Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Медная статуя Святого Павла, так же как и остальные одиннадцать фигур Апостолов, располагавшихся у основания шпиля Нотр-Дам-де-Пари, была снята с крыши и увезена на реставрацию за четыре дня до страшного апрельского пожара 2019 года. Благодаря провидению, уникальные работы скульптора Адольфа Виктора Жоффруа Дешома сохранились, а не погибли в адском пламени, испарившем даже двухсоттонную свинцовую крышу собора.
Все фигуры Апостолов запечатлены мастером в движении. Каждая статуя, посредством своей пластики, передаёт и замысел скульптора, и частичку его души. Во главе всех четырёх композиций Апостолов, спускавшихся от основания шпиля вниз, к людям, размещались Евангелисты – те, кто записал для них слово Божие. За фигурой Евангелиста Марка, возглавляющего группу Апостолов между нефом и северным трансептом со стороны Западных башен, находилась статуя Святого Павла.
В правой руке Святой Павел, согласно символическому художественному представлению этого образа в христианстве, держит поднятый короткий меч, которым был обезглавлен, а в левой – Книгу посланий. Послания Павла являются значимыми богословскими текстами и составляют большую часть Нового Завета, дополняя собой Евангелие.
Скульптор Жоффруа Дешом изобразил Апостола Павла соответственно его иконографическому типу – в образе невысокого лысеющего человека с совершенно обыкновенным лицом. Павел (Савл) был воинствующим фарисеем, преследовал первых христиан и подвергал их всяческим гонениям. Однажды, направляясь в Дамаск, чтобы продолжать творить там расправы над последователями Иисуса, он услышал укоряющий глас Божий и был ослеплён ярким небесным светом – возможно, поэтому скульптор представил его с закрытыми глазами.
Уверовав и приняв Крещение после исцеления, он начал проповедовать, путешествуя по Малой Азии, Балканам, Греции и Испании и создавая там христианские общины, о спасении верой и силой благодати. Был схвачен в Иерусалиме, но, будучи римским гражданином, доставлен в Рим, где и был обезглавлен по приговору суда. Произошло это в тот же день, когда распяли Апостола Петра – 29 июня. Святой Павел, так же как и Святой Пётр, является Первоверховным Апостолом, то есть особо ревностным проповедником учения Иисуса, хотя не входит ни в число двенадцати ближних, ни в число семидесяти последующих, призванных Христом.
История создания.
Реставрация Нотр-Дам под руководством Эжена Виолле-ле-Дюка началась в 1841 году. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и установка новых, а также сооружение знаменитого 96-метрового шпиля длились более двух десятилетий.
В основании шпиля на крыше собора были установлены четыре группы медных статуй Святых Апостолов, работы скульптора Адольфа Виктора Жоффруа Дешома. Перед каждой группой из трёх Апостолов, как бы спускающихся по лесенке вниз, была размещена крылатая фигура-тетраморф. Лев – символ Евангелиста Марка, телец – Луки, орёл – Иоанна и ангел – Матфея.
Скульптуры Апостолов – полые изнутри, высотой около трёх с половиной метров и весом около центнера каждая. Именно поэтому, чтобы не повредить тонкую медную оболочку и не нарушить облик статуи, при снятии с крыши собора для реставрации, их «обезглавили», открыв доступ к внутреннему каркасу, к которому и прикрепили стропы. Сейчас Апостолы в Перигоре, в реставрационном ателье, где их восстанавливают и очищают от зеленоватого «налёта времени».
Отношение автора к вере.
О подробностях личной жизни скульптора известно крайне мало. Об отношении Адольфа Виктора Жоффруа Дешома к религии мы можем судить лишь по его работам. Известен огромный творческий вклад Жоффруа Дешома в реставрацию памятников средневекового зодчества, в том числе и Собора Парижской Богоматери. Большая часть его скульптурного наследия посвящена библейским сюжетам. В этих творениях автор передаёт своё преклонение перед подвигом Сына Божия, Святых и Апостолов. Христианские чувства мастера, запечатлённые в памятниках искусства Франции XIX столетия, навсегда остались в веках.
Биография.
Адольф Виктор Жоффруа Дешом (1816 – 1892), которого во Франции называют романтическим скульптором, свой путь в искусство начал с бесплатной школы рисования. В 1831 году, в возрасте пятнадцати лет, он поступил в Парижскую школу изящных искусств и до 1848 года занимался ювелирным делом. Впоследствии Адольф Виктор становится учеником скульпторов Пьера-Жана Давида Анжерского и Джеймса Прадьера. Он много и творчески участвует в восстановлении готических памятников Франции, в том числе собора Нотр-Дам де Лаон, под руководством архитектора Эмиля Боезвильвальда, собора Нотр-Дам де Байе с Виктором Руприхом-Робером, Собора Святой Шапели и Собора Парижской Богоматери под руководством архитекторов-реставраторов Жана-Батиста Ласса и Эжена Виолле-ле-Дюка.
От брака Адольфа Виктора и Сидони Мутон родились четверо детей – сын Адольф Луи Жоффруа, который впоследствии продолжил дело своего отца, и три дочери – Мари, Амели и Валентина. В 1880 году Жоффруа Дешом получил звание офицера Почетного Легиона. В 1885 году его назначают директором Музея скульптуры (ныне Музей французских памятников). Жоффруа Дешом получает множественные заказы на производство статуй и официальных памятников. Только в Соборе Парижской Богоматери ему принадлежат такие знаковые творения, как двенадцать медных статуй Апостолов на крыше, в основании главного шпиля, медный петух-ковчег, расположенный на вершине его стрелы, и мраморная статуя Благо Бога Иисуса на дверях портала Страшного Суда.
С 24 апреля по 22 июля 2013 года в Париже проходила выставка «В уединении мастерской», посвящённая творчеству Адольфа Виктора Жоффруа Дешома. Она предлагала погружение в атмосферу мастерской скульптора XIX века, чтобы показать весь гениальный творческий процесс художника. На экспозиции были представлены различные этапы создания произведений, раскрывающие первоначальный замысел мастера – эскизы, рисунки, фотографии, гравюры, воски, формы, оригинальные штукатурки и слепки на природе. Жоффруа Дешом – автор множества скульптурных работ, которые и доныне украшают собой города Франции.
Автор текста: Марина Румянцева.