Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Библейский портал Экзегет.ру представляет цикл бесед о Книге Бытия. Сегодня мы с вами читаем одиннадцатую главу.
На всей земле был один язык и одно наречие. (Быт. 11:1)
Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. (Быт. 11:2)
И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. (Быт. 11:3)
И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. (Быт. 11:4)
Месопотамия - это местность очень гладкая, там нет естественных возвышенностей. И поэтому любая башня, любое искусственное возвышение издалека видно. И это производит впечатление. В свое время, языческие народы, которые там жили, строили в город (до сих пор есть развалины). Они строили такие башни, которые служили как храмы для сообщения с богами, т.е. считалось что к богам они как-то ближе. Зиккурат - это было такое ступенчатое сооружение, которое было весьма высоким. И его высота подчеркивала могущество правителя, то есть всякий издалека видел, что здесь живет очень крутой царь, который может мобилизовать людей и произвести такую большую постройку. И эти башни были символом человеческого могущество - такого языческого могущества, когда люди возводили башню, чтобы сделать себе имя. Чтобы показать - какие мы крутые правители, какой мы могущественный народ: мы можем себе позволить возвести эту огромную башню.
И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. (Быт. 11:3)
Глина там была, а вот с камнями было плохо.
И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. (Быт. 11:4)
Башня на людей того времени, конечно, производила большое впечатление. Мы живем в многоэтажных домах. И если на нас башни Москва Сити производят впечатление (не так, чтобы уж совсем упасть, но да, грандиозно, высокое очень здание), то люди того времени жили в глинобитных домиках, у которых было максимум два этажа. И высокая башня, конечно, производила большое впечатление. Это великое человеческое достижение.
И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.(Быт. 11:5)
И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; (Быт. 11:6)
сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.(Быт. 11:7)
И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].(Быт. 11:8)
Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.(Быт. 11:9)
И вот люди пытаются достичь величия без Бога, они пытаются сделать себе имя, они бросают Богу вызов, они говорят: «Без тебя обойдемся, себе сами сделаем имя. К чему это приводит? К тому, что Бог смешивает языки. Люди перестают понимать друг друга. Человек, который восстает против Бога, утрачивает способность понимать ближнего, и проблема не только и не столько в разнице в языках. Иногда люди говорят на одном языке, но не понимают друг друга. Это стена непонимания вызвана человеческим грехом. Люди иногда говорят на одном языке, но друг друга не понимают в упор. И люди враждебны по отношению друг другу, люди не могут вместе что-то делать. Люди постоянно ссорятся и конфликтуют, потому что между людьми отсутствует единство, отсутствует понимание, которое является результатом их восстания против Бога. И результатом этого восстания является разделение на различные конфликтующие народы, языки.
Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.(Быт. 11:9)
Вавилон - это имя, которое много раз уже появляется в Священном Писании. Вернее, оно еще появится. Вавилон - это могущественная империя, могущественное царство; это империя, которая подчиняет себе самые разные народы с самыми разными языками. И она подчиняет себе все эти народы просто силой оружия. Эти народы подчинены Вавилону, потому что у Вавилона могущественная армия. Ему не стоит бросать вызов. В свое время израильтяне бросили вызов. Это будет уже значительно позже, но бросили ему вызов. И город Иерусалим был разрушен, и люди были депортированы в Вавилон.
Вавилон - это такой противобожеский город - город, который противостоит Богу. Есть единство, созданное на основе поклонения единому истинному Богу. Есть единство, которое созидает святой дух единства Церкви в конечном итоге. И Вавилон, который противопоставляется этому единству - это град человеческий: в классическом труде блаженного Августина «О граде Божием» противопоставляются два города, два образа жизни, два вида единства. Это Иерусалим, град Божий, в котором люди собираются, чтобы поклоняться Богу - город, созданной любовью Богу. И Вавилон – город, созданной любовью к себе, когда люди устраиваются жить без Бога. Они стараются жить так, как будто Бога нет.
Вот этот Вавилон - это хаотичное смешение разных языков, когда люди соединены не истинной любовью - люди соединены насилием, люди соединены чисто коммерческим интересом. И они строят эту вавилонскую башню, которая, в итоге, все равно не будет достроена.
Вавилонская башня - это также образ всех человеческих начинаний, которые предпринимаются без Бога. Люди думают, что вот, мы электричеством посеем и пожнем. Люди выдвигают те или иные социальные утопии, люди хотят построить то или иное светлое царство. Но потом оказывается, что его построить невозможно. И все разваливается. И разваливается из-за чего? Разваливается - из-за людей, из-за того, что люди не могут нормально друг с другом взаимодействовать. Из-за того, что люди постоянно конфликтуют, постоянно не понимают друг друга. И эти великие социальные проекты - просто разваливаются. Разваливаются - как вавилонские башни.
Мы видели, как развалилась вавилонская башня коммунизма, но это не единственная вавилонская башня, которая обречена. Любые начинания, любые попытки что-то выстроить без Бога - все это, в итоге, рухнет.
Вот родословие Сима: Сим был ста лет и родил Арфаксада, чрез два года после потопа; (Быт. 11:10)
по рождении Арфаксада Сим жил пятьсот лет и родил сынов и дочерей [и умер].(Быт. 11:11)
Арфаксад жил тридцать пять [135] лет и родил [Каинана. По рождении Каинана Арфаксад жил триста тридцать лет и родил сынов и дочерей и умер. Каинан жил сто тридцать лет, и родил] Салу.(Быт. 11:12)
По рождении Салы Арфаксад [Каинан] жил четыреста три [330] года и родил сынов и дочерей [и умер].(Быт. 11:13)
Сала жил тридцать [130] лет и родил Евера.(Быт. 11:14)
По рождении Евера Сала жил четыреста три [330] года и родил сынов и дочерей [и умер].(Быт. 11:15)
Евер жил тридцать четыре [134] года и родил Фалека.(Быт. 11:16)
По рождении Фалека Евер жил четыреста тридцать [370] лет и родил сынов и дочерей [и умер].(Быт. 11:17)
Фалек жил тридцать [130] лет и родил Рагава.(Быт. 11:18)
По рождении Рагава Фалек жил двести девять лет и родил сынов и дочерей [и умер].(Быт. 11:19)
Рагав жил тридцать два [132] года и родил Серуха.(Быт. 11:20)
По рождении Серуха Рагав жил двести семь лет и родил сынов и дочерей [и умер].(Быт. 11:21)
Серух жил тридцать [130] лет и родил Нахора.(Быт. 11:22)
По рождении Нахора Серух жил двести лет и родил сынов и дочерей [и умер].(Быт. 11:23)
Нахор жил двадцать девять [79] лет и родил Фарру.(Быт. 11:24)
По рождении Фарры Нахор жил сто девятнадцать [129] лет и родил сынов и дочерей [и умер].(Быт. 11:25)
Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана.(Быт. 11:26)
Это идет перечисление потомков Сима. Эти потомки, мы видим, уже говорят на различных языках, принадлежат к разным народам - формируются разные этнические группы. Стоит вспомнить событие из Нового Завета, которое противоположно вавилонской башне - это Пятидесятница, когда Святой Дух сходит на апостолов, и они начинают говорить на разных языках – так, чтобы их все понимали, чтобы каждый услышал свой родной язык. В событии Пятидесятницы происходит как бы отмена вот этого проклятия вавилонской башни, поскольку люди уже не строят Вавилона. Они строят нечто противоположное - Церковь.
Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота.(Быт. 11:27)
И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском.(Быт. 11:28)
Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски.(Быт. 11:29)
И Сара была неплодна и бездетна.(Быт. 11:30)
И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там.(Быт. 11:31)
И было дней жизни Фарры [в Харранской земле] двести пять лет, и умер Фарра в Харране.(Быт. 11:32)
Мы видим здесь перечисление всех этих людей, и среди этих сыновей Фарры появляется Аврам - это один из ключевых персонажей Священного Писания. И все это повествование идет к Авраму и концентрируется на нем. И ему предшествует долгое перечисление: указываются все его предки -для того, чтобы подчеркнуть укорененность Аврама в Божьем Замысле. Аврам не появляется как инопланетянин, как и Христос не появляется как инопланетянин. Он является потомком определенных предков, он принадлежит к этому Божьему Замыслу. И вот на сцене появляется такая ключевая личность всего Священного Писания как Аврам, но об этом уже в следующей главе.
Мы с вами прочитали одиннадцатую главу Книги Бытия, мы читаем Писание в рамках библейского портала Экзегет.ру