Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Библейский портал Экзегет.ру представляет цикл бесед о Книге Бытия. Сегодня мы с вами читаем тринадцатую главу.
И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг. (Быт. 13:1)
И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. (Быт. 13:2)
И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, (Быт. 13:3)
до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа. (Быт. 13:4)
Аврам сделал очень богат. Богатство в Библии, особенно в Ветхом Завете, это не просто признак того, что человеку повезло. Это знак Божьего покровительство, это знак Божьего благословения. И вот Аврам сделался весьма богат. У него много скота и к нему, соответственно, присоединилось множество людей, то есть Аврам уже шейх довольно значительного племени.
И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. (Быт. 13:5)
И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. (Быт. 13:6)
Это было кочевье, и оно была слишком большим для того, чтобы они могли уживаться вместе на одном участке земли.
И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле.(Быт. 13:7)
И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники;(Быт. 13:8)
не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.(Быт. 13:9)
Мы видим, как Аврам поддерживает мир: возникает конфликт, а конфликты часто имеют тенденцию к эскалации - как говорят, слово за слово, а дальше уже начинаются слова все более грубые. Потом начинается драка, потом начинается конфликт, который тянется столетиями, но этого не происходит в случае с Аврамом. Он мирно разговаривает с Лотом и говорит:
да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники;(Быт. 13:8)
Он предоставляет выбор Лоту.
Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская;(Быт. 13:10)
и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.(Быт. 13:11)
Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.(Быт. 13:12)
Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом.(Быт. 13:13)
И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу;(Быт. 13:14)
ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки,(Быт. 13:15)
и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет;(Быт. 13:16)
встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда].(Быт. 13:17)
И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.(Быт. 13:18)
Здесь впервые появляется упоминание о Содоме.
Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом.(Быт. 13:13)
И речь здесь идет не только о том, что впоследствии получило название содомского греха, хотя о нем тоже. Речь идет о том, что жители содомские грешны во всем - они злые, грешны во всех отношениях. Мы потом еще о них будем читать. Но речь здесь идет о том, что это город, который в целом полон самого разного зла и нечестия. И далее речь идет об обещании, которое Бог дает Авраму. Он дает ему землю во владение - это земля Израиля, земля, на которой будет жить народ Богоизбранный, земля, в которой воплотится Спаситель Христос. И это все будет, конечно, очень нескоро, но здесь вот произносится это обещание: Бог даст Авраму землю, и Бог даст ему потомство как песок морской. И в ближайшем смысле потомки Аврама - это евреи, это Богоизбранный народ израильский, но не только они.
Дело в том, что в Библии потомок – это необязательно потомок физический, непосредственной. Аврам, как мы читаем здесь, двигается - он переселяется с места на место не один и даже не семьей, а с целым племенем, с целым народам. И в этом народе, конечно же, не все являются его физическими потомками: это еще и рабы, и люди, которые в разное время присоединились.
Это примерно можно сравнить с тем, что, например, то в Шотландии есть клан Макдауэллов. Основатель этого клана, конечно, один человек по имени Макдауэлл. Но это не значит, что все потомки Макдауэлла - это его физические потомки. Это люди, которые присоединились к этому клану. Часть из них там родилась, часть - присоединилась. И потомки Аврама - это необязательно его физические потомки. И большая часть потомков Аврама - это не его физические потомки, поскольку в Новом Завете все верующие, том числе мы с вами, названы детьми Аврама.
Поскольку мы верим в Бога Аврамова, мы являемся детьми Аврама. Все христиане являются детьми Аврама. И в них осуществляется это обетование Бога, что у Аврама будет потомство многочисленное, как песок морской.
И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.(Быт. 13:18)
Аврам кочевник, он живет в шатрах, он переходит с места на место. И Бог обещает ему землю, Он обещает ему некое прочное место обитания: «Ты получишь землю, на которой ты будешь жить». В Ветхом Завете все земные дары Бога - прообраз небесных. Аврам является скитальцем, он является кочевником. У него пока нет этой земли, но он непременно ее получит – вернее, получат его потомки. И мы, подобно этому, являемся скитальцами в этом мире - мы скитаемся по этому миру, как по чужому, но нам обещана земля, нам обещан небесный Иерусалим, ибо здесь, в Ветхом Завете, мы видим предсказания, прообразы новозаветных событий. И мы видим, как Аврам закрепляется на земле, как он делает ее своей - как он возводит жертвенник Господу.
Мы с вами прочитали тринадцатую главу Книги Бытия, мы читаем Писание в рамках библейского портала Экзегет.ру