Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Один из протобиблейских эскизов Александра Иванова посвящен сотворению Евы, а точнее ̶ встрече Адама и только что созданной Евы. Для Адама было необходимо не только для удовольствия и счастья, но еще более для совершенства божественного дела иметь помощника по себе, способного к восприятию и взаимному общению мыслей и чувств. Между тем, среди уже созданных живых существ «для человека не нашлось помощника, подобного ему».
Сюжет ложится на повествование, изложенное в книге Бытия: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18). Далее в книге Бытия описывается процесс сотворения Евы: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт.2:21-22). Художник иллюстрирует тот момент, когда Адам восклицает пророчески положение, которое стало законом брака на все последующие века: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.2:23). Из этих слов естественно вытекает, что муж и жена представляют собой единство, заключаемое в браке, что брак должен состоять из союза одного мужчины с одной женщиной, и что жена должна подчиниться мужу как его помощница, созданная для него.
Взгляд приковывает Ева, именно она – главная фигура в эскизе. Её, только что сотворенную, прекрасную женщину, ведет за руку Господь, чтобы обрадовать Адама. Фигура Евы ярко освещена, контрастом выделены темные ниспадающие вьющиеся волосы. Адам бросается навстречу этому новому созданию, протягивает руки, движение мужчины – порыв, которому женщина отвечает спокойствием, находясь в полном доверии тому, Кто ее ведет. Радость Адама дополняет пёс, радующийся вместе с хозяином, вставая на задние лапы. Собака здесь может быть случайным дополнением, а может быть и символом верности, который использовали мастера классической школы, чтобы подчеркнуть верность и надежность пары. Фигура Бога как бы отодвинута на второй план, она становится прозрачной, но незаметно присутствующей во время яркой встречи мужчины и женщины. Бог отдает Еву Адаму, как любящий отец отдает дочь жениху. Отныне начинается история Адама и Евы.
Мелкие штрихи и подробная прорисовка выделяют рисунок в серию «протобиблейских» эскизов. Мастер заполняет штрихом все, что является второстепенным для композиции и оставляет главных действующих лиц лишенными какого бы ни было тона, тем самым Александр Иванов выводит главную встречу на передний план.
История создания
В последнее десятилетие своей жизни (1849-1858 гг.) Александр Иванов трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы».
Художник мечтал поучаствовать в росписях Храма Христа Спасителя, но заказ был отдан К. Брюллову, что побудило Александра Иванова придумать свой проект, посвященный религиозным сюжетам Ветхого и Нового Заветов.
Александр Иванов хотел расписать фресками некое здание, которое должно было быть чем-то средним между «храмом искусства» - прообразом музея, и «храмом философии», подобным тем, что были в античности. Проект подобного «Храма человечества» был утопией. Эскизами к этим неосуществленным фрескам стало несколько сотен акварелей. Задуманный библейский цикл был призван «увенчать все усилия ученых и антиквариев», представив библейский мир в той интерпретации, которая предлагала новейшая литературная ученость.
Художник ищет через свои эскизы форму воспроизведения библейской реальности. Предметом пристального изучения для него становится восточное искусство, в котором Иванов видит фундамент для возникновения христианства. По тонкому замечанию одного из исследователей, «древневосточные элементы введены органически в стиль эскизов, воздействуя на него так же, как воздействовали они в свое время на эллинизм при сложении византийского искусства».
Библейские эскизы Александра Иванова, плод его многолетних размышлений над Ветхим Заветом и Евангелием, были оценены такими критиками, как А. И. Бенуа и В. В. Стасов, как вершина его творчества, превышающими по мастерству полотно «Явление Христа народу».
Сергей Иванов, брат художника, писал: «Эти композиции делались моим братом в продолжении 8-ми лет, т. е. с 1849 до начала 1858 года, времени поездки моего брата в Петербург и его кончины. Что это так, тому довольно доказательств: первым и главным, конечно, служит сам рисунок, освободившийся от всякой манерности и делавшийся легким и покорным выражением мысли». Под манерностью Сергей понимал отход от подражания итальянским мастерам, на которой настаивал русский академизм. Теперь у Александра Иванова был свой собственный стиль. Он обрел свободу от академической рутины, что отразилось в самых простых, ничем не стесняемых поворотах и положениях героев. Пейзаж перестал быть калькой с итальянских местностей – римских, тосканских, он приблизился к действительно европейскому пейзажу, который мастер изучал по снимкам европейских путешественников, чаще всего, англичан. Все библейские изображения носят на себе отпечаток не только Востока вообще, но и Палестины в особенности и живо переносят в местности Ветхого Завета и Евангелия.
Александр Иванов жил библейскими рисунками. Их воплощение было одной из главных целей его жизни, поэтому все, что хоть как-то помогало ему на этом пути было ему безмерно важно, дорого и интересно.
Эскизы Иванова воспроизводят готовность древнего мира к преображению и предрасположенность живущих в нём людей к переживанию чуда.
Отношение автора к вере
Большинство произведений автора написаны на библейские сюжеты. Помимо полномасштабных картин, как «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» или «Явление Христа народу», художник трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы». Религиозно-историческая тематика – основная в творчестве Александра Иванова.
На мировоззрение художника, несомненно, повлияла немецкая философия, прежде всего, шеллингианство с его идеей пророческого предназначения художника в этом мире.
Затем для Александра Иванова стала открытием книга «Жизнь Иисуса» пера историка религии Д. Штрауса. Благодаря ей Иванов погружается с упоением в библейскую археологию и источниковедение, зарисовывая христианские памятники Италии. Увлечение историей религии повлекло за собой почти научное изучение священных текстов, следствием которого явилось создание знаменитых библейских эскизов и обращение к образу Мессии.
Исследователи творчества Иванова, как, например, Д.В.Сарабьянов, справедливо называют его принцип «принципом этического романтизма», в котором главный акцент перенесен с эстетического начала на нравственное.
Писатель и друг художника Н. В. Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» так определил Александра Иванова в период его работы над полотном «Явление Христа народу»: «умер для всего в мире» и «ведет жизнь истинно монашескую, корпя день и ночь над своей работой и молясь ежеминутно». По выражению И. С. Тургенева, художник «молится ежеминутно» и «знает Библию от слова до слова».
Тем не менее, связи Александра Иванова с А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским породили толки о религиозной разочарованности художника к концу жизни. Здесь следует обратить внимание на исторические реалии 1850-х годов. Религиозное свободомыслие не приветствовалось, государственная цензура носила как светский, так и церковный характер. «Ослабление веры», на которое сетовал художник, не помешало ему создать большую серию библейских эскизов. Подобный парадокс биографии художника свидетельствует скорее о сложности и многогранности его религиозного чувства, о неослабевающем интересе на протяжении всей его жизни к фигуре Христа.
Всю жизнь Иванова наполняла и вела идея изобразить Христа, Его жизнь и учение, влияние на народные массы и распространение проповеди. Многое из задуманного художник выполнил блестяще. В «Эскизах» Иванов нарисовал с великим талантом и совершенством немало сцен из жизни Христа и учеников, но все, что тут есть значительного и великого, коснулось только исторической и бытовой стороны событий, сами же герои выполнены ровно, спокойно, без всплесков экспрессии и чувства. Какую противоположность этому представляют иллюстрации Иванова к Ветхому Завету: живые, эмоциональные, с историческими реалиями, вдохновленными тщательным изучением библейской истории и археологии.
Биография
Александр Иванов (1806-1858) родился в семье художника, профессора живописи Императорской Академии Художеств, Андрея Ивановича Иванова. С детства воспитывавшийся в атмосфере творческого поиска и диалога, Александр в одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Учился в академии при поддержке Общества поощрения художников и под руководством своего отца.
За успехи в рисовании получил две серебряные медали и был награждён в 1824 году малой золотой медалью за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
Общество поощрения художников решило послать Александра Иванова за свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, с требованием, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим. В это время Рим был местом средоточия русской интеллигенции.
В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. С этой целью он в 1834—1835 годах написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».
Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.
Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857), и только в 1858 году Иванов решился отправиться с картиной в Санкт-Петербург. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.
В хлопотах о дальнейшей участи своей картины Иванов (и так не отличавшийся крепким здоровьем) окончательно истощил свой организм, поэтому малейших холерических припадков в соединении с легкой простудой было достаточно для того, чтобы покинуть земной мир. Он умер после кратковременной болезни 3 июля 1858 г. и, при большом стечении народа, похоронен был на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря (впоследствии перезахоронен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры).
Несомненно, Иванов был центральной фигурой в живописи середины XIX в. Путь его никогда не был легким, за ним не летела крылатая слава, как за Карлом Брюлловым. Он не искал ни богатства, ни светских развлечений. Его живопись предполагает неторопливую созерцательность. Чтобы прийти к Иванову, нужно освободиться от суеты, настроиться на тишину внимательного погружения в мысли художника и создаваемые им образы. Иванов, может быть, один из самых глубоких русских художников, сумевший выработать целостное философское мировоззрение.
Автор текста: Надежда Анатольевна Завальная