Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Приблизительное описание лекции:
В 13 главе книги Бытие говорилось о том, как Лот отделился от Авраама. Слуги Лота и Авраама поругались между собою; Авраам сказал: «если ты направо, то я налево, если ты налево, то я направо». (Быт. 13:9) Святитель Иоанн Златоуст замечает по этому поводу: «Лучше дружелюбно расселиться, нежели жить вместе, но всё время во вражде». Подчеркну в этом месте слово «дружелюбно» - а именно, без ссоры. Лот поселился рядом с Содомом и Гоморрой, он захотел жить там, где больше благополучия, удобства, где, действительно, поля были лучше для его скота. И когда цари языческие пошли на Содом и Гоморру, то и Лот оказался среди завоёванных жителей. Стихи с 1 по 10-й четырнадцатой главы описывают военные действия, которые произошли между четырьмя языческими царями и пятью царями Содомскими и Гоморрскими.
И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского. Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, пошли они войною против Беры, царя Содомского… (Быт. 14:1-2)
Язычники быстро завоевали их, несмотря на то, что языческих царей всего четыре, а Содомских царей - пять. Почему же меньшинство побеждает большинство? Потому что, если армия развращённая,- всем известно, что значит слово «содомляне»,- то с этой армией легко справиться. Мы примерно можем себе представить, каковы мысли у народа развращённого, то есть у содомлян. Вместе с такими людьми и их царями в плен попадает и Лот, который живёт в Содоме и Гоморре, его тоже уводят в рабство. Вот как об этом пишется в 14-м стихе:
Авраам услышав, что [Лот], сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рождённых в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана. (Быт. 14:14)
Святитель Иоанн Златоуст говорит о пленении Лота: « Гораздо лучше ему, - Лоту - было бы жить вместе с праведником, нежели, отделившись от него, испытать столько бедствий. Вот, он отделился от патриарха, думал пользоваться большей свободой, владеть лучшими местами, жить весьма богато, и вдруг сделался пленником, - бездомным, лишённым своего крова. Чтобы ты знал, какое зло – раздор, и какое благо - согласие. И что лучше не гнаться за большим, а любить уничижение». Авраам вооружает на помощь Лоту триста восемнадцать человек из своих самых лучших и верных домочадцев и воинов.
И, разделившись, напал на них ночью, сам, и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска. И возвратил всё имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин, и народ. (Быт. 14:15-16)
Авраам вызволяет из плена своего сродника Лота, и здесь для нас тоже есть урок. Наши братья и сёстры, как и мы сами, находятся в плену страстей и грехов, которые порабощают их свободную волю. Задаём ли мы себе вопрос: а где сейчас наши братья? Где сейчас наши родственники? Помните: « Кто о своих, о домашних не печётся, тот хуже неверного, отрёкся от веры». Очень часто в этих словах мы видим только материальную сторону заботы о своих ближних. Но как же духовная сторона? Неужели мы не хотим, чтобы они были с нами вместе в Царстве Христовом? Конечно же, хотим, но очень часто это лишь желание. Молимся ли мы за них? Готовы ли мы, подобно ветхозаветному Аврааму, извлечь их из этого плена работе страстям и греху? Помните, как Каин, который убил своего брата Авеля, когда у него спрашивал Господь: «Где Авель, брат твой»? (Быт. 4:9) сказал: «Что, я сторож брату своему?». Да не будет у нас никогда такого ответа. Будем помнить, чей это был ответ. Авраам поступает не так, как Каин, он бросается на помощь, как истинный, можно сказать, миссионер Ветхого Завета, патриарх, чтобы освободить своего сродника и брата, своего племянника.
Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская. Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего,- и благословил его, и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли. (Быт. 14:17-19)
Мелхиседек – это Сим, один из сыновей Ноя. Он был уже старец преклонных лет. И он встречает Авраама после победы – победы, одержанной не только в военных действиях, но и победы над страстями, в которых оказался Лот.
Святитель Амвросий Медиоланский пишет об этом; «Сколько вредны пороки, которые соединены с легкомыслием! Ведь те четыре царя, которые одержали победу над пятью царями и увели всю конницу содомитян, захватили также Лота с сыном, брата Авраама, и ушли. Пять царей – суть пять чувств нашего тела: зрение, обоняние, вкус, осязание и слух, четыре царя – мирские обольщения, потому что человеческая плоть состоит из четырёх стихий. По справедливости они названы царями, потому что грех имеет свою верховную власть, имеет своё царство над человеком. Потому апостол говорит: «Да не царствует грех в смертном вашем теле». (Рим. 6:12) Итак, наши чувства легко уступают мирским наслаждениям и уловляются, пленяются их властью, ибо телесные наслаждения и обольщения века сего побеждает лишь ум, который духовен, привержен Богу и полностью отделяет себя от земного, ибо всякое уклонение уловляется им».
Апостол Павел в послании к Римлянам пишет: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог постыдным похотям». (Рим. 1:28) Что это значит - иметь Бога в разуме? Преподобный Серафим Саровский так и говорил: «Надо умом в сердце пребывать». Ум – это как некий стержень, некий руль, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Куда ум будет направлен, тем он и будет питаться, туда побегут и человеческие чувства, и человеческая воля». Поэтому надо умом в сердце стоять и не поддаваться чувствам. Когда Лот выбирал место жительства, то поддался чувствам: он просто увидел, что эта земля хороша, польстился, и здесь дьявол ему опять подыграл: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская.
Мелхиседек, царь Салимский, встречая Авраама после победы, выносит хлеб и вино – прообраз Святого Причастия, прообраз Нового Завета. Новый Завет – это не двадцать семь книг, которые необходимо изучать и только, как думают некоторые христиане без Церкви. Конечно, Слово Божие освящает человека, но чтобы войти в Новый Завет, необходимо соединиться со Христом через Таинство Причастия, которое Христос установил в Своей Церкви, Им созданной, о которой Он и сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». (Мф. 16:18)
Апостол Павел в Послании к Коринфянам пишет: «Так же и чашу после вечери подал и сказал: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови»,- и далее говорит: - «Сие творите в Моё воспоминание». Чтобы войти в Новый Завет, необходимо войти в Церковь и соединиться со Христом через Таинство Причащения. В Священном Писании говорится о множестве заветов, то есть союзов, заключённых между Богом и человеком: первый был заключён в Едемском саду: Бог заповедал Адаму и Еве не вкушать от Древа познания добра и зла: но Ева передёрнула эту заповедь, она сказала: «не прикасайтесь». Второй завет – когда Ной вышел из ковчега. Далее мы увидим, что и с Авраамом будет заключён завет,- сейчас пока ему даётся обещание, - это завет обрезания. Потом будет Синайский завет – кто входил в Синайский завет, соблюдал десять заповедей, тот был человеком Божиим и имел доступ к Богу. Теперь Бог заключает с нами Новый Завет и говорит, что этот Новый Завет – в Крови Его, как пишет апостол Павел. Поэтому тот, кто не приступает к Таинству Причащения и не соединяется со Христом, тот сам себя от жизни вечной отстраняет.
В Евангелии от Иоанна Господь Иисус Христос говорит следующее: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт. Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей, будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда иудеи стали роптать между собою и говорить: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли». (Ин. 6:48-58) Христос делает различие между обычным вкушением пищи, и воспоминанием о Тайной Вечере, и говорит: это не обычный хлеб. По-моему, здесь многие вещи мы можем не понять: как же так, почему именно Тело и Кровь? Но книга Второзаконие нам поясняет: «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим, чтобы мы исполняли все слова закона сего», (Втор. 29:29)- то есть все слова заповедей Божиих. Христос говорит именно так, и делает различие: «Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! Кто может это слушать?» - даже ученики здесь хотели понять всё своим рациональным разумом! Как это так? Что это значит? Они, ещё не просвещённые Духом Святым, не могли понять, не могли поверить,- так будет сказать правильнее. «Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут, на то сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящим туда, где Он был прежде? Дух животворит, плоть не пользует нимало. Но есть из вас некоторые неверующие». (Ин. 6:61-64) И далее интересно сказано: «С этого времени многие из учеников отошли от Него» (Ин. 6:66). И сегодня для многих, особенно для протестантских и неопротестантских сообществ это является соблазном, и многие отпали, потому что не соединяются со Христом в Его Церкви, которую Он устроил здесь, на земле, о которой Он и сказал: «Один Господь, одна вера, одно крещение»,- так же говорит об этом и апостол Павел в послании к Ефесянам. Многих это соблазняет, но не ветхозаветного патриарха Авраама, потому что он есть муж веры. О нём так и будет сказано: «Поверил Авраам Господу, и это вменилось ему в праведность».
Итак, Мелхиседек,-прообраз Господа Иисуса Христа, царь Салимский,- благословляет Авраама:
Вынес хлеб и вино,- он был священник Бога Всевышнего,- и благословил его, и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Авраам] дал ему десятую часть из всего. (Быт 14:18-20)
Авраам отдаёт десятую часть своего имущества - десятину, поступает так, как заповедал Господь. Во времена Царской России из казны выделялась определённая часть, - можно сказать, открывался счёт, куда передавалось пожертвование на храмы, монастыри и церкви. Не полностью отдавалась десятая часть, но всё-таки размер пожертвования был определён. Сегодня такой строки в государственном бюджете нет, потому что у нас не государство, а страна. Вообще говорят, что государство - страна светская, поэтому такой строки, в общем - то, и не положено, и все храмы и монастыри содержатся и строятся на благотворительных началах, на пожертвования, или, как сегодня говорят, на спонсорские деньги. Было бы очень хорошо, если бы десятина возродилась в наших храмах, тогда дом Божий был бы нашим домом в полном смысле этого слова.
Вспоминается история, которая произошла во времена преподобного Иосифа Волоцкого, жившего в 16-м веке. Тогда тоже храмы строились на деньги людей, далёких от Церкви - это были люди, принадлежащие к ереси жидовствующих, - и однажды случилось так, что верующие люди пришли отпевать, крестить, а храмы были закрыты. Почему? Им сказали, что помещение было отремонтировано и дано им в аренду, а они вовремя не оплатили аренду, поэтому теперь всё закрыто. Почитайте эту историю. Действительно, на уроках истории можно много чему научиться,- не только на истории России, но и на ветхозаветной истории. Было бы хорошо, чтобы наше милосердие как прихожан не ограничивалось только тем, что иногда мы какую-то мелочь бросаем в церковный ящик. Я спрашивал у бухгалтера в своём храме, много ли бывает таких конвертиков, где написано «десятина». Она сказала, что встречаются, но очень редко. Дай Бог, чтобы они встречались почаще для того, чтобы мы действительно были хозяевами в своём храме.
И сказал царь Содомский Аврааму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Авраам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама. (Быт. 14:21-23)
Как мудро опять поступает Авраам: он принимает прообраз Святых Таинств, он даёт десятину, он поступает верно по отношению к Богу и ближнему, но ничего общего не хочет иметь с царём Содомским и Гоморрским. Он говорит: «даже нитки не возьму от тебя»,- и говорит о причине - «чтобы ты не сказал, что обогатил меня», потому что Авраам надеется на Бога. Ничего общего он не хочет иметь с этим развращённым миром. Как сказано у апостола Павла: «Не будьте никем никому должны, кроме взаимной любви». Надо обратить внимание на эти слова. Я бы хотел предупредить нас с вами, православных христиан. Сегодня настал век банковской системы, где всё построено на ростовщичестве. В Священном Писании Ветхого Завета, в книге Исход эта заповедь повторяется неоднократно, в ней сказано: не давай брату своему в рост ни денег, ни скота, ничего. Нам надо быть осторожными. Сейчас появляется очень много объявлений: займи, возьми в кредит,- и прочие вещи. Авраам так не поступает. Он не хочет иметь ничего общего с этим развращённым миром, он знает, что Бог способен его обогатить. Очень опасно попасть в материальную зависимость от людей, особенно людей неверующих. Поэтому будем помнить образ Авраама, и извлечём из этой главы урок для своей духовной жизни. Снова повторю, как об этом говорит апостол Павел: «Не будьте никем никому должны, кроме взаимной любви».