yandex

Апокалипсис. Глава 7. - Олег Стеняев протоиерей

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Апокалипсис. Глава 7.

Олег Стеняев протоиерей Апокалипсис. Глава 7.
Эпизод в Библии:

На библейском портале ekzeget мы будем изучать книгу Откровения Иоанна Богослова, Апокалипсис. Приступаем к чтению седьмой главы этой книги: «И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево» (Апок. 7:1). Здесь мы видим, что ангелы выполняют некую сдерживающую функцию. Они заботятся о том, чтобы на четырех углах Земли был покой, и ветер не наполнял мир людей. Согласно распространенному в тогдашнем мире представлению, мир выглядел как огромный четырехугольный стол, или ломоть круглого хлеба, срезанный посередине. Конечно, многие античные философы отлично понимали, что Земля – это шар, и он вращается в пространстве. Хотя существовало несколько теорий относительно истинной «картины мира»: некоторые философы и астрономы утверждали, что центр мироздания – это Солнце, позже появилась теория, согласно которой таким центром является Земля, наша планета. Однако в наши задачи не входит выяснение вопроса о том, каково было мировосприятие людей эпохи классической античности. Библия разговаривает с людьми на их языке, то есть, учитывая, их понятийный ряд, и лишь в вечности мы поймем, что многие образы, наставления, поучения из Библии преподносились в категориях нашего времени, потому что иначе мы едва ли могли бы понять очень многое из Священного Писания.

Итак, «И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево» (Апок. 7:1). Согласно Андрею Кесарийскому, ангелы, удерживающие ветры, – это те духовные существа, которые оберегают мир от ветра лжеучений. Одновременно с этим, в Апок. 7.1 речь идет об ангелах, которые защищают мир от ураганов и других катастроф: смерчей, бурь, всего того, чего боялись люди, и того, что было, так или иначе, связано с небом, например, падения комет, каких-то горящих объектов с небес. Эта тема очень волновала древнего человека, и находила свое отражение в античной литературе.

Андрей Кесарийский пишет: «Но, мы думаем, что все это в сильнейшей степени должно произойти в пришествии антихриста, то есть все эти ураганы, все эти бури, все эти наводнения, все эти цунами, они, как бы усилятся, что все это в сильнейшей степени должно произойти пришествие антихриста. И не в Иудейской стороне, а частности, а во всей Земле по четырем углам, который, как он (то есть Иоанн Богослов) говорит, будут стоять Ангелы, свершители назначенного им – Богом, и неизвестного для нас служения» (Толкование Андрея Кесарийского на Апокалипсис Св. И. Богослова). Действительно, служение ангелов – таинственное служение. Они могут, с одной стороны, защищать нас от ветра учений, ведь, четыре угла могут указывать на четыре Евангелия. В свете четырех Евангелий, пока мы не выходим из этого поля новозаветного Откровения, никакие ветра лжеучений нам не страшны.

Человек действительно живет Словом Божьим. «Словом Божиим небеса и Земля составлены из воды и водою», – так сказано во Втором послании Петра (2 Пет. 3:5). И если человек основанием своей жизни имеет именно Слово Божье, то это твердый фундамент. Если же основанием своей жизни он имеет не Слово Божье, а что-то другое, это очень зыбкий фундамент. И в Евангелии от Матфея мы читаем: «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:26-27). Многие наши современники, особенно представители молодежи, увлекаются разными «ветроучениями». Им следует опасаться того, о чем, предупреждая нас, говорит Священное Писание. Например, в Послании Колоссянам глава 2 стих 8 сказано: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8). Действительно, мы должны удаляться от разных философских систем, которые являются вызовом христианскому вероучению. Если в древности христиане и изучали языческих авторов, то лишь в апологетических целях, чтобы знать, как правильно и в наиболее доходчивой форме ответить на тот или иной их аргумент. Но, прежде всего, мы должны проповедовать Христа. Как писал Апостол Павел в Первом послании Коринфянам: «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих, же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (Кор. 1:23-24).

Вы знаете, друзья, что мы имеем в оригинале этого текста? Там не сказано, что мы проповедуем Христа, Божью силу и Божию премудрость. Речь идет о том, что мы проповедуем самого Бога – Бога силу и Бога премудрость, потому что можно говорить о Христе, можно говорить и о Божьем могуществе, о Его силе. Но, когда мы говорим о Самом Боге, о Его присутствии в этом мире, это значительно больше. Именно к такому формату проповеди нас призывает и Христос словами: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Таким образом, стоящая проповедь – это проповедь, указывающая на присутствие Спасителя среди нас, когда двое или трое собрались во имя Христа и рассуждают о Нем.

И далее мы читаем: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока Солнца и имеющего печать Бога живого» (Апок. 7:2). Здесь появляется более величественный Ангел, которой обращается с некой новой вестью. Он торжественно провозглашает эту новую весть, которая касается тех, кто имеют печать Бога Живого. «И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Апок. 7:2-3).

В наше время, братья, сестры, многие люди рассуждают о «печатях антихриста». Они могут говорить, спорить, ругаться друг с другом, выясняя, что такое печать антихриста. Однако, настоящего христианина должна занимать печать Божья, которая предохраняет его от Божьего гнева, даже во дни Армагеддона. Как мы прочитали здесь, ангелы мщения не могут начать своих действий, пока не будет поставлена последняя печать Божия на чело предназначенных ко спасению людей. Что же это за печать? В понимании Святых отцов, это и крестное знамение, которым мы себя осеняем – оружие против дьявола, данное нам, и печать Таинства Миропомазания, которое нас запечатлевает после Таинства Крещения, когда священник мажет нас освященным миром со словами «печать дара Духа Святаго, печать дара Духа Святаго, печать дара Духа Святаго». И, это очень должно нас волновать. Сегодня, когда я начал эту беседу, меня внезапно взволновал вопрос: «А не нахожусь ли я в состоянии смертного греха, проводя эту беседу для вас, братья и сестры?». И с радостью вспомнил, что вчера я и исповедовался, и причастился Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Один светский человек, граф Лев Толстой (его трудно заподозрить в симпатиях к православным) говорил: «Даже музыку неприличных людей нельзя слушать». Это он говорил о музыке Моцарта, которая сама по себе ему нравилась. Однако, он знал и жизнь этого музыканта. Эта жизнь была довольно беспечной.

«Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Апок. 7:3). Здесь сказано, что даже мир природы сохранится, даже деревьям эти ангелы мщения не могут причинить какой-то вред, пока еще не положены последние печати, пока сила крестного значения сохраняется в этом мире. Конечно, мы больше должны склоняться к точке зрения, согласно которой в этом стихе речь идет о Таинстве Святого Миропомазания, потому что трудно представить, что наступит время, когда никто и лба не перекрестит. Уже сразу после Крещения Руси, с самых древних времен, наши предки осеняли себя крестным знамением. Сначала это было двуперстие: два пальца, соединенных вместе. Православные исповедовали нашу веру в Господа Иисуса Христа, как в истинного Бога и истинного человека. Три согнутые снизу перста символизировали, что Он сошел на землю, как истинный Бог и истинный человек. Позже, наша Церковь изменила крестное знамение на троеперстное, но его смысл не изменился. Соединяя три перста, православные исповедуют веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, а, сгибая два перста снизу, указывают на то, что Иисус Христос пришел на землю как Истинный Бог и Истинный Человек, «нас ради человек и нашего ради спасения». Когда христианин крестится, осеняя себя крестным знамением в знак того, что Христос – глава Церкви, и Он сошел на землю нас ради человек и нашего ради спасения вознесся на небеса и воссел одесную Бога Отца. И, по благодати, как пишет апостол Павел, и мы во Христе Иисусе одесную Бога Отца. Когда мы кладем руку на левое плечо – это знак того, что Христос опять придет судить живых и мертвых. И не дай нам, Бог в тот день оказаться слева от Него. Почему у нас есть уверенность в том, что печать, которая удерживает суды Божии – это не крестное знамение? По той причине, что не о крестном знамении, а о Святом Причастии сказано Самим Христом: «Сие творите в мое воспоминание, пока я не приду». И существует придание, что, когда настанет Конец света, ангелы еще будут ожидать вознесения Святых даров в алтаре со словами: «Со страхом Божьим и верою приступите». После этого уже начинается новый мир. Верующие причащаются последний раз Тела и Крови Христовой, вступая в общение с Самим Христом.

Если же говорить о Таинстве Миропомазания, то да, в какой-то момент трудно будет найти епископа, который сможет преподать его в виде конфирмации. В период последних страшных гонений на Церковь сложно также будет отыскать освященное правильным образом миро. И такое время действительно может наступить. Но, пока оно не наступило, мир еще сохраняется. Поэтому, удерживающий наступление тяжелейших дней – это, в некотором смысле, каждый христианин, потому что каждый христианин принадлежит к царственному священству. Он, в своем роде, и священник, и царь. Само Миропомазание в древности совершалось лишь над царями, первосвященниками, или пророками, и больше ни над кем.

И, смотрите, что говорится в книге Бытия: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Почему нам важно знать эти слова? По той причине, что гнев Божий, как об этом рассказывает глава 7 Апокалипсиса, «идет на весь мир природы, на всякое древо, на все моря, на все земли». Почему же мир природы должен разделить вместе с человеком его трагическую участь? Во-первых, мир природы создан для человека, во-вторых, сам человек является частью мира природы. Человек – это и есть земля, о которой сказано, что он должен возделывать и хранить ее. Возделывать свой мир – это забота о телесном, о насущном. Хранить и оберегать его означает удерживать такое моральное и нравственное состояние, чтобы не утратить благодать Божию, и всегда сохранять целомудрие веры.

Святой Андрей Кесарийский писал: «Тварь, как созданная ради нас, причастна бедствиям во времена нашего наказания, так же, как и радуется вместе со святыми во время их прославления. Отсюда следует, что и украшенные добродетелями во время напастей нуждаются в ангельской помощи по силе данной нам печати Духа, которая, правда, проявляет свою силу, лишь поскольку мы сами обнаруживаем свою деятельность, и если кто не получает от нее помощи, то лишь по причине своего нежелания». Это происходит, например, тогда, когда человек больше рассчитывает на себя или на других людей, нежели на помощь Божию. Христос же говорил: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф.10:19). Андрей Кесарийский продолжает: «Удерживание ветров явно свидетельствует о разрушении подчинения твари и неизбежности зла, потому что все, растущее на земле, прозябает и питается ветрами; при содействии их же, плавают и по морю» (Толкование Андрея Кесарийского на Апокалипсис Св. И. Богослова).

Исказит человек свои нравы, нравственные, моральные устои, и мир ополчится против него. Помните, так произошло, когда Каин убил Авеля, своего брата. Существует предание, согласно которому после этого дикие звери начали рычать и бросаться на него. И он так испугался и умолял Господа: «Всякий, кто встретит меня, может меня убить…» Здесь имеются ввиду и животные. Людей в те времена было совсем мало. Даже зверь мог убить его. Всяким злом, которое мы порождаем, мы и наказываемся. Губя себя, человек губит и мир природы. Значит грех – это не только твое личное дело, но и вопрос экологии. В книге Откровения Иоанна Богослова прямо сказано: «И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю» (Апок. 11:18). Иными словами, будут погублены все, кто губил землю, этот прекрасный Дом Божий, который Господь создал для нас. Ведь, сотворив этот мир, и введя в него человека, Сам Бог сказал: «Все хорошо, весьма».

И мы читаем далее: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч» (Апок. 7:4-5). Беда Достопочтенный пишет: «Естественно, что Иоанн (Богослов) начинает с колена Иудина, из которого произошел наш Господь, и пропускает колено Даново, из которого, как говорят, выйдет антихрист, как написано: “Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня так, что всадник его упадет назад” (Быт. 49:17). Ведь он решил не по порядку следования земных поколений, но, по истолкованию имен изложить добродетели Церкви, спешащей от нынешних исповедания и хвалы, к вечной жизни, – так переводятся имена Иуды, стоящего первым в списке, и Вениамина, стоящего последним. Итак, первым стоит Иуда, имя которого переводится как “исповедание” или “хвала”, то есть восхваляющий Господа, прославляющий Его». И каждое из имен, которое здесь обнаруживается, свидетельствует о какой-то добродетели, которую мы можем принять, или не принять, согласиться с ней, или не согласиться. Помните, апостол Павел писал: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности» (Рим. 2:28). Мы об этом уже говорили: не тот восхваляет Бога, кто делает это внешне, но тот, кто делает это в сердце своем. Иудей – подлинно восхваляющий Бога, а не только внешне, как фарисеи, которые любили долго молиться и выставлять напоказ собственные добродетели и заслуги.

Далее, с шестого по восьмой стих перечисляются имена двенадцати колен и указывается количество «запечатленных» – по двенадцать тысяч из каждого колена. Почему мы видим подобное перечисление имен? Андрей Кесарийский пишет: «Иуда переводится как “исповедание”, – то есть он исповедал Бога и восхвалил Его – через которое бывают отличаемы спасающиеся исповеданием Христа – мы тоже спасаемся через исповедание, так как сказано, что всякий призывающий имя Господне, спасется – произошедшего от Иуды». Андрей Кесарийский касается данного вопроса не напрямую, а косвенно. Однако, об этом писали и другие Святые отцы: рано или поздно весь иудейский народ вернется ко Христу Спасителю. Те, которые отвергали Его, станут настоящими иудеями и будут восхвалять Господа. Они отрекутся от своих заблуждений, сказок, фантазий, всяких небылиц и «И узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные», – как сказано в Писании (Откр. 1:7).

Беда Достопочтенный в своем «Изложение Откровения» писал: «Этим конечным числом 144000 обозначается неисчислимое множество всей Церкви». Что он имеет ввиду? Имена означают добродетели. Значит, речь идет о двенадцати коленах – обо всем еврейском народе, который, относится к этому числу, к этому множеству. «Этим конечным числом – 144000 – обозначается неисчислимое множество всей Церкви, подражанием рожденной от патриархов либо в потомках по плоти, либо по вере. “Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово” (Гал. 3:27) – то есть, теперь мы – православные христиане – дети Авраама, а тем фарисеям и книжникам, которые хотели убить Христа Господь сказал: “Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам Истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал” (Ин. 8:39–40) и “Ваш отец – дьявол” (Ин. 8:44). “Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово” (Гал. 3.29). Об умножении совершенства говорит и умножение двенадцати на двенадцать. Двенадцать – число полноты благодатного союза верующих: двенадцать патриархов, двенадцать апостолов – в сумме получается 24 старца, которые поклоняется перед Престолом Божьим. Они исполнены прибавлением тысячи, которая является десятью в кубе и символизируют неразрушимую жизнь Церкви». А откуда берется тысяча? В Книге Откровения сказано: «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр. 20:4). Поэтому, Церковь нередко представляют числом двенадцать, ведь она в четырехстороннем мире стоит верой во Святую Троицу. Трижды четыре равно десяти плюс два. По этой причине, для проповеди веры и были избраны двенадцать апостолов, а именно, символизируя числом тайну своей миссии». Здесь используется, конечно, и греческая особенность счета и тогдашние идиомы – крылатые выражения античной арифметики. Древние христиане придавали очень большое значение цифрам, и, когда мы будем говорить с вами о числе 666, если Господь позволит, то обсудим эту тему подробнее.

Блаженный Иероним пишет: «Кто-то спросит, где же написано, что весь Израиль спасется? Во-первых, сам апостол (имеется ввиду апостол Павел) говорит: “Когда войдет полнота язычников, тогда спасется весь Израиль” (Рим. 9:11)». Действительно, об этом нам говорит, можно сказать, вся девятая глава, особенно стих 26. «Кроме того, Иоанн говорит в своем Откровении: “Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч” (Откр. 7:5)». Речь идет о том, что когда Печать Божья будет поставлена на последнего крещеного православного христианина, двери спасения закроются для язычников, и откроются для иудеев. Для них Бог пошлет с неба двух вестников: пророка Еноха, который жил до потопа и был живым взят на небо, и пророка Илию, жившего после потопа, и так же взятого на небо живым. Они, как неумершие, явятся в этот мир, чтобы вкусить смерть, и будут обличать антихриста. Енох станет обличать антихриста перед лицом всех народов против, а Илия, особенно ожидаемый среди иудеев, будет говорить им, что Истинный Христос – это Тот, кого они распяли. Тогда они переживут великое покаяние и обращение к Богу.

Поэтому, в Послании к римлянам апостол Павел так и пишет: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:25). «И о прочих коленах, – продолжает блаженный Иероним – то же говорится: “И всего уверовавших будет 144 тысячи” (Откр. 7:4). Если бы уверовал Израиль, Господь наш не был бы распят, если бы Господь наш не был бы распят, не пришло бы спасение множеству язычников», – продолжает Блаженный Иероним. Множество язычников и иудеев уверуют. Речь идет о тех, кто доживет до прихода Еноха и Илии во дни антихриста. «Следовательно, иудеи уверуют, но уверуют в конце мира. Если бы они уверовали, Господь не был бы распят…Не время было им уверовать. В их неверности наша вера, в их поражении наше возвышение. Это было не их время, чтобы оно стало временем нашим». Действительно, то время, которое ждали иудеи, когда же явится Христос, оказалось не их временем, а нашим.

И далее мы читаем удивительные слова: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей…» (Апок. 7:9). «Великое множество», о котором мы читаем, вмещает в себя и 144 тысячи иудеев, но они выделяются особо, так как они уверуют особым образом. И «…Которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Апок. 7:9). Белая одежда и ветви символизируют награды. Это означает, что они – воскресшие, так как в последние времена останется очень мало христиан. «И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь!...» (Апок. 7:10–12). Мы видим, что все воздают славу Господу: и получившие награду, и имеющие великое достоинство – Царствие Небесное. Все видят источник святости и целомудрия в Царствии Божием. «Благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» (Апок. 7:12). Они говорят: «Не от нас это все. Не смогли бы мы ничего бы сделать». Так и Христос говорил Своим ученикам – апостолам, а это были лучшие люди своего времени: «Без меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Кстати, согласно пятитомнику «Добротолюбия», наиболее часто встречаемыми цитатами из Нового Завета являются именно эти слова: «Без меня не можете делать ничего».

«И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин…» (Апок. 7:13–14). Удивительная картина: кого вопрошают старцы? Иоанна Богослова. Он сам сопроводим Ангелом Божиим, старцами. Так кто же к нему подошел? Существует предание, что к нему подошел он сам. Он увидел 24 старцев: 12 патриархов и 12 апостолов. Среди апостолов он увидел и самого себя. И вот евангелист Иоанн, уже проживший большую часть жизни, подошел поближе, как бы вернуться к истокам своей юности, через эти тысячелетия. Однако, одно толкование исключает другое. «И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: «Ты знаешь, господин…» (Апок. 7:13-14). Ты живешь в Царствии Небесном столько лет! Ты все знаешь! «И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Апок. 7:14–17).

Действительно, дорогие братья и сестры, настанет такой день! Я произношу эти слова с надеждой и для самого себя. Это день, когда Бог отрет всякую слезу с очей наших, когда скорби не будет, болезней не будет, гонений не будет, и Царствие Божие свершится яко на небеси и на земли! Вчитываясь в удивительные страницы этой богодухновенной книги Апокалипсиса, мы видим образы, иконы того мира, который ожидает нас, мира, который даже издалека представляется более реальным, нежели та юдоль страданий, болезней, неправды, лжи, недопонимания, коварства, в которой мы еще как-то проживаем. Но в Писании сказано: «Претерпевший до конца спасется»…

Оставить комментарий