Ансамбль Скита во имя Всех Святых - Горностаев Алексей Максимович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Ансамбль Скита во имя Всех Святых
Ансамбль Скита во имя Всех Святых
Автор: Горностаев Алексей Максимович
Настоятель: Схиигумен Серафим (Барадель)
Местонахождение: Валаамский архипелаг
Название: Ансамбль Скита во имя Всех Святых
Жанр: Архитектура
Год создания: 1782 - 1801 гг.
Эпизод в Библии:

Описание.

Скит Всех Святых находится в двух верстах к северо-западу от обители. Кругом него необыкновенная тишина. «Безмолвен скит… И безмолвие это полно сокровенной, внутрь себя ушедшей жизнью. Не выдает она себя наружно… Буди спрятан от всех. Сокрылись в кельях недоступного скита старцы, затаили подвиги свои и достижения» («Валаамский монастырь и его подвижники», издательство Валаамского монастыря, 2005 г.).

Маленькие небеленые здания скита, с возвышающимся среди них храмом, обняты со всех сторон высоким и густым хвойным лесом. К западной его стороне прилегает небольшой, спускающийся в лощину, огород. За ним, лесом, небольшая тропинка ведет к пристани, на которой монахи берут воду. На восточной стороне видна небольшая, небеленая, с зеленою крышей, часовня в прославление крестных страданий Господа Иисуса. Здание скита построено четырехугольником, восемь отдельных корпусов его соединены каменною оградой, углы которой замыкают башни с остроконечными зелеными крышами. Все эти восемь корпусов одноэтажные и почти равной величины, только корпус настоятельский отличается небольшим деревянным мезонином. В этих корпусах размещены кельи братии; трапезная и кухня занимают отдельный флигель на южной стороне; под ними устроены погреба и кладовые. Все скитское строение имеет в окружности 90 сажен (прим. сажень - 2,16 метров).

Среди скитского двора возвышается двухэтажный небеленый храм византийской архитектуры. По замыслу архитектора Горностаева, неоштукатуренные кирпичные фасады традиционно подчеркивали бренность земного и смиренность человеческого служения Всевышнему. По трехчастной композиции, храм Всех святых напоминает типичные церковные постройки на Руси конца XVII века. Все кресты и главы его медные, позолоченные через огонь, на восьмигранной колокольне его находится 12 колоколов, весом 450 пудов. Зодчий Горностаев первоначально планировал украсить притвор и сквозной ярус звона колокольни скульптурами, но впоследствии отказался от этой идеи в пользу декоративной лаконичности. «Глаз радуется, созерцая торжественность пятиглавия, строгость притвора и воздушность колокольни», - писал В.В.Стасов, биограф архитектора А.М.Горностаева

В нижнем этаже устроена церковь во имя Всех Святых, в верхнем – во имя всех небесных Сил Бесплотных. Вход в нижнюю церковь с двух сторон: с северной и южной, в верхнюю – с каменного крыльца - ведет широкая, из плит, лестница. Нижняя церковь теплая. Иконостас в ней деревянный, раскрашенный под орех, с дорическими, местами вызолоченными колоннами. Иконы отличной работы петербургского мастера В.М.Пешехонова. На четырех столбах храма размещены во весь рост живописные образа великих светил монашества – труд монастырского брата. За клиросами, в разделанных под орех резных с золотом, иконостасов находятся: на правой стороне - образ Вознесения Господа Иисуса с двунадесятыми праздниками, в серебряной вызолоченной ризе – приношение купеческой жены Шатиловой, и на левой – икона Тихвинской Божией Матери. Писанная в меру чудотворно-явленной, в серебряной, местами вызолоченной, ризе, украшенная разными камнями – дар гражданки Одинцовой.

Невысокая, освященная шестью окнами, эта церковь, с ее огромными украшениями, трогательно говорит о смиренном шествии святых к небу, памяти которых она посвящена, и располагает к тихой, умиленной молитве. В ней совершается очередное неусыпаемое чтение Псалтири. Освящен храм соборно 18 августа 1849 года, благочинным монастырей архимандритом епископом Игнатием.

Верхняя церковь имеет характер церкви небесной, торжествующей. Она ярко освещена окнами с боков и с пролетного купола. Иконостас ее вест вызолочен. Резные царские врата венчает больше сияние; иконы работы Пешехонова все написаны по золотому фону, золотистыми красками. Заклиросные вызолоченные иконостасы украшают, в серебряных ризах, иконы Господа Вседержителя и Тихвинской Богоматери. На храмовых столбах помещены, отличного иконного письма, образа вселенских иерархов и всероссийских святителей. В вершине купола изображены живописью Господь Саваоф, в сонме ангелов, а на стенах - Иисус Христос и двенадцать всехвальных учеников Его. На четырех арках изображены святые Евангелисты. Храм торжественно освящен 19 июля 1850 года высокопреосвященным Никанором, митрополитом Новогородским и Санкт-Петербургским.

Часовня во имя Крестных страданий Господа построена в 1842 году, по проекту Карла Брандта. Она была построена в камне и сохранилась до наших дней – это белокаменный восьмигранник, увенчанный небольшой главкой. К основной постройке примыкает крыльцо-притвор, освещаемое двумя арочными проемами. Часовню Крестных Страданий окружают три кольца посадок, центр которых совпадает с центром часовни. Посадки строго ориентированы на углы восьмигранной часовни. Ближайшее к часовне кольцо образовано пихтами, а остальные два – лиственницами.

Часовня Богоматери Владимирской основана в конце XIX века (Владимирская часовня). Деревянная часовня у Владимирского моста (по дороге к скиту Всех Святых), утрачена в 1980-х. В 1990-х восстановлена заново.

Каменный крест, сооружен «усилиями настоятелей Валаамской обители. В игуменство Дамаскина (1839—1881) по всему острову было поставлено десять каменных и деревянных крестов. По дороге на скит Всех Святых, на ледниковом валуне, поставлен большой каменный крест. Как и крест у Никольской церкви, он вырезан из гранита с острова Святого Сергия.

История создания.

Скит Всех Святых занимает «первое место» на Валааме, так как устроен он был при игумене Назарии (1782 — 1801) и является самым большим. Игумен Дамаскин (1839 - 1881) привел его в лучшее состояние, как говорят нам летописи монастыря. Пять лет, до избрания настоятелем монастыря, Дамаскин управлял этим скитом и узнал, как вредны были для здоровья отшельников, построенные в прежнее время, скитские кельи. «Основанные на сплошном камне, имея стены, на полтора аршина сложенные из дикого камня, эти кельи в зимнее время были угарны, а летом, от сырости, имели крайне тяжелый воздух. Объясняя эти неудобства преосвященному митрополиту Серафиму, отец игумен, вместе со старшею братиею, 31 декабря 1840 года просил его благословение: построить в скиту новые каменные кельи и ограду. Иждивением фридрихстамского купца Федора Федоровича Набилкова, пожертвовавшего на этот предмет 10 000 рублей ассигнациями. Владыка благословил, и в 1844 году скитские кельи и ограды были совершенно окончены постройкою» (Шумов С.А. «История Валаама»).

Обновились кельи, нужно было обновить и скитский храм, в стенах которого оказались значительные трещины. «На священную потребность отозвались благотворители со всем усердием. Федор Федорович Набилков пожертвовал 15 000 рублей, да от разных лиц поступило до 18 000 рублей ассигнациями; сверх того, многие лица выразили готовность пожертвовать до 20 000 рублей, как только последует архипастырское благословение на построение церкви. При таких денежных средствах и при значительном количестве находившихся строительных материалов, открылась возможность приступить к построению храма, на который, по смете, предполагалось употребить 70 000 рублей ассигнациями. В 1849 году, с разрешения священного Синода, по Высочайше утвержденному чертежу, составленному архитектором Алексеем Максимовичем Горностаевым, в скиту был уже воздвигнут новый каменный двухэтажный храм. Так, за восемь лет обустроился Скит Всех Святых» (Шумов С.А. «История Валаама»).

Скит жил по строгому уставу, и только с 1894 года было разрешено в непостные дни вкушать молоко. Женщинам вход в скит был воспрещен, но они могли попасть на богослужение раз в год, только на престольный праздник Всех святых, с крестным ходом из монастыря.

Скит прославился своими подвижниками: старцами Леонидом, Клеопой, Феодором, прибывшими на Валаам в 1811 году, попечением митрополита Гавриила (Петрова) – все они были учениками преподобного Паисия Величковского.

Сейчас в скиту восстановлена иноческая жизнь, в соответствии с прежним уставом. Часть утвари и иконы работы В.П.Пешехонова находятся в Финляндии.

У алтаря храма сохранились надгробия некоторых подвижников — иеросхимонахов Алексия, Антипы и Клеопы, схимонахов Евфимия, иеромонаха Виталия, Онуфрия, монаха Арсения Порфирия, Феофана.

В 1960 году могила старца Антипы Валаамского, близ скита Всех Святых, недалеко от часовни Крестных страданий, была вскрыта местными грабителями. Не найдя драгоценностей, «кладоискатели» засыпали могилу землей, бросив неподалеку надгробную плиту. Позже, по осевшей над могилой земле, и определили место подлинного захоронения святого подвижника. В мае 1991 года были обретены мощи святого. Святой Антипа Валаамский (Афонский) - единственный монах из Румынии, который был причислен к лику святых на Афоне. Святость старца Антипы засвидетельствована самой его святой подвижнической жизнью, незапятнанной ни одним отклонением от исполнения евангельских заповедей и монашеских обетов, благоуханностью святых его мощей, исполнением к нему обращенных молитв и почитанием народа Божия в России, Румынии и Молдавии.

Биография.

Зодчий Алексей Максимович Горностаев старался соединить рукотворность архитектуры и естественность природного ландшафта, чтобы подчеркнуть суровость монашеского подвига на валаамской земле.

Алексей Максимович Горностаев – русский архитектор, педагог и художник. Родился 18 февраля 1808 года в городе Выкса Ардатовского уезда Нижегородской губернии. В семье Горностаевых было пять зодчих, четверо из которых стали академиками. В 1822 году талантливого мальчика отправили в Москву, где он обучался у известного архитектора Доменико Жилярди. В 1826 году Горностаев переезжает в Санкт-Петербург и начинает работать в Царском Селе под началом В.П.Стасова.

В 1838 - 1839 году он привлечен Александром Павловичем Брюлловым к работе в строительной комиссии по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837 года. Работал в Троице-Сергиевой пустыни, в процессе преобразования ансамбля монастыря. На Валааме А.М.Горностаев построил девять зданий, восемь из которых сохранились до сегодняшнего дня. Умер Алексей Максимович 18 декабря 1862 года от водянки. Похоронен на территории Троице-Сергиевой пустыни, среди своих лучших созданий. Проект памятника на его могиле выполнил племянник Алексея Максимовича – Иван Иванович Горностаев.

Автор текста: Наталья Сергеева.



Оставить комментарий