yandex

Бытие. Глава 12. - Сергей Львович Худиев

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Бытие. Глава 12.

Сергей Львович Худиев Бытие. Глава 12.
Эпизод в Библии:

Библейский портал Экзегет.ру представляет цикл бесед о Книге Бытия. Сегодня мы с вами читаем двенадцатую главу.

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; (Быт. 12:1)

и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; (Быт. 12:2)

Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.(Быт. 12:3)

К Авраму обращается Бог.

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; (Быт. 12:1)

Господь требует от Аврама подвига - чтобы Аврам пошел «из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего». В древнем мире вся безопасность человека было связана с его принадлежностью к семье - здесь живут его родственники, здесь живет его племя, он может на них рассчитывать, они могут рассчитывать на него. И речь идет не только о сентиментальной привязанности к земле, сентиментальной привязанности к людям: речь идет об очень практичных вопросах безопасности. Оставаться там, где ты уже находишься - это и безопасно, и это привычно, и это кажется необходимым.

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; (Быт. 12:1)

И Аврам идет.

И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.(Быт. 12:4)

Это образ, который в Писании появляется неоднократно - образ выхода, образ исхода, когда человек решительно уходит от своей прежней жизни навстречу какой-то новой жизни, к который его ведет Бог. Аврам не знает еще, куда именно приведет его Бог - он просто знает, что Бог его зовет. И он идет. И этот образ физического путешествия, этот образ Аврама, который выходит из своего родного города - он напоминает образ духовного путешествия, когда человек открывается Богу и соглашается на глубочайшие перемены в его жизни.

Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.(Быт. 12:3)

Это значит Аврам - отец веры. Он является ключевой фигурой для трех мировых религий - для иудаизма, христианства и ислама. Аврам - это человек, который лично поверил Богу, Творцу неба и земли. В чем тут принципиальная разница? Люди в языческом мире верили, что существует единый истинный Бог. Есть много языческих племен, которые верят, что Бог-Творец существует. Как есть много современных людей, которые верят, что Бог-Творец существует. Язычество - это не то чтобы отрицание единого истинного Бога. Они могут не отрицать и часто не отрицают. Язычество - это отсутствие с Ним значимых отношений. Бог есть, но где-то там, за горизонтом. Он не имеет отношения к моей непосредственной жизни. Я не имею с ним прямого контакта.

Вот здесь устанавливается прямой контакт. Бог заговаривает С Аврамом, Бог дает Авраму повеления. И Аврам слышат, Аврам идет. Он может как-то отрицать это - он может сказать, что мало ли что может присниться или померещиться. Но нет, Аврам слышит голос Бога. И Аврам отзывается, он идет.

И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.(Быт. 12:4)

Это очень интересная деталь - описание предыдущей истории, включая Потоп. Она носит высоко-символический характер: мы понимаем что, когда люди живут под тысячу лет - это может носить символический образный характер, это может что-то обозначать (об этом есть разное мнение у толкователей). Но, когда начинается история Аврама, мы входим уже в плотные слои истории. Это не повествование, которое носит образный, символический характер - это достаточно буквальное, достаточно близкое к тексту описание того, что происходит на самом деле, происходит именно в истории. И Авраму 75 лет, когда он выходит в Харран, то есть Аврам очень не молод: 75 лет - это даже для нашего времени почтенный весьма возраст, это время, когда человек уже находится на пороге вечности. Кажется, что его жизнь прожита, его жизнь осталась позади. Но нет, мы видим, что именно в возрасте 75 лет начинается для Аврама самое важное в его жизни, самое интересное. Он слышит голос Бога, и он идет.

Иногда я слышал, как люди пожилые говорили, что они всю жизнь прожили при советской власти, им теперь поздно обратиться к Богу. Нет, не поздно. Аврама Бог призвал в 75 лет. Никогда не поздно обратиться к Богу.

И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.(Быт. 12:5)

Аврам это такой шейх: это глава рода. К нему принадлежат его родственники, принадлежат его рабы, принадлежат люди, которые присоединились к этому клану Аврама в разное время. И вот он со всем этим народом пошел в землю ханаанскую.

И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи.(Быт. 12:6)

И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему.(Быт. 12:7)

Бог является Авраму и дает ему обетование, что эта земля будет принадлежать его потомству, то есть народу Божьему. И Аврам создает жертвенник Господу, то есть уже тогда жертвоприношение - это такое очевидное, общепринятое средство обратиться к Богу.

Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа [явившегося ему].(Быт. 12:8)

И поднялся Аврам и продолжал идти к югу.(Быт. 12:9)

По дороге Аврам воздвиг жертвенник и призвал имя Господа. Вот это выражение «призывать имя Господа» - оно означает «молиться Богу, поклоняться Богу». И оно появляется и в Новом Завете, где христиане призывают имя Иисуса Христа. И мы видим, что Бог Нового Завета Иисус Христос - это тот же Бог, что Бог Аврама.

И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.(Быт. 12:10)

Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; (Быт. 12:11)

и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; (Быт. 12:12)

скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.(Быт. 12:13)

И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; (Быт. 12:14)

увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.(Быт. 12:15)

И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.(Быт. 12:16)

Мы видим, что Аврам испуган - он боится, что его убьют из-за его жены. И он выдает ее за сестру. Думая что это незамужняя свободная женщина, ее берут в дом фараона.

Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.(Быт. 12:17)

И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? (Быт. 12:18)

для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми [ее] и пойди.(Быт. 12:19)

И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было, [и Лота с ним].(Быт. 12:20)

Бог Сам заступается за Аврама, и вот тут возникает интересный момент. Аврам ведет себя как человек, который не имеет полного упования на Бога - он проявляет вот эту человеческую боязливость, он боится, что вдруг его убьют. Бог ему дал обетование. Бог сказал ему, что его благословил, что Он возвеличит его имя. Что Он произведет от него великий народ, а его потомки будут обладать этой землей. Но Аврам не имеет достаточной веры - он опасается, что его убьют. Если Божии обетования верны, то кто же его убьет? Ему много чего обещано, что не исполнится в случае его смерти, но Аврам - живой человек. Он проявляет эту живую человеческую немощь. Он обманывает фараона, опасаясь, что его убьют. Как ведет себя Бог? Он не говорит Авраму, что ты проявил неверие, иди отсюда - завет расторгнут, я больше не покровительствую тебе. Нет. Бог покровительствует Авраму, несмотря на проявленную им слабость и неверие. И это огромное утешение для нас всех. Великий герой веры Аврам проявлял эту человеческую слабость, проявлял страх, но Бог не отвернулся от него. Бог продолжал его защищать. Бог продолжал быть на его стороне, потому что Бог неизменно верен. Иногда люди очень боятся и нервничают, как будто Бог только и ждет способ, ждет предлога их выгнать. Если бы Бог хотел их выгнать, то давным-давно бы выгнал - не нужно было бы и предлогов искать. Их и так много. Но Бог верен, когда мы проявляем слабость, когда мы проявляем немощь - Бог остается верен. Бог продолжает оставаться с нами. И здесь мы видим, как в истории Аврама прославляется не только вера Аврама, но и верность Бога. Аврам проявляет человеческую немощь, но Бог все равно покровительствует ему.

Мы с вами прочитали двенадцатую главу Книги Бытия, мы читаем Писание в рамках библейского портала Экзегет.ру

Оставить комментарий