yandex

Апокалипсис. Глава 10. - Олег Стеняев протоиерей

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Апокалипсис. Глава 10.

Олег Стеняев протоиерей Апокалипсис. Глава 10.
Эпизод в Библии:

Сегодня мы продолжаем наши беседы на просторах Интернета, на библейском портале «Экзегет» по Книге Откровения Иоанна Богослова и приступаем к чтению десятой главы этой книги:

«И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего. И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» (Апок. 10:1–7).

Здесь мы видим очень много образов, связанных с пришествием Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа по окончанию всех самых ужасных гонений и преследований против Святой Церкви, о которых, правда, так же будет рассказываться, но уже в деталях. Здесь же мы видим Христа во Славе. Ангел сильный в начале десятой главы – это Господь Иисус. Солнце – символ Воскресения и Святого Евангелия, радуга означает милостивый суд. Об этом писал Викторин Петавийский: «Облако – Церковь, святые. Оно так же означает милосердие, ибо на юге, на юго-востоке облако – это всегда символ благодатных дождей. Раскрытая книга – Апокалипсис», – продолжает Викторин. Правая нога – стойкие члены Церкви, левая – желающие принять Крещение, или те, кто не подвержен опасности, поэтому Господь как бы уберегает их от трудностей. Подобное истокование дают и Тихоний, и Примасий.

Семь труб – различные виды проповеди. Отсюда, беседы о семи трубах, каждая из которых – короткая проповедь с неким назиданием, наставлением. Это объяснение Примасия. После апостолов новозаветные пророки толкуют предсказания Писаний. Это наставление Викторина Петавийского. Седьмая труба, согласно Тихонию, возвещает Пришествие Спасителя.

Когда мы читаем Книгу Деяний апостолов, там говорится, как на глазах более чем ста пятидесяти христиан Господь вознесся на небо. Его стопы оторвались от земли, и он стал подниматься все выше и выше, пока облако не взяло его из вида. И тогда к апостолам подошли два Ангела, которые сказали: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1.11). С этого момента история Церкви становится историей ожидания. И здесь мы видим, как Иисус возвращается в облаках Славы, величия. Здесь прямо сказано «облеченного облаком».

Здесь очень знаменательно говорится о семи громах, которые прогрохотали на небесах. Эта тема дважды приводится в этом отрывке. В понимании древних экзегетов, семь громов – семь Вселенских Соборов, на которых была оглушена та или иная ересь и провозглашены догматы истинной веры, нарушать которые и выходить за пределы которых никто не имеет никакого права.

Давайте посмотрим, какое истолкование предлагают Святые отцы. Сначала приведем слова Викторина Пиктавийского: «Ангелом сильным Иоанн Богослов обозначает Господа нашего. И как выше мы растолковали слова: лицо его как солнце. Таким мы видим Христа и в день Преображения. Речь идет о Воскресении. Над Головой же его радуга – последний суд, который уже произошел, или произойдет в будущем, книга раскрыта – это Апокалипсис, который получил Иоанн. Ноги его – воспламененные (верою) апостолы, которые своими сандалиями спешили по римским дорогам, стремясь обойти как можно больше мест. То, что Им попираются море и суша, означает что все положено под ноги Его. Иоанн называет его Ангелом, то есть вестником Отца Всемогущего, ведь Он зовется Вестником Великого Совета».

Действительно, Сын все делает во имя Отца: Он пришел во имя Отца, свидетельствует о том, что услышал у Отца, и являет образ Отца, раскрывает характер Бога Отца, показывает Его добрые намерения относительно всего рода человеческого. Поэтому мы видим это удивительное явление после тех страшных гримас, дьявольских мутаций, о которых мы читали в девятой и восьмой главе. Здесь, в десятой главе, как бы, новые горизонты радостного Царствия Божия, когда Господь наш воцаряется, они раскрываются перед нашим взором в этой таинственной книге.

Далее в десятой главе, с восьмого стиха по одиннадцатый стих, говорится об удивительном «съедании книжки» и измерениях Храма. Здесь имеется ввиду Храм во Вселенском, космическом понимании этого слова, когда все пространство превращается в храм: небо – основание храма сверху, а земля – подножие ног его. Но тогда весь Космос озарится Божественными словесами и Храм Божий распространится на всю Вселенную. Об этом мы читаем до конца десятой главы и в первых двух стихах одиннадцатой. Эти стихи связаны тематически: «И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих» (Апок. 10:8–11).

Это окончание десятой главы. Начало следующей, одиннадцатой тематически связано с десятой: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца» (Апок. 11:1–2). Объясняя эти слова, Примасий говорит о том, что проповедь, поедание книжки – указания на исполнение во Христе Закона Моисеева и пророков. Речь идет не просто о книге, а о книгах Библейского Откровения, с завершающей его частью – Апокалипсисом. Плод пророчества сладок для внимающих, но горек для противящихся. Об этом писали Блаженный Августин, Андрей Кесарийский, Цезарий Арльский. Бывает радостно читать Слово Божие и слушать Его в храме, а жить по Слову Божию не так благостно и легко, как могло бы показаться. Однако, мы возлюбили Слово Божие и не можем жить нормальной молитвенной жизнью, не соединяя с ней Божие Писание. Само Писание следует воспринимать как Господне руководство к действию, чтобы и сама наша жизнь подтверждалась тем, что мы слышим это Слово. Помните, как мы читали в начале Апокалипсиса: «Имеющий уши слышать, да слышит». Имеется ввиду не только слушать, а делать выводы из услышанного, воспринимать Слово Божие как Господне руководство к действию, подчинять свою жизнь этому смыслу. Церковь усовершенствует мир проповедью, окормляет и освящает его. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:5). Она же осоляет мир, предотвращая его моральное и нравственное разложение.

Конечно, Андрей Кесарийский говорит о том, что Откровение исполнится не сразу. Эту книгу изучали и в первом, и во втором, и в третьем, и в четвертом, и в пятом, и шестом столетиях, но в каждом поколении люди переживали свой «апокалипсис» и сталкивались с теми антихристами, которые были «предтечами последнего антихриста» в свои дни. И, в зависимости от того, как мы переживем свой апокалипсис, будет определяться и наша с вами судьба. Меня больше интересует личный апокалипсис, чем исторический, свидетелями которого будут немногие люди. Огромное количество поколений христиан думали над Апокалипсисом, получая назидания для исправления из страниц этой книги. Ветхий Завет примыкает к Новому, а скрытое в Ветхом Завете духовно исполняется в Новом. Об этом пишет в своем толковании экзегет Икумений. Поедание книги, так что она становится сладкой в устах и горькой во чреве, мы видим у пророка Иезекииля. Та же самая, и многие другие темы и образы Ветхого Завета возвращаются к нам в книге Откровения Иоанна Богослова, как в подлинно пророческой книге.

«Время попирания Церкви» – период гонений против христиан. Мы знаем, что последнее гонения будут самыми страшными. Однако, Примасий пишет, что вся история христианства – противостояние. Это своего рода попытка распознать: кто свой, а кто чужой. Но не для того чтобы опрокинуть наших врагов в бесславие, а для помощи им в победе над собой, будучи подданными Царствия Божия. Этой радостью – быть подданными Царства Божия мы делимся, начиная с первой книги Священного Писания и заканчивая последней.

И вот очень интересное истолкование Примасия, его комментарий на десятую главу, восьмой стих Откровения: «”И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле”. Стоять на море и на земле может только Тот, Кто создал небо и землю, Кто отделил воду от земли, землю от вод, создал моря и океаны.

Голос с неба – Божие приказание, которое дышит в сердце Церкви и повелевает усвоить содержание раскрытой книжки силой, которой Церкви надлежит проповедовать в бурные времена. Ибо нам представляется, что взять книжку раскрытой у Ангела-вестника, значит понять смысл Закона и пророков. Поэтому Иоанн говорит, что не такую как прежде, запечатанную, а раскрытую книжку нужно взять потому, что конец Закона – Христос, к праведности всякого верующего».

Далее дается ссылка на Послание апостола Павла к Римлянам, и Примасий продолжает: «Этот Христос – истина от земли, то есть от Марии, пожелала в то время родиться, когда правда приникла с небес». Действительно, в Псалме восемьдесят четвертом, стихе двенадцатом есть слова: «Правда приникнет с небес». И в чреве Девы Марии соединилось Божественное и человеческое, так что отныне, согласно Халкидонскому вероопределению, они существуют неразлучно и нераздельно, хотя и неслиянно.

«По той же причине, полагаю, – продолжает Примасий – было сказано: “Голос, который я слышал с неба, стал говорить со мною”». То есть, Христос действовал, ходил и проповедовал». «По какой он сам сказал: “от начала сущей, как и говорю вам” (Иоан. 8:25)». Он, Тот же, Сущий, Иегова, который собеседовал с Моисеем на Синае, и Он, Тот же, который «нас ради человек и нашего ради спасения» воплотился. «И слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1:14).

И следующий отрывок, на который мы обращали внимание – это десятая глава, стихи девятый и десятый: «И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед» (Апок. 10:9,10). Рассуждая на тему горечи и сладости, Блаженный Августин в своих «Изъяснениях на Псалмы» пишет: «”Утроба наша прильнула к земле” (Пс. 43:26). То есть наша утроба была согласна с нечестивостью этого праха. Ведь это и сказано: прильнула. Для меня же благо – быть близким к Богу. Ведь ты тогда близок к Богу, когда согласен с Богом. Сказано не без причины о нашей утробе, что она прильнула к земле, поскольку указываются те, кто, не претерпев гонения, были согласны с врагами. Вот почему они прильнули к земле. Но почему они названы утробой, если не потому, что плотские. Как уста Церкви – у святых, у духовных, так чрево Церкви – у плотских. Итак, уста Церкви явлены, чрево скрыто, как более изнеженное и более слабое. На это указывает Писание в определенном месте, где пророк говорит, что получил книгу, которая в устах сладка и горька в чреве? Что это, если не высшее предписание, получаемое духом и не получаемое телом. И чему радуются духовные, печалятся телесные.

Что содержит братия, эта книга? “Все, что имеешь продай и раздай нищим” (Мк. 19:21). Как сладко эти слова звучат в устах Церкви, и духовные так и поступят. А если ты скажешь какому-нибудь плотскому: “сделай так”, то он, скорее всего, уйдет от тебя недовольным, как тот богатый отошел от Господа, чем сделает то, что сказано. Почему он ушел недовольным, если не потому, что та книга сладка в устах и горька во чреве». Здесь Блаженный Августин касается важного вопроса: каков тот идеал, к которому мы должны стремиться, и каковы возможности, которые мы имеем, и готовы ли мы принять Откровение, целиком, как руководство к действию.

«И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» (Апок.10:10). Андрей Кесарийский пишет: «Книга сладка вначале по причине радостного содержания, но горька в конце от язв, как и грех при вкушении сладок, а по завершении горек воздаянием за него. Святые же по своей сострадательности, по слову апостола, радуются с радующимися, и плачут с плачущими».

И далее мы читаем окончание 10 главы: «И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих» (Апок. 10:11).

Действительно, нам приходится говорить не только о том, что касается нас, наших соседях, других, но и о том, что касается всего мира. Как пишет Андрей Кесарийский: «…Все предсказанное исполнится не сразу после видения Божественного Откровения, но через Евангелие, и блаженному надлежит предсказывать читающим это откровение о будущем до кончины мира; или же это обозначает, что он не вкусит смерти, а при кончине явится снова препятствовать обольщению антихристом. Блаженный вернется к нам в трудную минуту своими книгами, наставлениями, святыми иконами, чтобы помочь нам преодолеть власть антихриста.

А свидетельство племенам, языкам, народам, царям – это то, что тоже предстоит верующим, особенно верующим последнего времени, когда проповедь Евангелия почти прекратится. Мы будем поставлены перед правителями, царями, президентами, мировыми лидерами, кто-то предстанет пред самим антихристом. И мы должны будем обличать «лукавую систему вещей» и проповедовать Христа, причем распятого.

И не нужно думать о себе: я слаб и не смогу найти слова, чтобы сказать таким важным людям. Сам Дух Святой будет говорить через нас, если нам придется нести последнее свидетельство.

Как я уже сказал, тематически, десятая глава связана со следующей: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца» (Апок. 11:1-2).

Андрей Кесарийский пишет: «Трость указывает на то, что все явившееся на небе, хотя и считается у нас неодушевленным, разумно, а именно: жертвенник, престол и нечто другое, ибо слова “восстани и измери Церковь Божию” говорит данная ему трость, что указывает на измерение храма Божия ангельским разумением. Если же кто скажет, что слова эти он слышал от Ангела, давшего трость, то тому нужно ответить, что трость означает меру познания и разума, соответствующую принимающему, чего удостоятся все отличенные за добрые дела у Бога и Его Ангелов, ибо “позна Бог сущыя своя”, – говорит Cлово Божие (2Тим. 2:19). Нужно знать, что некоторые под “храмом Божиим” понимали Ветхий Завет, а под “внешним двором” — Новый». И действительно, лишь во дни Ветхого Завета звучала проповедь, обращенная только к еврейскому народу. Во внешнем же дворе Храма, предназначенном для прозелитов из числа язычников, проповеди не было. Христос же говорит: «Идите и проповедуйте всем народам, всем племенам и всем языкам». Андрей Кесарийский продолжает: «…Неизмеримый по обилию спасающихся; под “сорока же двумя месяцами” — краткость времени до Второго пришествия, в которое будут содержать тайны Нового Завета». Таинство Божие будет совершаться до самого конца. Когда земная Церковь совсем оскудеет во дни антихриста, Бог пошлет Илию и Еноха, как будет сказано далее. «А мы думаем, что храм Бога Живого есть Церковь, в которой приносятся нами словесные жертвы. Внешний двор — общество неверующих и иудеев, недостойных ангельского измерения за свое нечестие: “позна Бог сущия своя”, но Он, Всеведущий, беззаконных не знает. То же, что святый город — Новый Иерусалим, или Вселенская Церковь будет попираться язычниками в течение сорока двух месяцев, как думаю я, обозначает, что в пришествие антихриста верных и твердых будут притеснять и гнать три с половиною года» – так завершает Андрей Кесарийский толкование этих стихов.

Пророк Даниил пишет об этих последних гонениях, что наступят времена тяжкие, каких не было с тех пор, как существуют люди, но спасутся в это время лишь те, которые будут записаны в Книгу Жизни. Помните, как апостолы пришли ко Христу и радовались, что бесы им повинуются. Он же сказал им: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20), то есть в Книге Жизни.

Спаси вас Христос!

Оставить комментарий