yandex

Бытие. Глава 3. - Сергей Львович Худиев

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Бытие. Глава 3.

Сергей Львович Худиев Бытие. Глава 3.
Эпизод в Библии:
Приблизительное описание лекции:

Библейский портал Экзегет.ру представляет цикл бесед о Книге Бытия. Сегодня мы с вами читаем третью главу.

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт. 3:1)

Это повествование о грехопадении, которое выражено, с одной стороны, очень простым, детским таким языком, который доступен пониманию самых разных людей. С другой стороны, это рассказ чрезвычайно глубокий. И для того, чтобы в него проникнуть, нам понадобится заглянуть за эти библейские символы, чтобы понять, о чем речь идет.

Кто такой змей? В откровении Иоанна Богослова мы читаем: «И низвержен был древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную», то есть речь идет о сатане - речь идет о падшем духе, который пал еще до человека.

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт. 3:1)

Мы видим тактику, к которой прибегает змей, говорящий: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?». Неужели Бог дал такой бессмысленный запрет? Он насадил этот рай, посадил вас в сад, где деревья с чудесными плодами, и сказал – не ешь ни от какого дерева в раю. Им теперь с голоду помереть? Какой бессмысленный запрет! Какое бессмысленное тиранство!

Мы видим, что первое, что пытается сделать диавол - это исказить заповедь Божию, чтобы представить ее бессмысленной, тяжкой и неисполнимой, и Бога, таким образом,- тираном. И мы с этим сталкиваемся. Это тактика сатаны продолжается до сих пор. И так бывает, что человек сталкивается с какими-то искажениями христианской веры, когда ему кажется, ему кто-то говорит об этом, внушает такую мысль, что Бог только и хочет наложить на людей какие-то бессмысленные, тяжкие запреты, которые, к тому же, еще и невозможно выполнить. Просто так вот - чтобы служба медом не казалась. И это у человека вызывает внутренний протест, раздражение и гнев. Ну как же не есть ни от какого дерева в раю? А зачем тут вообще насажены эти деревья? И жена, вроде бы, сначала “не ведется” на это.

И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, (Быт. 3:2)

только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. (Быт. 3:3)

Обратим внимание, что здесь жена немного искажает заповедь Божию. Он не сказал «не прикасайтесь» – Он сказал «не ешьте». Жена произвольно ужесточает Божьию заповедь. Она ведется за сатаной. Не так сильно, как он бы хотел, но немножко ведется - что заповедь якобы еще состоит в том, чтобы не прикасаться.

И сказал змей жене: нет, не умрете, (Быт. 3:4)

но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. (Быт. 3:5)

Чем важно повествование грехопадения - это не просто повествование о событии, которое произошло когда-то очень давно. Это повествование о том, что происходит с нами здесь и сейчас. Это помогает нам понять нашу собственную участь, наши собственные поступки, наши собственные отношения с Богом.

Довольно часто говорят, что ну как же так - вот Адам и Ева когда-то, на заре человеческого рода чего-то нарушили, а я чем виноват? Ну, в общем-то, тем же самым. Ты тоже являешься участником их мятежей, и ты таким же точно образом падаешь и грешишь, как они упали и согрешили.

Что говорит змей? Он говорит: «Нет, не умрете». Он говорит: «Бог сказал неправду». Бог сказал, что вы умрете, но Он вас обманул, Он сказал неправду. И с тех пор змей постоянно говорит людям: «Нет, вы не умрете. Нет, вы можете грешить, вы можете пребывать в нераскаянии - и вы не умрете: все будет в порядке». Это ложь, которую он постоянно выдвигает - вы не умрете, если вы будете грешить.

Напротив: «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». «Добро и зло» - это просто идиома, которая означает «знать все на свете». В библейском контексте говорят «небо и земля» - и это включает себя небо, землю и все, что между ними, то есть все существующее. Так же «добро и зло» означает, что вы будете знать все. Вы приобретете знание, и вместе со знанием вы приобретете могущество. И вы приобретете это могущество вне и помимо Бога.

Обратим внимание на то как работает эта уловка. Люди поставлены владыками над всеми делами рук Божьих. Человек поставлен Божьим наместником в творении - мы читаем это второй главе Книги Бытия. Бог все ему дал. И сатана предлагает украсть то, что Бог и так дает даром. Бог дает даром могущество. Бог дает даром знания. Бог дает даром все. Но сатана хочет, чтобы люди получили это каким-то обходным, кривым путем - чтобы они это украли у Бога.

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. (Быт. 3:6)

«Знание – сила» - это известное высказывание Френсиса Бэкона. Был даже журнал такой, может он даже и сейчас выходит…

Знание дает могущество, которое автономно, независимо от Бога. Бог дает знания. И можно обладать знанием, можно обладать могуществом в послушании Богу, но Ева делает выбор получить все это независимо от Бога.

…и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. (Быт. 3:6)

И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. (Быт. 3:7)

Человек утрачивает невинность, и он обнаруживает, что он наг.

И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. (Быт. 3:8)

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? (Быт. 3:9)

Грешный человек, который согрешил, который нарушил заповедь Божию, пытается делать две вещи. Первое - он пытается прикрыть свою наготу, он пытается прикрыть свои грехи. Он делает себе смоковное опоясывание и пытается спрятать, пытается как-то прикрыться. И второе - он пытается спрятаться от Бога, он пытается удалиться от него подальше, пытается делать вид, что Бога нет. Потому что для него воспоминания о Боге причиняют боль, и человек скрывается от Бога

А Бог его ищет.

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? (Быт. 3:9)

Речь здесь идет не о том, что Бог не знал где Адам. От Бога бессмысленно прятаться. Бог всегда знает. Но Бог здесь ищет восстановить эту дружбу с Адамом.

Адам, где ты? Это слова, которые Бог обращает к своему заблудившемуся, утраченному другу, которого Он призывает вернуться.

Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. (Быт. 3:10)

Нагота делается предметом уязвимости, предметом позора и предметом глубокого недоверия. Я боюсь, что Бог увидит меня таким, какой я есть - Он увидит меня нагим. Одежда - это также символ определенного статуса, определенной закрытости, когда человек защищен, потому что он облачен в определенную, например, царскую одежду. Это - знак статуса. Но когда у него нет этой одежды, он чувствует себя уязвимым, он не доверяет Богу, и он скрывается.

И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт. 3:11)

Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. (Быт. 3:12)

Это очень важное слово, которое произносит здесь Адам. Почему? Так уж так устроен грех. И мы это видим миллион раз, и мы это знаем на собственном опыте - какова реакция, когда мы обнаруживаем, что мы согрешили.

Нас в это вовлекли другие люди. Другие люди меня настолько достали, привели в такое раздражение, что я там сорвался, ругался. Бедность довела меня до кражи. Злодейство других людей довело меня до того, что я и сам сделался злодеем. Да, я солгал, но они лгали еще больше. Да, я совершил какой-то грех, но они грешили еще больше. Да, я обругал жену, но вот она кого всех достанет, и тому подобные вещи.

Вот и Адам говорит: «жена, которую Ты мне дал». То есть Адам, вместо того, чтобы сказать, спросить у Бога: «я согрешил, может ли Бог как-то теперь простить, помиловать исцелить меня?», предпочитает перекладывать ответственность на жену («Мне жена дала, вот она виновата!»). И, косвенно - на Бога: «жена, которую Ты мне дал». Я не виноват, виновата жена, виноват Господь Бог.

И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. обольстил меня и я ела жена в свою (Быт. 3:13)

Она, в свою очередь, перекладывает ответственность на змея и, тоже косвенно, на Бога потому а чего Он позволил змею тут ползать? Совершенный грех приводит к тому что Адам и Ева не раскаиваются. Почему? Они не верят Богу, они пытаются вывернуться, они пытаются лгать. Чрезвычайно глупо пытаться лгать, когда имеешь дело со всеведущим Богом. Но они пытаются лгать, потому что они Ему не доверяют, они не верят в Божью любовь, не верят в Его прощение. И поэтому они начинают лгать, потому что корень самооправданий - в неверии в благость Божию.

Когда человек не верит в то, что Бог может его помиловать и простить, он начинает врать, он начинает выворачиваться. Адам сваливает на жену, жена сваливает на змея, и я даже видел недавно такую смешную карикатуру, что змей сваливает на ежа, еж - сваливает на птичек, а птички сваливают на червячков. В общем, все на всех сваливают. И это с тех пор наблюдается в мире. Мы это видим постоянно, мы это чувствуем, мы сами так поступаем, когда мы обнаруживаем свой грех, у нас появляется миллион оправданий.

Вот когда мы сделаем что-нибудь хорошее, мы обычно не говорим при этом: «Мне показали пример, меня воодушевили, мне помогли это сделать, у меня просто были возможности это сделать». Нет, мы обычно говорим: «Вот, я сделал нечто хорошее, потому что я хороший человек». Когда мы делаем что-то плохое, то это не мы - это всегда кто-то другой. И это так всегда происходит в отношениях, начиная от отношения в семье между близкими людьми и кончая отношениями между государствами, когда государственные мужи обвиняют друг друга в том, что они первые начали: они – виноваты, а мы - не виноваты.

Недавно я прочитал интересную книжку по психологии, которая носит очень интересное название: «Ошибки были допущены, но не мной». И там речь идет о том, что люди всегда занимаются самооправданиями – всегда! Такова человеческая падшая природа. И эти самооправдания не дают Богу исцелить нашу ситуацию, поскольку если я скажу, что я плохо поступил, если я скажу, что нуждаюсь в прощении, что я нуждаюсь, чтобы Бог помог мне все это как-то исправить, то Бог придет ко мне на помощь. Если я настаиваю на том, что виноват в моих поступках кто-то другой, я не даю Богу возможности эту ситуацию исцелить, не даю Богу возможности мне помочь.

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; (Быт. 3:14)

Змей изображался в языческих культах того времени прямоходящим - тогда змей служил предметом поклонения - тут есть, определенный момент полемики с язычеством того времени, где змей изображался в виде кого-то там поклоняемого. И это повествование Книги Бытия говорит, что нечего тут змею поклоняться - он обманщик и он наказан: он ползает на брюхе.

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Быт. 3:15)

Это святыми отцами толкуется как пророчество о Христе, пророчества о Мессии. Рожденный от жены (то есть от Пресвятой Богородицы) Господь Иисус поразит змея в голову, а змей будет жалить его в пяту, то есть он добьется того, что Господа распнут. Но через это змей потерпит очевидное поражение. И мы видим здесь, что сразу же после грехопадения, Бог уже приоткрывает, что Он собирается спасти человеческий род. Сразу же после грехопадения открывается Божий замысел о спасении человеческого рода.

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. (Быт. 3:16)

Грехопадения - утрата отношений с Богом. Оно имеет свои последствия, и последствия прискорбные, последствия пагубные и для жены, и для мужа. Мы видим здесь, как бедствие человеческого рода является результатом грехопадения, результатом утраты отношения с Богом.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; (Быт. 3:17)

терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; (Быт. 3:18)

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (Быт. 3:19)

Проклята земля за тебя - человек наделен властью над тварным миром, как мы уже говорили. И грехопадение человека тяжелейшим образом отразилось на всем творении. Человек сделался врагом Богу, ближнему, самому себе и всему природному миру. Из-за этого жизнь человека превращается в борьбу с природой. Мы это выражение слышали: «Мы не можем ждать милости от природы». И в самом деле, природа нам теперь не милостивая мать. Наоборот, у нас с ней постоянная война и конфликт - люди вырывают себя пропитание у природы тяжелыми трудами. И «в поте лица твоего будешь есть хлеб» - то есть даже пропитание будешь добывать с тяжелым трудом, доколе не возвратишься в землю, пока не умрешь. И человек, который был призван обрести вечную жизнь у Бога, лишился этой вечной жизни через грех. И он умирает, он возвращается в землю, с который был взят, «ибо прах ты и в прах возвратишься». То есть человек был сотворено из праха земного. И он возвращается в этот прах.

И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. (Быт. 3:20)

И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. (Быт. 3:21)

Под одеждами кожными понимаются две вещи. Тут два есть толкования, и они оба могут быть верными, потому что Библия – это, такой, многозначный текст. Первое толкование - это то, что изменилось физическая природа человека таким образом, чтобы человек смог жить в этом грехопадшем мире. Вот это и есть – одежда кожаная. И одежда кожаная показывает, что человек утратил общение с духовным миром, потому что для него, в его падшем состоянии это общение с духовным миром было бы не полезно, поскольку он бы вошел в общение с бесами. То есть одежда кожаная - это изменение человеческой природы.

Есть другое истолкование, что одежда кожаная - это одежды, которые были сделаны из убитого животного. Кожаная одежда предполагает, что это животное было убито. И это была первая жертва, которая была закона для того, чтобы прикрыть человека. И это прообразовывает те жертвы животных, которые приносятся в Ветхом Завете, и, в конечном итоге, это прообразовывало Жертву Христа.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. (Быт. 3:22)

В этом стихе содержится как бы Божественная ирония, когда Бог говорит: «вот, Адам стал как один из Нас». И вот эти слова «один из нас» - они тоже трактуется по-разному. Некоторые говорят, что это такое царственное «мы» - так в царском манифесте писали «Мы, Николай Второй». Некоторые говорят, что здесь есть прообраз указания на Троицу. Так или иначе, Адам стал претендовать на то, что он станет Богом. Но у него это не получилось. Он пытался познать добро и зло, но это кончилось катастрофой. «Теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» - человек был предназначен для вечной жизни, но он ее утратил через грех. И теперь даровать грешному падшему человеку жизнь вечную было бы и невозможно и пагубно для самого человека, потому что вечная жизнь во грехе - она как раз и было бы адом. И поэтому Бог закрывает это древо, он не дает человеку вечной жизни.

И смерть становится, с одной стороны, результатом и греха, и возмездия за грех. С другой стороны, она становится определенного рода лекарством, которое сдерживает возрастание человека во зле, и которое, в конечном итоге, послужит к его спасению, когда смерть человека будет воспринята нашим Искупителем Иисусом Христом.

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. (Быт. 3:23)

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. (Быт. 3:24)

Человек оказался изгнан из рая из-за своего греха. И мы здесь оказываемся в состоянии изгнания, мы утратили то вечное блаженство, вечное счастье, для которого мы были созданы. И теперь главная трагедия нашего существования - это то, что мы живем не в раю. Мы глубоко тоскуем в глубине сердца по раю, мы туда хотим и мы оттуда изгнаны. Вот эта тема изгнания - она является глубочайшей для Библии. Библия помогает нам осознать, что с нами не так. Она позволяет понять трагедию человеческого существования и тот выход из этой трагедии, который нам указывает бог

Мы с вами прочитали третью главу Книги Бытия, мы читаем Писание в рамках библейского портала Экзегет.ру

Оставить комментарий