yandex

Бытие. Глава 2. - Сергей Львович Худиев

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Бытие. Глава 2.

Сергей Львович Худиев Бытие. Глава 2.
Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

Так совершены небо и земля и все воинство их. (Быт. 2:1)

Очевидно, речь идет о рассказе который содержится в первой главе Книги Бытия, где говорится о том, что Бог сотворил весь мир, и Бог сказал, что это хорошо. Важно подчеркнуть, что в этом отношении Библия отличается от многих учений, которые существовали в истории существуют в истории человечества. Поскольку Библия провозглашает, что материальный мир сотворен Богом и он в принципе хорош.

Бог сказал, что творение хорошо - это благо. В истории мира, в истории Церкви даже возникали гностические течения, которые говорили, что материальный мир - это что-то плохое, это что-то, что создал какой-то низший Демиург. А вот настоящее спасение - оно чисто духовно.

Библия не поддерживает эту точку зрения. Бог создал материальный мир. Бог любит материальный мир. Материальный мир хорош весьма. Другое дело, что как мы узнаем позже, он поврежден грехом, но изначально он фундаментально благ.

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. (Быт. 2:2)

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. (Быт. 2:3)

Здесь мы видим особый литургический день - день субботний, день отдохновения. Надо отметить, что иногда людей смущает то, что мы празднуем как день отдохновения в воскресение, а не субботу. И это связано с тем, что у нас - это одна из особенностей нашего языка - у нас язык, как и некоторые другие языки мира, теоформный: наш язык насыщен элементами христианской веры.

У нас дни недели, например, связаны именно с событиями священной истории. И у нас суббота как день недели и суббота как священный день отдохновения – совпадают: это одно и то же слово. На самом деле, в Библии суббота как священный день отдохновения и суббота как день недели - это разные понятия. Точно также как во многих языках это так. Например, по-английски «sabbath» - это именно священный день отдохновения, а вот суббота будет «Saturday». Я когда учил английский, я в этом путался одно время.

Священный день отдохновения в нашем христианском контексте - это воскресение. Бог отделяет седьмой день как день отдыха, как день, когда мы радуемся тому, что Бог сотворил этот мир. И вспоминаем, что этот мир сотворен Богом, мир принадлежит Ему. И мир, в своем фундаменте весьма хорош. В этом отношении Библия отличается космическим оптимизмом: что зло - это некая временная порча, которая в итоге будет преодолена. Что в своем фундаменте, в своей основе мир - это хорошо, существование - это хорошо, то что сделал Бог это хорошо весьма.

Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, (Быт. 2:4)

и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, (Быт. 2:5)

но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. (Быт. 2:6)

Мы видим, как Бог приуготовляет сцену. Он приуготовляет место для венца творения - для человека. И наконец, Бог создает человека.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.(Быт. 2:7)

Мы видим здесь, что человек состоит из двух принципиально разных элементов. Он создан из праха земного, то есть человек создан из материи, обладает материальным телом. Это важная часть человека, то есть тело это не что-то случайное, это не какая-то темница духа, в которую мы попали. Мы, на самом деле, должно быть чистыми духами. Нет. Мы никогда не создавались Богом в качестве чистых духов. Это не его замысел: «создал Господь Бог человека из праха земного».

Мы можем по-разному себе представлять сотворение из праха земного. Смысл библейского текста в том, что человек обладает материальным телом. Так создал Бог, и вдунул в лицо его дыхание жизни. Но, в то же время, человек обладает духовной составляющей, которая вдунута Богом. Человек обладает животной природой. Мы - как другие животные. Мы живем в этом мире, мы вкушаем пищу, мы взаимодействуем с окружающей средой, мы продолжаем свой род, мы ведем себя во многих отношениях просто как высшие млекопитающие. Но мы обладаем принципиально отличающий нас от всех остальных живых существ составляющей - вот этим дыханием жизни, которое вдохнул Бог. Мы обладаем бессмертной душой. Мы принадлежим обоим мирам - физическому и духовному. Мы Божьи наместники в этом материальном мире.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.(Быт. 2:8)

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.(Быт. 2:9)

Рай здесь описывается как некое местопребывание первых людей, которое имеет место до их грехопадения. И там Господь Бог поселил человека. «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи», - то есть в раю Бог создал все необходимое для человека: Бог произрастил всякое дерево, Бог создал все эти прекрасные чудесные плоды, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Вот под этим деревом жизни понимается обычно, в святоотеческих толкованиях, иносказательное и обозначение Богообщения, иносказательное обозначение самого Бога. А также древа познания добра и зла, с которым мы потом еще встретимся - почему оно насажено, почему оно важно.

Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.(Быт. 2:10)

Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; (Быт. 2:11)

и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.(Быт. 2:12)

Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.(Быт. 2:13)

Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.(Быт. 2:14)

Мы видим здесь, что этот райский сад, где пребывают первые люди - это некое конкретное место, которое находится где-то в районе современного Ирака. И этим подчеркивается то, что Бог создал рай здесь, на земле. И цель Бога в том, чтобы восстановить свое творение.

Есть разные представления о падении и спасении. Есть гностическое представление о спасении: что мы, на самом деле, принадлежим к каким-то другим мирам. Мы себя здесь так плохо чувствуем, у нас здесь все так болит, мы здесь стареем и умираем, мы никак не можем вписаться в этот мир - потому что мы, на самом деле, не отсюда, потому что мы, на самом деле, принадлежим и другим мирам.

Это примерно как известный сюжет фантастической литературы: как человек выясняет, что на самом деле он инопланетянин. Он не отсюда - не местный товарищ. Его должны прилететь и эвакуировать на космическом корабле.

Библия не разделяет такого взгляда на грехопадение. Мы - граждане этого мира. Мы здесь местные¬ - в том плане, что мы созданы на этой земле. Мы созданы для того, чтобы жить на этой земле. Бог создал человека и поселил его в рай, который был здесь, на земле. И грехопадение состояло в том, что человек нарушил волю Божию, а не в том, что он откуда-то прибыл в этот мир.

Этот мир - Бог его любит. Бог любит материю. Бог любит деревья. Бог любит плоды. Материальное создание само по себе – благо. Рай это состояние до грехопадения. Он описывается как что-то, что происходит здесь, на земле.

И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.(Быт. 2:15)

И мы видим, что Бог поселяет человека в Едемском саду - для чего? Для того, чтобы возделывать его и хранить его. То есть человек поставлен, чтобы возделывать и хранить Божье творение. Это значит, что человек наделяется определенной властью. Здесь мы видим резкое отличие Библии от языческих повествований той эпохи, потому что в языческих повествованиях боги творят людей, чтобы люди приносили им жертвы, чтобы люди на них работали, чтобы люди как-то обслуживали богов. Но Бог Библии резко отличается тем, что не нуждается ни в каких жертвах, Он не нуждается ни в каком обслуживании. Он творит из чистой щедрости.

И Он делает человека садовником, который должен заботиться о Божьем творении. Бог любит свое творение. Бог создает этот прекрасный сад. И Бог дает это творение человеку. Бог доверяет это творение человеку. Служение садовника - есть служение любви. Садовник заботится о саде, следит за тем, чтобы там все хорошо росло. Он обходит этот сад и смотрит - чему помочь, где нужно разрыхлить почву, где нужно полить, где нужно проложить так, чтобы вода свободно проходила. Он заботится об этом саде. И от человек посажен в это мироздание для того, чтобы о нем заботиться - как садовник заботится о саде.

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, (Быт. 2:16) зла не ешь от него

а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.(Быт. 2:17)

Здесь появляется это таинственное дерево познания добра и зла. И оно вызывает, конечно, множество вопросов. Мы видим, что рай - это абсолютно безопасное место, это абсолютно комфортное место, где есть разнообразные плоды. Человек посажен в это место, чтобы с любовью его возделывать. Все, вроде бы, очень хорошо. И тут появляется это самое дерево познания добра и зла.

Иногда люди спрашивают: «Но если не надо было, чтобы от него есть, зачем оно вообще было посажено? Почему его, тогда, не обнести забором? Не спрятать с глаз долой?».

По одной очень важной причине: для того, чтобы человек имел возможность духовно расти, проявляя послушание Богу. Мы духовно возрастаем, мы духовным меняемся, мы растем в наших отношениях с Богом, когда мы принимаем свободное решение Богу повиноваться.

Когда мы можем делать все, что угодно и нам ничего не запрещено - мы не можем проявить послушание. Я, например, никогда в жизни своей не брал взяток. И это, с одной стороны, хорошо. Но, с другой стороны, это никак нельзя поставить мне в заслугу, потому что я никогда не занимал должности, на которой бы мне предлагали взятки. То есть у меня не было возможности совершить такое преступление. И, следовательно, у меня не было возможности отказаться его совершать и проявить свою честность.

Когда мы сталкиваемся с теми или иными испытаниями в нашей жизни, или когда мы имеем дело с теми или иными запретами (Бог говорит - не делай этого!), у нас есть возможность послушаться и возрасти в познании Бога и возрасти в послушании Богу. Когда у нас есть возможность нарушить некий запрет Бога, но мы отказываемся это делать, то мы свободно избираем - доверять и повиноваться Богу. Через это мы духовно возрастаем.

И вот для Адама это дерево познания добра и зла, о котором Бог заповедует не есть от него - это возможность проявить послушание Богу и возможность возрасти в отношениях с Богом. Я тебе доверяю, что ты сохранишь мою заповедь и у тебя есть возможность это мое доверие оправдать.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.(Быт. 2:18)

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. (Быт. 2:19)

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. (Быт. 2:20)

Мы видим, как Бог дает человеку участвовать в творении. Человек нарекает имена всем животным. В античном мире (тем более - в библейской древности) имя - это не просто обозначение, это не просто маркер, по которому мы отличаем один предмет от другого. Имя - это то, что описывает сущность того или иного лица или того или иного предмета. Имя - это то, что выражает его внутреннюю реальность, его связь с другими реальностями. Поэтому, наречение имен - это важный акт участия человека в Божественном творении.

…но для человека не нашлось помощника, подобного ему. (Быт. 2:20)

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. (Быт. 2:21)

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт. 2:22)

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. (Быт. 2:23)

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. (Быт. 2:24)

Рассказ о сотворении Евы из ребра Адама всегда был предметом всякого юмора со стороны противников нашей веры. Но, на самом деле, это очень глубокое, очень важное повествование, поскольку здесь о жене говорится как о помощнике человека, которая сотворена из его плоти и звук костей.

Почему это важно очень отметить? Мы живем сейчас в мире, который сформирован уже двумя тысячелетиями христианства. Мы привыкли к идее о равноправия полов, но эта идея была бы очень странной для большей части человеческой истории.

Например, в греческой мифологии первая женщина - это Пандора. Есть выражение: «открыть шкатулку Пандоры». Это первая женщина, которую боги создали в наказание мужчине, и которой они дали шкатулку со всеми человеческими несчастьями, строго заповедав эту шкатулка не открывать. Но Пандора была любопытная. Она открыла эту шкатулку. Несчастья вылетели. И с тех пор они в греческой культуре (это как пример языческой культуры) - там сохранились даже жалобы: надписи мужчин, которые вас жаловались на то, что никак нельзя завести сыновей без помощи женщин. Приходится с женщинами связываться. И женщины занимали во всех античных культурах очень сильно униженное положение.

Но здесь говорится, что женщина это помощник мужчине. И что она плоть от полти и кость от костей его. Здесь мы видим провозглашение единства человеческого рода. И здесь же провозглашается брак. Потом на эти слова ссылается Господь Иисус в Евангелии: когда Его спрашивают о допустимости развода, Он ссылается на эти слова: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть». То есть двое будут одним человеком.

Вот это установление таинства брака восходит к творению. Это важно отметить, потому что сейчас мы сталкиваемся (точнее - христиане в других странах сталкиваются) с пересмотром понятия брака. Браком уже объявляют что-то сильно отличающиеся от союза мужчины и женщины. И поэтому важно отметить, что брак - это не юридическое установление, которое можно было бы пересмотреть, переиначить. Даже, это не религиозное установление - это природное установление: человек так сотворен, что мужчина и женщина вступают в брак. И мы видим здесь, что они становятся одной плотью. Это подразумевает супружескую близость, и это также подразумевает необратимый характер этой близости.

Это подразумевает, что муж и жена становится как бы одним человеком. Эта связь, которая не может и не должна быть разорвана. Примерно так же, как вы не можете перестать быть братом своей сестры, вы не можете перестать быть сыном своей матери - точно так же, с библейской точки зрения, брак нерасторжим – вы не можете перестать быть мужем своей жены. Это те отношения, которые устанавливаются навсегда. И это одна из острых конфликтных тем в нашей культуре, поскольку в нашей культуре отношение к браку очень невысокое – считается, что если не сошлись характерами, то разойдемся. И если люди согласны расходится - естественно выяснится расхождение в характерах: у любых двух людей неизбежно есть расхождение в характере. Но Божий замысел о браке - это брак нерасторжимый. И мы должны признать, что там, где мы были неправы, там, где мы поступали не по воле Божией - нам стоит покаяться в этом, и вернуться к той истине, которую мы находим в Священном Писании.

И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. (Быт. 2:25)

Нагота в ветхозаветном библейском контексте - это знак крайней уязвимости. То есть человек, который оказывается нагим (даже в нашей культуре) - это, прежде всего, человек уязвимой, это человек, который находится в опасности. Но у нас это гораздо меньше заметно - все мы гораздо спокойнее относимся к наготе. В ветхозаветные времена нагота - это было знак унижения, знак позора и крайней опасности.

Нагим мог оказаться раб, нагим мог оказаться пленник. И человек, который оказывался нагим, переживал крайне унижение, крайний стыд - это отчасти у нас сохранилось, но только отчасти. Мы даже не в состоянии себе представить, насколько страшным табу была нагота в архаичном обществе (это примерно как сейчас, видимо, Саудовская Аравия). Нагота была знаком уязвимости в то время.

И здесь отмечается райское состояние: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились», то есть нагота не провоцировала ничего неправильного, она не провоцировала ничего не должного, она не провоцировал пренебрежительного, высокомерного отношения человека, она не делала человека уязвимым.

Мы с вами прочитали вторую главу Книги Бытия, мы читаем Писание в рамках библейского портала Экзегет.ру

Оставить комментарий