Битва израильтян с амаликитянами - Пуссен Никола

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Битва израильтян с амаликитянами
Битва израильтян с амаликитянами
Автор: Пуссен Никола
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Произведение: Битва израильтян с амаликитянами
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Классицизм
Дата создания: 1624-1625 гг.

Описание произведения

«Битва израильтян с амаликитянами» является одним из первых полотен Пуссена, посвященных ветхозаветной истории Моисея. Произведение иллюстрирует редко встречающийся в живописи сюжет - битву избранного народа под предводительством Иисуса Навина с племенем Амаликитян в пустыне Рефидим: «И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх. 17:8-13).
Исследователи творчества художника отмечают в исполнении работы влияние фресок Лоджий Рафаэля в Ватикане, а также рельефов римских саркофагов, что отразилось в подчеркнутой мускулатуре и статичных позах персонажей. Все пространство картины заполнено фигурами воинов, кажется, что в пылу битвы они тесно переплетены между собой. Воинские доспехи всадников и оружие сражающихся напоминают внешний облик римских легионеров. Художник почти не изобразил крови или покалеченных тел, но обилие оттенков красного наводит на мысль о множестве пролитой крови. Вдали на холме изображен старец Моисей с воздетыми руками, за которые пророка поддерживают его соратники. Небо с рваными клочьями облаков предвещает скорую победу израильтян.

История создания

Предположительно картина написана в 1624—1625 годах и является одной из первых работ итальянского периода. Известно о двух батальных полотнах, которые художник вынужден был продать, так как некоторое время находился совершенно без денег. Принято считать, что речь идёт о "Битве израильтян с амалкитянами" (Государственный Эрмитаж) и "Битве израильтян с аморреями" (ГМИИ им. А. С. Пушкина).
В 1685 году обе картины находились в парижском собрании маршала Франции герцога Анн-Жюля де Ноая и после его смерти были унаследованы его сыном Адрианом-Морисом. В 1766 году они уже принадлежали собранию Жозефа фон Дюфрена в Мюнхене, где в следующем году были выставлены на распродажу, окончательно состоявшуюся в 1770 году в Амстердаме. Там они были куплены по заказу императрицы Екатерины II для Эрмитажа П. Фуке за 2500 гульденов. Картина «Битва израильтян с аморреями» в 1927 году была передана из Эрмитажа в новообразованный Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Отношение автора к вере

О мировоззрении Никола Пуссена современные искусствоведы могут судить лишь косвенно. Почти все записи, которые оставил художник, по большей части касаются теории изобразительного искусства. Однако большинство французских исследователей склоняются к мысли, что после 1640-х годов живописец очень пристально обратился к вере. В этот период он не только стал вести аскетичный образ жизни. Большая часть всех его заказов теперь оказалась на христианские темы, и многие работы предназначались непосредственно для украшения храмов.

Работая при дворе короля Людовика XIII, Никола Пуссен невольно был втянут в политические интриги, которые плели многочисленные фрондеры против имеющейся абсолютной власти. Французские искусствоведы считают, что художник был очень далек от всех их начинаний, а главное, категорически не принимал их идей - философию либертинизма, которую они исповедовали. Как человек XVII века и христианин, он считал, что нигилистическое отрицание принятых в обществе норм и восхваление гедонистической морали - нечестиво по отношению к религии. И на эти воззрения он искал подтверждения в Библии, проникая при помощи своего искусства в суть христианских истин.

Биография

Никола Пуссен родился в 1594 году в нормандском городке Лез -Андели. Уже в молодости он получил отличное образование – учился в латинской школе иезуитов в Руане и там же начал заниматься живописью.

В 18 лет молодой художник отправился в Париж, где продолжил обучение у известного в то время портретиста Ван Элле, а затем и у других мастеров. Но из-за финансовых трудностей ему пришлось вернуться домой.

В 1616 году Никола Пуссен вновь приехал покорять Париж. Благодаря знакомству с Александром Куртуа, камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, молодой художник получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских мастеров. Именно в этот период его творчество обрело черты классицизма.

Художник мечтал отправиться в Италию, изучать античное и ренессансное искусство, и около 1618 года он прибыл в Рим. Но из-за финансовых проблем далее сумел посетить только Флоренцию и вернулся во Францию.

В 1619 – 1623 году Пуссен снова работал в Париже, месте с другими мастерами он получил несколько второстепенных заказов по оформлению Люксембургского дворца. Художник не переставал мечтать об Италии, пытался уехать, но вместо этого за долги был арестован в Лионе. Расплатиться ему помог парижский иезуитский коллеж, который поручил Пуссену и его друзьям-коллегам написать шесть больших картин на сюжеты из жития святого Игнатия Лойолы и святого Франциска Ксаверия. Далее мастер получил заказ от архиепископа де Гонди на украшение алтаря парижского собора Нотр-Дам на тему Успения Богородицы. Это первые из сохранившихся крупных полотен Пуссена, которые свидетельствуют о том, что здесь уже работал мастер высочайшего уровня.

Наконец, весной 1624 года художник вместе с друзьями прибыл в Италию. Сначала он отправился в Венецию, чтобы познакомиться с местной школой живописи, и спустя несколько месяцев обосновался в Риме. Никола Пуссен числился в списках прихожан римской церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина, вместе с группой других французских художников, проживающих в соседнем доме.

Пуссен изучал ренессансное искусство и с переменным успехом занимался живописью. Около 1629 года он тяжело заболел, его выхаживало семейство кондитера-француза Шарля Дюге. Когда Никола выздоровел, он обручился со старшей дочерью своего спасителя — Анн-Мари.

В 1632 году Пуссен был избран членом Академии Святого Луки. Ранее, в 1630 году он обрел могущественных покровителей — мецената и ученого Кассиано даль Поццо, Джулио Роспильози, который позже стал папой Климентом IX и кардинала Камилло Массимо. Художник часто отправлял свои лучшие работы на реализацию во Францию.

В 1639 году по приглашению кардинала Ришелье Пуссен снова приезжает в Париж, украсить галерею Лувра. Через год Людовик XIII под впечатлением таланта этого мастера кисти назначает его своим первым живописцем. Пуссена признали при дворе, вельможи стали наперебой заказывать у него картины для украшения своих замков и галерей. Но из-за многочисленных интриг в 1642 году мастер практически сбежал обратно в Рим. Здесь он и прожил до конца своих дней.

19 ноября 1665 года Никола Пуссен скончался.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий