yandex

Апокалипсис. Глава 9. - Олег Стеняев протоиерей

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Апокалипсис. Глава 9.

Олег Стеняев протоиерей Апокалипсис. Глава 9.
Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции: .

Начнем с отрывка – глава девятая, стихи с первого по пятый: «Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека» (Апок. 9–5). Андрей Кесарийский пишет: «По словам некоторых, под звездою, спавшею с неба на землю и на Иосафатову долину, предназначению для суда, нужно разуметь Ангела Божия, посланного для наказания. Кладязь бездны означаете геенну; дым из него исходящий, указывает на то, что мучимые не будут видеть солнца и воздуха, «саранча» – те черви, о которых говорит пророк: “червь их не скончается” (Ис. 66:24). “Не делала вреда траве земной…а только одним людям”, потому что вся тварь освободится от тления, в рабстве у которого она находится ради нас». Сейчас мир природы как бы страдает вместе с нами и из-за нас, а потом, согласно Андрею Кесарийскому, произойдет размежевание, и природа перестанет страдать за человека.

«”Но муку примут пять месяцев”, то есть пять месяцев будут страдания, означает что, грешники будут мучимы жестоко и тяжко лишь некоторые определенное время, а потом легче, но вечно. То есть, первое наказание станет для них неожиданным, новым опытом, печальным, ужасным, ни с чем не сравнимым. Как о благах вечной жизни апостол Павел восклицал: «Не видел того, глаз не слышал о том, и приходило то на сердце человекам, что приговорил Бог любящим его» (1Кор. 2:9), так и первый опыт вхождения в мир адских мук будет для человеческих существ поразительным, ни с чем не сравнимым. «Звезда, – повторяется Андрей Кесарийский – я думаю, есть Ангел Божий. Он по Божию попущению, выпустит из бездны осужденных злых демонов, которых Христос, воплотившись, связал, чтобы они, сделавши свое пред кончиною, подверглись потом бесконечным мукам».

Мучения бесов не будут прекращены никогда, и с ними разделят судьбу некоторые люди, но, собственно говоря, геенна огненная творилась для дьявола и его ангелов. Поэтому грешникам будет сказано «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Господь этими словами скажет: «Я не для вас готовил это место и за вас Я умер на кресте, но вы сами избрали для себя другой путь».

«”Дым” – мрак, предшествующий злым делам, – продолжает Андрей Кесарийский – производимым по их (то есть демонов) наущению, после которых они получают власть мучить людей». С одной стороны, дым как бы скрывает от окружающих нравственное и моральное преступление, но демоны не просто так ввергают человека в плотскую сладость. Впоследствии, они будут мучить этих людей лишь за то, что те их послушались. Страсти, чувства, переполняющие людей, усилят мрак в этом мире.

«Помрачение солнца и воздуха». Ранее мы читали о том, что помрачится свет Солнца, Луны, звезд. Здесь же уже и воздух, то есть прозрачность воздуха будет нарушена. Какой-то бесовский смог будет висеть над всей планетой. Как пишет Андрей Кесарийский: «Помрачение солнца и воздуха означает душевное ослепление людей, наслаждающихся их светом, – то есть, в их понимании, необходимого света – или разжженную страданиями любовь, ибо для находящихся в скорби и свет кажется тьмою».

Андрей Кесарийский продолжает: «“Уязвляют людей подобно скорпионам” – это указывает на скрытую в конце злых дел душевную смерть, которой подлежат все неотмеченные на лицах Божественной печатью, и непросвещенные чрез Святого Духа светом животворящего Креста». Действительно, запечатленные Крестом Господним на своем челе, непрестанно прибегающие к этому спасительному знамению, будут защищены от происков антихриста и его приспешников. Но те, которые не осеняют себя крестным знамением, окажутся в сложной ситуации. У них не будет защиты против дьявола. «…Чтобы их свет, по слову Владыки светился пред человеки (Мф.5:16) во Славу Божественного Имени», – когда верующие не стыдятся крестного знамения и открыто осеняют им себя.

По мысли Андрея Кесарийского, «пять месяцев мучений…указывают…на их непродолжительность, так как, по словам Господа: “аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть: избранных же ради прекратятся дние оны” (Мф. 24:22)». Если бы те дни не сократились, а Сын Божий молился чтобы это произошло, то никакая плоть не спаслась бы, и никто бы не смог пережить этих мук.

Пятеричное время, связано с пятью чувствами. Человек будет подвержен таким испытаниям, что каждое из этих пяти чувств будет испытано. То ли ты слушаешь, туда ли ты смотришь и т. д. Каждое чувство будет испытано, а свидетелями этих испытаний станут, с одной стороны, злые демоны, которые будут искушать нас, а, с другой стороны, ангелы, призванные помогать нам наши чувства оберегать.

И мы читаем девятую главу, шестой стих: «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Апок. 9:6). Андрей Кесарийский пишет: «Это указывает на мучительность страданий, ибо призывать смерть свойственно находящимся в скорбях. А что она “не приходит” при всем их желании, то этим свидетельствуется, что она зависит от воли Божией, которая считает удобным чрез горечь посылаемым людям бедствий сделать для них ненавистным саму причину этих бедствий – грех». Действительно, так как страдающие плотью перестают грешить, эти страдания полагают предел греху, а значит и меру наказания за то\ или иное прегрешение.

И далее мы читаем описание саранчи: «По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие; и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. На ней были брони, как бы брони железные…» (Апок. 9:7–8, 9). Естественно, этот текст следует понимать духовно. Как пишет Андрей Кесарийский: «…Некоторые разумеют под саранчою карающих Божиих Ангелов, в каждом изречении изображаемых иносказательно или для устрашения, или по быстроте, и наказанию, которому подвергаются в геенне заслужившие его. Но я думаю, что правдоподобнее под этими “пругами” разуметь злых демонов, готовых вступить с нами в брань и носящих на голове златовидные венцы как знаки победы, которыми увенчаемся и мы, если покоримся им, как чрез удовольствие, достигшие худой победы». Здесь Андрей Кесарийский предлагает интересное суждение: иногда люди рвутся к грехам не ради плотских удовольствий а, для того, чтобы потом рассказывать, какую мерзость они сотворили. Об этом пишет Блаженный Августин в своей «Исповеди»: «Мы наговаривали на себя такое, чего мы не могли совершить по малолетству, но нам хотелось казаться более значимыми в глазах сверстников, поэтому мы наговаривали на себя самое бесстыдное».

«Женские волосы (саранчи) – продолжает Андрей Кесарийский – указывают на бесовское сладострастие и возбуждение на блудодеяние». Действительно, возбуждение последних времен будет поразительно неистовым. И это неистовство будет заключаться в том, что все моральные грани сотрутся. В наши дни еще существуют какие-то ограничения: возраст согласия, запреты на нетрадиционную ориентацию и т. д. В последние же дни все эти запреты будут сняты, произойдет полное растабуирование, и воцарится грех. Он будет торжествовать. Как сказано в Библии: «Вопль Содомский и Гоморрский, велик он…каков вопль на них, восходящий ко Мне» (Быт.18: 20, 21). Святые отцы рассуждали: «А чей это вопль? Вопль жертв, которых насиловали содомляне, или вопль самих этих содомлян, вопивших от восторга своей победы, от того что они могут так унизить другого человека?» В последние времена грех высоко поднимет голову. Он будет, как бы, украшен златовидными венцами, о которых мы прочитали у Андрея Кесарийского. Львиные зубы злых демонов указывают на их убийственность и ядовитость. Железные брони – на их жестокосердие. Не пожалеют ни юности, ни девичества, ни отрочества. Действительно, преступление, совершаемое против молодых – это реальность, в которой мы живем. И сам грех молодеет. Молодеет и проституция, и наркомания. Это – реалии современного мира.

Далее про саранчу говорится: «…А шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; (здесь, вероятно, имеется ввиду какая-то военная техника) у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев» (Апок. 9:9–10). Бог всегда ограничивает действие зла, однако мы видели и другое истолкование, согласно которому пять месяцев – это воздействие на пять чувств. Тиконий комментирует: «Хвостами он называет поводырей, которые, отступив от главы Церкви, от Христа, стали из первых последними. Подобно тому Бог посчитал достойным дать через Исайю определение: “старцы, которые в почете, – это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост. Стало быть, власть саранчи – то же, что личная особенность лжепророков, которые ложнословными исполненными яда учениями не перестают нападать на Церковь». Действительно, гонения на Церковь усилятся. Сегодня мы наблюдаем настоящий информационный террор против христианства, и уже мы слышим о нападениях на священников и даже на простых мирян. Не так давно прошла новость: на Прощеное Воскресенье пожилые женщины пошли в храм, и бесноватый с ружьем вышел и стал стрелять в них.

Далее мы читаем 11 стих: «Царем над собою она (саранча) имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион» (Апок. 9:11). Апполион – царь-губитель. Тихоний пишет: «Ангел бездны – дьявол, который среди царей мира сего владычествует». Откуда мы знаем, что дьявол владычествует среди царей этого мира? Помните, кто предлагал Христу: «Поклонись мне, и я отдам тебе все царства мира»? Отдать можно то, что ты имеешь. И дьявол считал все царства мира принадлежавшими ему.

Царь-губитель – это серьезная опасность. Андрей Кесарийский пишет: «Под “царем” разумеется диавол, губящий тех, кто ему покоряется». Он как бы расширяет толкования Тихония, но и отталкивается в своем комментарии от Тихония и Примасия. Скрытые цитаты этих авторов мы постоянно находим в его трудах.

И далее: «Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя» (Апок. 9:12). Беда Достопочтенный в своем «Изложении Откровения Иоанна Богослова» пишет: «Иоанн предсказал, что придел три горя, одно из которых уже явилось в коварстве еретиков», так что теперь он напоминает, что осталось еще два, которые во времена антихриста и в дни суда обрушатся на порочных». Казалось бы, на непорочных дьявол должен излить свою силу. Нет, бесы не берут пленных. Тот, кто им поклонился, будет страдать от них наибольшим образом, а святых демоны и дьявол боятся, и стараются держаться подальше от них.

«Шестой Ангел вострубил…» (Апок. 9:13). Обзор действия: шестая труба знаменует последнюю проповедь и начало войны против Церкви. То есть, с одной стороны, это последний евангельский призыв к роду человеческому и это уже начало войны против церкви. Часто спрашивают: «А когда же будет свобода для Церкви, для проповеди в нашей стране?» И я отвечаю: «А вы разве не заметили, что это уже проходит?» Конечно, мы еще живем в период свободной проповеди. Как говорил Христос: «И проповедовано будет сие Евангелия царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам, и тогда придет конец» (Мф. 24:14). То есть последний призыв – он же окончательная брань против Церкви, когда наступит такая всеобщая раздраженность и озлобленность евангельскими призывами, что за одно имя «христианина» будут умерщвлять. На этом настаивает Беда Достопочтенный: «Это будет начало войны против Церкви, которая не склонилась перед сатаною, именно за это Церковь будут гнать». На этом настаивают Цезарий Арльский и Примасий Гадруметский. Если бы Церковь склонилась перед силами зла, к ней относились бы хорошо. Но, так как даже в своих падениях, в слабостях, мы, христиане понимаем, что наша надежда – лишь Христос, дьявол с великой ненавистью будет воевать против нас. Андрей Кесарийский настаивает, что демоны возмущают народы для испытания верных и наказания нечестивых, то есть у них как бы двойная задача – это подвергнуть последним трудностям тех немногих верующих, которые остались, и насладиться садизмом по отношению к поклонившимся им.

И Примасий пишет: «И еретики прикрываются именем Христа, но их конец неизбежен». Дьявол будет ненавидеть Церковь. Но и нечестивых он будет уничтожать. От них тоже ничего не останется. После революции Советская власть начала гонения на Церковь. И в то же время она поддерживала разные секты. Существовали адвентистские коммуны, баптистские, хлыстовские колхозы и т. д. Однако, к 1937 году каток воинствующего безбожия обрушился уже на все конфессии.

Демоны правят людьми, как и еретики – теми, кто в их власти. То есть демон не может завладеть человеком, если тот не примет его идеологию. Так же еретики. Они не могут причинить нам никакого зла, если мы не примем их ложные идеи и представления. На этом настаивают Андрей Кесарийский и Цезарий Арльский. «Грех постигнет весь мир, то есть, он воцарится в этом мире – пишет Андрей Кесарийский. «И язычники погибнут в своих заблуждениях» – это уже слова Беды Достопочтенного. Достанется всем и для всех. Но для людей, находящихся вне Церкви, страдания будут лишены очистительного смысла. И лишь верующий, претерпевая за свои грехи и недостатки, очищается в этих гонениях, преследованиях, потому что, сохраняя веру Христову и упование на Спасителя, он будет спасен в последние дни, как головня, выхваченная из огня (этот образ часто используется в христианской литературе).

«Шестой Ангел вострубил…» (Апок. 9:13). Это свидетельство проповеди конца. Об этом писал Тихоний: «Говорится, что первое горе прошло и зазвучала труба шестого Ангела: это возвещение последней проповеди – проповеди шестого периода». Беда Достопочтенный пишет: «Шестая труба говорит о начале антихристовом, – то есть проповедь будет завершаться, и антихрист уже открыто начнет войну с Церковью, – о начале войны антихриста и его сторонников против Церкви. После того, как война начнется, силы зла усилятся, и между людьми будет проходить размежевание». Будет такая категория людей, которые будут колебаться до последнего момента: то ли оставаться в Церкви, то ли покинуть ее». И сейчас некоторые люди, которые занимаются бизнесом, говорят: «до того, как я воцерковлялся, мои дела шли хорошо, а после воцерковления начались проблемы». А как же может быть иначе? Такие люди будут подвергнуты серьезным искушениям. Им так же необходимо сохранять твердость и помнить, что богатство, особенно в последние времена, – это некое поручение от Бога, которое дается для участия в последнем свидетельстве о Христе.

Беда Достопочтенный настаивает на том, что шестой ангел символизирует пророчествующих о последних испытаниях. Евангелие предсказывает обман антихриста, поэтому к действию шестой трубы мы относим и последнюю евангелизацию, последнюю проповедь. Она происходит совершенно открыто: и на просторе Интернета, и по радио, и по телевидению. Но это последний призыв! И в зависимости от того как люди на него отреагируют, как они на него ответят, будет, как говорится, решена судьба каждого.

Хотелось бы зачитать стихи с семнадцатого по девятнадцатый: «Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей; ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили» (Апок. 9:17–19). Это какие-то бесовские мутанты из преисподней. Трудно понять, кто это: лев, конь или змея. То есть зло в своих мутациях достигнет самых безобразных форм.

И окончание 9 главы: «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» (Апок. 9:20–21). То есть, их ожидает что-то еще более страшное, потому что если даже вышеописанные ужасы не приводят кого-то к покаянию, хотя бы к тому, чтобы задуматься, а что происходит в этом мире, то, наверное, человек уже достиг дна в своем падении, когда точка невозврата пройдена, и он уже не может самостоятельно вернуться к Богу.

Оставить комментарий