодование, в ненависть ко всему миру. Но ничего подобного не происходит.

И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы.

И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем.

Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех.

(Быт. 39:21-23)

Мы видим, что Иосиф продолжает вести себя как человек трудолюбивый, кроткий, честный - даже в темнице. Понятно, что темница - это очень неприятное место. И начальник темницы - человек суровый. Он имеет дело не с самыми приятными людьми. Но Господь даровал Иосифу милость и благоволение в очах начальника темницы. Мы видим, что милость Божия проявляется в том, что человек обретает милость и благоволение, но эта милость проявляется не так, что вот неким сверхъестественным образом, внезапно начальник темницы начинает прекрасно относиться к Иосифу. Для этого, очевидно, Иосиф вел себя так, чтобы расположить себе начальника темницы.

И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем.

Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех.

(Быт. 39:22,23)

Как и Потифар, начальник темницы ставит Иосифа начальником, полностью доверяет Иосифу. То есть Иосиф, пережив эту страшную несправедливость, вместо того, чтобы озлобиться на весь мир, сидя в темнице, тем не менее, находит возможность сделать что-то полезное. И этим своим поведением Иосиф привлекает к себе симпатии самых разных людей, в том числе начальника темницы.

Мы с вами прочитали тридцать девятую главу Книги Бытия, мы читаем Писание в рамках библейского портала Экзегет.ру

Оставить комментарий