Слушать произведение

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Братья Карамазовы»
«Братья Карамазовы»
Автор: Достоевский Федор Михайлович
Жанр: Роман
Год создания: 1978-1980 гг.
Эпизод в Библии:

Биография


Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября) 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Детство будущего писателя, его братьев и сестер прошло в Москве, в той самой больнице, где служил глава семейства. И хотя Достоевские жили более чем скромно, сам Федор Михайлович называл детство лучшей порой в своей жизни. Особое внимание в воспитании детей отводилось образованию. Три года будущий писатель проучился в одном из лучших частных пансионов, где с особым вниманием посещал занятия учителя русского языка Николая Ивановича Билевича, способствовавшего тому, что Достоевский начал думать о литературе как о профессии.


В 1837 году будущий великий писатель потерял мать, и его вместе с братом отправили учиться в Петербург – в Главное инженерное училище. Но сам Федор Михайлович уже тогда понимал, что его будущее не будет связано с точными науками, душа тяготела к литературе. После окончании Училища, недолго прослужив, решил всецело посвятить себя писательству, подал в отставку и получил увольнение от военной службы. В январе 1846 года при посредничестве известного литератора Григоровича был напечатан первый роман Достоевского «Бедные люди». Все заговорили о «новом Гоголе».


Весной 1846 года новоиспеченный писатель стал членом тайного общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России. В кружке Достоевский несколько раз читал запрещённое «Письмо Белинского Гоголю». Вскоре после публикации «Белых ночей», ранним утром 23 апреля 1849 года Достоевский в числе многих петрашевцев был арестован и провёл 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости. Хотя он отрицал предъявленные обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников» за чтение и «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Военно-судная комиссия приговорила Ф. М. Достоевского к лишению «всех прав состояния и смертной казни расстрелянием». Однако вскоре смертный приговор был заменен четырёхлетним заключением с последующей военной службой рядовым.


Помилование Достоевскому (то есть полная амнистия и разрешение публиковаться) было объявлено по высочайшему указу в 1857 году. Период заключения и военной службы был поворотным в жизни писателя: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос. Нежданное помилование он пережил как воскрешение из мертвых. Позже это не раз припомнилось в романах и в разговорах с современниками, но впервые рассказано в письме брату, написанном в тот удивительный день, когда в течение нескольких минут его жизни сошлись Голгофа и Пасха.


После ссылки Достоевский публикует «Записки из Мёртвого дома» - новаторское сочинение, которое ошеломило читателей России. Для современников «Записки» оказались откровением. До Достоевского никто не касался темы изображения жизни каторжных. Одного этого произведения было достаточно для того, чтобы писатель занял достойное место как в русской, так и в мировой литературе.


К наиболее значительным произведениям писателя относят уникальный в русской и мировой литературе моножурнал философско-литературной публицистики «Дневник писателя» и так называемое «великое пятикнижие», в которое входят последние романы автора: «Преступление и наказание», «Идиот» , «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Прижизненная слава писателя достигла своего апогея после выхода романа «Братья Карамазовы» (1879-1880).


28 января 1881 года, на 60-м году жизни Фёдор Михайлович Достоевский скончался и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Несмотря на известность, которую Достоевский обрёл в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти.


Отношение автора к вере


Детское мировосприятие очень набожно, оно подразумевает постоянное, почти зримое присутствие Всевышнего; православная русская ритуальность, обрядовость и подавно завораживает детей. Федор Михайлович Достоевский рос в религиозной семье, ребенком с пламенным сердцем; чте­ние Евангелия в Церкви производило на него всегда огромное впечатление. По воскресеньям и праздникам Достоевские посещали обедни в больничной церкви, а летом мать с детьми ездила в Троице-Сергиеву лавру. Первой книгой, по которой дети учились внимать Слову Божьему, стала - «Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета». Спустя полвека Достоевскому удалось найти то самое издание из детства, которое он впоследствии «берег как святыню».


С особым воодушевлением вспоминал Федор Михайлович о знакомстве уже в зрелые годы с Библией: «Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! Точное изваяние мира и человека, и характеров человеческих, и названо все, и указано на веки веков. И сколько тайн разрешенных и откровенных... Эта книга непобедима... Это книга человечества». Для художника библейский мир - отнюдь не мир только лишь древних мифологических сюжетов, но мир вполне зримый, являющийся ощутимой частью собственной жизни. В Священной Книге писатель видит совсем иной уровень надмирного бытия, полноту, то семя, в котором уже пребывают прекрасные плоды христианской словесности и шире - культуры в целом. Писание – «духовный алфавит», без знания которого, по Достоевскому, совершенно невозможно творчество любого художника.


Богословом в прямом смысле слова Достоевский не был, и, более того, с канонической точки зрения он, может быть, и недостаточно православный писатель. Он был прежде всего светским религиозным мыслителем, принадлежавшим к «алчущим и жаждущим веры», которому ближе евангельские слова: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Интересная особенность, несмотря на то, что мироощущение писателя не было строго православным, в ХХ веке именно он становится путеводителем ко Христу для людей, которые не читали Евангелие.


Нельзя отрывать Достоевского от писателей, оказавших на него огромное влияние (французских, немецких, испанских), от Библии, которую он четыре года читал и перечитывал на каторге. Ссылка заставила его задуматься над сутью православной веры, ее значением для русского человека. «Обрести Бога - значит, обрести собственную душу» - вот вывод, к которому приходит писатель. Глубокая вера в Христа, по Достоевскому, дает твердую опору во всех превратностях судьбы, основой личности писателя становится именно вера, которую он и транслирует через любой свой текст. Отсюда в душе человека возникает спокойствие за судьбу мира и свою собственную жизнь: «Господь, твердыня моя и прибежище мое, избавитель мой, Бог мой, - скала моя; На Него я уповаю» (Пс.17:3).


Из всего Священного Писания Достоевский больше всего любил Книгу Иова: невероятную картину величия мироздания разворачивает Всевышний, и каждый раз живой Божий глас вопрошает: Можешь ли вместить все это?! Если ты, Иов, проклинаешь бытие, значит не понял смысла всех вещей, корень и исток самой жизни до конца. Другими словами, Господь хочет, чтобы человек никогда не терял интуитивное доверие к Создателю, к жизни, знал, что душа человеческая должна быть достойна своего страдания, должна перерастать его. Сильное впечатление произвела на Достоевского по­корность ветхозаветного Иова воле Господа: «Буди имя Твое благо­словенно, несмотря на то, что казнишь меня, - а за­тем тихое и сладостное пение во храме: «Да испра­вится молитва моя», и снова фимиам от кадила свя­щенника и коленопреклоненная молитва! С тех пор, - даже вчера еще взял ее, и не могу читать эту пресвя­тую повесть без слез».


Можно ли проклинать жизнь за то, что в ней много скорби? Всю жизнь Достоевский мучился над вопросом оправдания Всеблагого, Премудрого и Всемогущего Бога перед лицом мира, лежащего во зле. Это основной нравственный вопрос, который во все времена ставит перед собой человечество. С огромной силой звучит он в устах Ивана Карамазова, который не находит ответа. Его можно найти только лишь «полюбив жизнь прежде смысла ее». Страдания Иова как раскаты приближающейся грозы, которая должна будет потрясти душу, как ниспосланный ему от Всемогущего мучительный и прекрасный дар, возводящий человека к еще большему духовному совершенству. Федор Михайлович отвечает на вопрос о ниспосланных скорбях примерно так же, как и ветхозаветный праведник Иов. Он сам был многострадальным Иовом, обращающимся к своему подлинному отчаянию, чтобы вызвать его на своеобразное состязание, снова и снова спорящим с Богом о правде и правосудии. Никто так бесстрашно не боролся с Величайшим Творцом, как автор «Легенды о Великом Инквизиторе», никто с такой любовью не спрашивал Его о дороге к «жилищу света», о справедливости устройства мира. И лишь в самый светлый период своей жизни - и самый православный - в годы работы над романом «Братья Карамазовы» великий писатель нашел свой идеал Христа и принял веру всем сердцем своим.


История создания


Истоки произведения восходят к масштабному замыслу Достоевского создать эпический роман «История Великого грешника». На идеологию романа, его религиозно-философскую концепцию, во многом повлияли произведения разных писателей и религиозных мыслителей того времени, в частности Владимира Соловьёва и Николая Фёдорова. Фабула «Братьев…» сложилась по впечатлениям от знакомства писателя с историей дворянина Дмитрия Ильинского, одного из своих товарищей по Омскому острогу, который был обвинен в убийстве отца и по решению суда сослан на каторжные работы на 20 лет. Ильинский не сознался в преступлении, но факты и общее мнение были против него. Достоевский через два года после освобождения из острога узнает, что судом Ильинский оправдан, более десяти лет он провел на каторге за чужое преступление, действительным виновником убийства отца оказался его младший брат.


Достоевский приступает к написанию романа весной 1878 года. Это произведение считается духовной биографией мыслителя, в которой творческая и жизненная основы становятся не только историей человеческой личности, но и вселенской, общечеловеческой судьбой. Работа над «Братьями Карамазовыми» была неожиданно прервана трагическим событием в личной жизни писателя: в мае 1878 года в трехлетнем возрасте от припадка эпилепсии умирает младший ребенок Достоевского, любимый сын Алеша. Здоровье писателя сильно ухудшилось. Спасение пришло в образе верной жены и сподвижницы Анны Достоевской. Она принимает единственно верное решение для спасения мужа – обращается к другу писателя философу Владимиру Соловьеву с просьбой отправиться в Оптину пустынь, для встречи с Амвросием, о котором в народе слагались легенды как о подвижнике, чудотворце, целителе. После поездки и встреч со старцем Достоевский вернулся утешенный и с необычайным вдохновением приступил к работе над своим последним произведением. К тому времени писатель уже серьезно болен и знает об этом. В 1876 году, во время очередного лечения, врачи сообщают, что можно надеяться не более, чем на пятнадцать лет жизни. Достоевский не проживет из них и пяти. Жизненный контекст заставляет писателя искать ответы на вечные вопросы о жизни и смерти, об аде и рае, о том, что же такое настоящее страдание и жертвенная любовь.


Эта книга созрела на национальной ниве, сложилась на почве общих исканий русской философско-религиозной и художественно-гуманистической мысли и знаменует новый этап в ее развитии: стремление сблизить, свести воедино философию и веру, науку и религию. В ней поставлены коренные проблемы человеческого бытия: вопрос о смысле жизни каждого человека и всей человеческой истории, о нравственных основах и духовных опорах существования людей. «Братья Карамазовы» - шедевр русской и мировой литературы, итоговое произведение писателя, в котором по-новому повторились многие мотивы, сюжеты, образы из его предыдущих творений. Работа над романом длилась более двух лет, но это было только художественное воплощение идей и замыслов писателя. К созданию великого романа Достоевский шел всю жизнь. Через два месяца после публикации писателя не стало.


Описание произведения


Раннему Достоевскому совершенно не давалось то, чем он впоследствии прославился. Зло либо действует за сценой, либо лишено размаха, мелко, пошло. Героям не хватает свободы падения. И от этого добро также лишено подлинной силы. Оно не прошло через огненное горнило, не закалилось в нем. Тему душевной широты – от ада до рая – Достоевский схватывал только в каких-то судорогах воображения. Однако поздний Достоевский предстает перед нами совершенно другим, в последнем романе, как утверждает сам автор, он «высказался весь».


Главные герои «Карамазовых» братья Дмитрий, Иван и Алеша имеют не только один родовой корень (общий отец Федор Павлович Карамазов), но у них и духовное единство: одна трагедия и общая вина за нее. С образом старшего брата Дмитрия связана проблема нравственно-религиозного возрождения человека - основного в романе. В нем живет глубокое религиозное чувство: в Бога он верует, но нравственное сознание у него зачастую не предваряет поступков, а является постфактум как угрызение совести. Интуитивизму Дмитрия противопоставлен рационализм брата Ивана. Иван - наследник просветительской идеологии, утвердившей культ разума как высшего критерия истины, законности, правды. Образ третьего брата - Алеши - является последним опытом писателя в решении проблемы «положительно прекрасного человека». Это тип нового русского подвижника, религиозного правдоискателя.


Библейские мотивы присутствуют в системе отношений каждого из героев романа, автор выводит образы через использование библейских сюжетов, цитирование Священного Писания. Достоевский создает канву, по которой в дальнейшем будет виться его воображение, бесконечно свободное в своих порывах. Рассматривая с христианской точки зрения преступление, автор выделяет в нем, в первую очередь, факт преступления нравственных законов, а не юридических. Каждое злодейство, на более глубоком уровне, чем право, - вызов общей совести, призыв к общему преображению. Автор изобразил человеческую душу, прошедшую через страдания и ошибки к постижению истины. Текст Достоевского можно сравнить с театром, где на глазах зрителей передвигаются декорации, - и то один, то другой актер поднимаются на сцену сыграть разговор Христа с истиной. «Братья Карамазовы» - это произведение, в котором религия является основополагающим способом разрешения нравственных вопросов. «Не убий», - гласит заповедь Христа. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», и тогда тебе откроется истина, познать которую можно, только пройдя через «ад» страданий и лишений.


Поразительной чертой «Братьев Карамазовых», выделяющей произведение из всех остальных романов Достоевского, является степень одержимости персонажей адом; кажется, у каждого героя романа имеются свои идеи по этому поводу. В аду старика Карамазова есть потолок и черти с крючьями, он говорит сыну Алеше о своей философии: «В скверне-то слаще: все ее ругают, а все в ней живут, только все тайком, а я открыто…а в рай твой, Алексей Федорович, я не хочу». Во имя «гармонии» Иван вообще отрицает ад, однако указывает на то, что его «Легенда о Великом Инквизиторе» чем-то обязана средневековой поэме «Хождение Богородицы по мукам»: кажется, он как-то даже слишком заинтересован идеей ада, там представленной. Дмитрию, скачущему в Мокрое, ямщик рассказывает, что ад только для богатых и знатных; однако Дмитрий попадает там в ад следствия (3, 4 и 5-я части девятой книги носят общее название «Хождение души по мытарствам»). Но Иван и сам не может избегнуть ада. Накануне суда над братом Ивана мучит черт, дразня его по его мерке изготовленным адом, устроенным на либеральный манер. Всем этим далеко не исчерпываются упоминания ада в романе, но важнее всего представления старца Зосимы: последняя часть его поучения: «О аде и адском огне, рассуждение мистическое» - представляет собой самый длинный трактат на эту тему в романе. Столь выдающееся положение ада в «Братьях Карамазовых» не случайно: это симптом того богословского спора, который проходит через весь роман, спора, главным своим предметом имеющего проблему наказания.


Но «что есть ад?» - главный вопрос, который обозначил Достоевский в конце второй части своего великого романа. Есть у автора размышления об аде, где он определяет его как «слишком поздно». Митрополит Антоний Сурожский, рассуждая над этими словами говорит: «Только память о смерти может позволить нам жить так, чтобы никогда не сталкиваться с этим страшным словом, ужасающей очевидностью: слишком поздно. Это не означает, что нельзя вообще больше ничего сделать, но сделано оно будет уже иначе, дорогой ценой, ценой большей душевной муки». Жизнь прошла, время, когда ты мог отозваться сердцем, охватить и осознать умом, послужить ради близкого, отдаться жертвенному подвигу любви - это время прошло. Герою Достоевского дается неограниченная возможность выбора, и вся логика разума, и тяжесть прошлого, и гнет среды могут быть отброшены одним порывом раскаяния.


Инерция добра и инерция зла равно определяют только вероятность точки свободы, не больше. Всегда возможно событие невероятное. Алеша может стать террористом (ради торжества справедливости: хотел ведь он расстрелять генерала), закоренелый злодей может спастись: человек свободно выбирает рай или ад. Выбрав ад, он гибнет (невозможно жить среди людей с душой, обуглившейся в аду). Но выбрав рай, став «сильно развитой личностью», нельзя не принести себя в дар всем. В «Братьях…» драматическая напряженность преодоления «ада» повторяется каждый раз по-своему, но вместе с тем подтверждается истинность вывода, сделанного «таинственным посетителем» и Зосимой: «всякий человек за всех и за вся виноват; когда люди эту мысль поймут, то настанет для них Царствие Небесное уже не в мечте, а в самом деле».

Преподобный Ефрем Сирин сравнивает духовную сущность человека и тайну его души с загадочной книгой из Апокалипсиса, запечатанной семью печатями, раскрыть которую может только Господь. И духовный мир Достоевского – не только художника слова и проницательного мыслителя, непревзойденного психолога на поприще литературы, но и проповедника Слова Божьего – необычайно таинственен и многообразен. Иустин (Попович), сербский святой, исследователь и во многом (по его собственному признанию) ученик Достоевского, так писал об этом: «Человек - единственное во всех мирах существо, распростертое от рая до ада».

Автор: Маргарита Сливнякова
1
--:--
17:57
1x
2
--:--
20:56
1x
3
--:--
18:49
1x
4
--:--
18:58
1x
5
--:--
14:31
1x
6
--:--
12:47
1x
7
--:--
18:33
1x
8
--:--
21:15
1x
9
--:--
21:23
1x
10
--:--
21:07
1x
11
--:--
21:11
1x
12
--:--
14:44
1x
13
--:--
16:57
1x
14
--:--
20:12
1x
15
--:--
18:06
1x
16
--:--
19:15
1x
17
--:--
13:32
1x
18
--:--
16:10
1x
19
--:--
13:59
1x
20
--:--
21:40
1x
21
--:--
20:11
1x
22
--:--
20:11
1x
23
--:--
20:55
1x
24
--:--
22:42
1x
25
--:--
15:09
1x
26
--:--
10:23
1x
27
--:--
08:59
1x
28
--:--
10:37
1x
29
--:--
09:09
1x
30
--:--
08:33
1x
31
--:--
11:06
1x
32
--:--
07:58
1x
33
--:--
10:22
1x
34
--:--
08:27
1x
35
--:--
12:47
1x
36
--:--
13:47
1x
37
--:--
18:20
1x
38
--:--
19:38
1x
39
--:--
19:36
1x
40
--:--
17:02
1x
41
--:--
17:04
1x
42
--:--
17:28
1x
43
--:--
19:59
1x
44
--:--
18:16
1x
45
--:--
17:51
1x

Оставить комментарий