Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
На полотне Метсю изображен библейский сюжет, описанный в Евангелии от Луки: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк.15:13). Уже на этой ранней картине Метсю виден талант живописца изображать события повседневной жизни бюргеров. Картина мастера очаровывает естественностью поз, жестов, мимики, обыденностью ситуации и простотой чувств. С особой поэтичностью Метсю передает уютность голландского дома. Повествование евангельской притчи выдержано в спокойном, созерцательно-лирическом тоне.
Лица главного героя не видно, захмелев, он откинулся назад, подставляя свой кубок усердно наливающему слуге. Музицирующий юноша отводит глаза от происходящего, улыбаясь, он предвкушает щедрую плату. Рядом с блудным сыном изображена молодая девушка.Одной рукой она придерживает его за плечи, а второй передает фигуре в тёмном кошелёк. Их многозначительный обмен взглядами говорит, что они находятся в сговоре, а опьяненный вином и любовным огнём, юноша скоро потеряет все свои богатства. В духовном плане фигура может символизировать дьявола, который через вовлечение в грех лишает человека благодатных даров.
История создания
Картина написана талантливым, но ещё совсем юным Габриэлем Метсю на заре своей творческой карьеры в Лейдене в сороковых годах семнадцатого столетия. Избранная тема является довольно распространённым евангельским сюжетом, к которому обращались многие именитые живописцы того времени.
Художник выбрал эпизод разгульной жизни блудного сына, показывая, на что истощилась часть его наследства. В духовном смысле наследство надо понимать как дары Божии, данные каждому человеку, которые он обязан приумножив вернуть своему Отцу Небесному. Возможно, данная сцена, была увидена Габриэлем в доме одного из друзей. Музыка, вино, доступная женская красота - все эти образы были понятны и голландцам семнадцатого века.
Отношение автора к вере
Биографы предполагают, что Габриэль Метсю был крещён в католической церкви, однако был похоронен в кальвинистском храме Ньиве керк в Амстердаме. Из-за малочисленности свидетельств, невозможно сделать вывод о переходе живописца от одного вероисповедания к другому, а тем более проследить духовную причину этого события. Тем не менее, очевидно, что Габриэль Метсю жил в реформаторской среде – этоне могло не отразится на его творческом пути.
Поскольку Реформация не одобряла искусства в церкви, то художник в большинстве случаев писал картины на жанровые и аллегорические темы. В наши дни жанровые картины воспринимаются как иллюстрация повседневной жизни и быта голландцев. Но для современников художника такие полотна были насыщены аллегорическим и дидактическим смыслом. Под влиянием окружения или по зову сердца Габриэль Метсю посвятил созданию произведений назидательного содержания, соответствующего строгой христианской морали.Этим живописец выразил свою веру и воплотил перед Богомданный ему художественныйталант.
Биография
Голландский художник Габриель Метсю родился в 1629 году в Лейдене. Его родителями были художник Жак Метсю и Жакмин Гарньер. Предполагают, что первые уроки живописи Метсю получил у Клауса Питерса де Греббера ювелира из Гарлема.
В 15 лет талант Габриэля был признан коллегами. Об этом свидетельствует его подпись на петиции 1644 года о создании Гильдии святого Луки, наравне с другими признанными художниками. В 1648 году лейденские живописцы объединились с малярами и убедили городской совет дать согласие на создание Гильдии святого Луки, Метсю стал её полноправным членом.
В 1650 году 21-летний Габриэль отправился в Утрехт, где некоторое время работал под началом Николауса Кнюпфера. В середине 1654 года Метсю перебрался в Амстердам, поселившись на канале Принсенграхт, в маленьком доме, принадлежавшем дальнему родственнику. С этого момента начались серьёзные изменения в творчестве художника. Если в Лейдене он специализировался на религиозных сценах, то на новом месте за короткое время превратился в жанриста. Основная тема Метсю — изображение повседневных событий в жизни бюргеров. Картины мастера пленяют выдающимся живописным мастерством и естественностью выражения чувств. С особой поэтичностью воспевает Метсю характернуюуютную атмосферу бюргерского дома.
19 мая 1658 года Метсю женился на Изабелле де Вольф из Энкхёйзена. Изабелла часто служила моделью для своего мужа и изображена на многих его картинах.
Габриель Метсю умер осенью 1667 года в возрасте 38 лет и был похоронен в кальвинистском храме Ньиве керк 24 октября. С его смертью жанровая живопись потеряла одного из самых ярких представителей этого направления, чьё творчество вдохновляло многочисленных художников, в том числе Яна Стена, Яна Вермеера, Франса ван Мириса и Питера де Хоха.
Автор текста: Ольга Северинова.