Ангел, выводящий святого Петра из темницы - Мурильо Бартоломе Эстебан

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Ангел, выводящий святого Петра из темницы
Ангел, выводящий святого Петра из темницы
Автор: Мурильо Бартоломе Эстебан
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Произведение: Ангел, выводящий святого Петра из темницы
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи, барокко
Дата создания: 1665-1667 год
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Картина иллюстрирует эпизод, описанный в Деяниях апостолов. По приказу царя Ирода апостол Петр был схвачен и посажен в темницу, где ожидал казни. Но посланный Господом ангел явился и освободил Петра. "Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский" (Деян. 12:5-11).
На картине Мурильо разворачивается целое повествование: Пётр уже проснулся, оковы чудесным образом спали с него, и апостол Христов в изумлении смотрит на представшее видение. Из яркого золотистого свечения, словно из окна в другой мир, выступает Ангела в развевающемся красном одеянии. Посланник небес касанием к руке Петра приглашает его следовать за ним на свободу. На втором плане изображены два спящих в это время стражника и прислоненная к окну алебарда.
Специалист по испанской живописи Государственного Эрмитажа Л. Л. Каганэ писала об этой картине: "Зрелость композиционного решения, совершенство передачи движения фигур, данных в сложном ракурсе, искусное столкновение световых потоков <…> делают это полотно одним из лучших в наследии Мурильо. Но следует отметить известную поверхностность в раскрытии сюжета и образов".

История создания

Картина "Ангел, выводящий святого Петра из темницы" написана Мурильо между 1665 и 1667 годами по заказу главы ордена Мерседариев Мигеля Маньяра Висентело де Леки. Полотно предназначалась для украшения церкви больницы Ла Каридад в Севилье. Предполагалось создать семь больших картин с изображением семи дел милосердия. В качестве возможных прототипов картины называются гравюра 1657 года на этот же сюжет, снятая Хендриком Бари по картине Гисберта ван ден Куля, и аналогичный рисунок Клода Лоррена 1640 года. Обе эти работы композиционно близки работе Мурильо.
Комплект картин находился в больнице Ла Каридад вплоть до 1800 года, когда последовало распоряжение о передаче всех оригиналов в создаваемый Королевский музей. В 1810 году, во время вторжения Наполеона в Испанию, все наиболее ценные работы из музеев и церквей были свезены в Севильский Алькасар, где и были захвачены маршалом Сультом, присвоившим часть трофеев. После его смерти, в мае 1852 года в Париже состоялась распродажа собрания Сульта, где по поручению императора Николая I картину за 150000 франков приобрел Ф. А. Бруни.

Отношение автора к вере

Бартоломе Эстебан Мурильо будущий ведущий живописец «золотого века» Испании и глава севильской школы родился в католической семье и был крещен в католическом храме. Не сохранилось документальных свидетельств о первых десятилетиях его жизни, но по дальнейшим поступкам становится ясно, что воспитывался Эстебан на христианских ценностях, которые он воспринял всей душой.
По отзывам современников Мурильо был человеком спокойным, мягким и приветливым. Ни раннее сиротство, ни потеря первенца и смерть жены, не ожесточили его, но, напротив, укрепили веру и умножили добрые дела. Известно, что потеряв любимую супругу, художник стал больше внимания уделять благотворительности. Его внимание и любовь к простым людям, их жизни и проблемам отразилась в портретах детей и обездоленных. Когда популярность Мурильо как религиозного живописца со временем утихла, то неоспоримую художественную ценность сохранили созданные им детские портреты, в которых жизненная правда плотно сплелась с оптимизмом.
Писал Мурильо в основном на религиозные темы, что могло бы объясняться спросом религиозно настроенного окружения, однако усердие с каким выполнены работы и личное отношение к изображаемым библейским сюжетам говорят об обратном.
Мурильо многократно писал образ Девы Марии, разработав собственную иконографию «Непорочного зачатия». В продолжении творческой жизни им написано около двадцати картин с этим сюжетом, ставшими чрезвычайно популярными в Европе. Художник сотрудничал с местным церквям и монашеским орденом, и в Севилье не оставалось ни одного значимого собора, в котором бы не было работ живописца. В 1658 году церковным советом Севильского кафедрального собора Мурильо был избран лучшим художником города.
Работы, принесшие первую славу, были написаны мастером для монастыря; так же и последние труды, прервавшиеся смертью, были выполнены для монашеской общины. В этом усматривается не только символичность, но и соответствие словам Господа: "В чем застану в том и сужу".

Биография

Дату рождения Бартоломе Эстебана Мурильо история не сохранила, известно только, что крещен он был в одной из церквей Севильи 1 января 1618 года. Мальчик рано остался сиротой и воспитывался у состоятельной родни, но о его детстве и отрочестве известно мало. Так же не ясны причины, почему художник предпочел взять себе фамилию матери Мурильо, но этот факт подтвержден документами.
Родственники заботились о мальчике и рано заметили его способности к живописи. Предполагают, что первым учителем Бартоломе Эстебана стал прославленный в те времена мастер барокко Хуан дель Кастильо. Однако в 1639 году учитель в поисках заработков покинул город, и молодому художнику пришлось работать в одиночку. Мурильо писал картины на религиозные сюжеты и торговал своими работами на местной ярмарке.
Существует предположение, что в 1640 году живописец переехал в Мадрид, где по протекции своего земляка Диего Веласкеса получил доступ в королевские запасники живописи и смог обучаться, делая копии с работ великих итальянских и северных мастеров. Два года спустя один из самых известных францисканских монастырей заказал Мурильо 11 гигантских (от 2 до 5 метров) композиций. Эта работа заняла около трех лет и по окончании сразу же сделала Мурильо знаменитым.
Уже в ранних работах Мурильо ощущается прирожденный рассказчик. Это станет его методом – не просто написать евангельскую сцену по канонам, а наполнить её живыми подробностями, историями отношений героев, бытовыми деталями. Две главных темы прославили художника – портреты обездоленных и изображения Девы Марии во славе.

В 1645 году Мурильо вступил в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера. В этом браке родилось пятеро детей. Старшая дочь умерла в четырехлетнем возрасте во время эпидемии чумы и художник тяжело переживал эту потерю.
В 1660 году Эстебан Мурильо занял почетное место одного из директоров только что основанной в Севилье Академии живописи и возглавлял ее четыре года. Вершиной карьеры мастера стало предложение занять должность придворного художника вместо скончавшегося Веласкеса. Но он отказался от заманчивых перспектив и предпочел спокойную и обеспеченную жизнь в родном городе. Смерть супруги при родах в 1664 году, сильно повлияла на характер художника. После этого Мурильо переехал из особняка в небольшую пристройку при госпитале Ла Каридад, принадлежащего братству капуцинов, замкнулся и несколько лет ничего не писал, а большую часть своих огромных доходов раздавал бедным. Его творчество после кризиса обрело новое качество – сложился так называемый «воздушный стиль» Мурильо. Фигуры на полотнах перестали быть резкими и жестковатыми, их смягчившиеся силуэты стала обволакивать нежная пастельная дымка.
Мастер всего один раз согласился надолго покинуть родной город, и это решение имело роковые последствия. В 1682 году он взял заказ на роспись монастыря капуцинов и уехал в Кадис. Работа шла на лесах, с которых он по неосторожности сорвался. Серьезно травмированного Эстебана Мурильо привезли в Севилью, но от последствий падения он уже не оправился и 3 апреля 1682 года скончался.
Дело художника продолжили многочисленные ученики и последователи, а его творчество оказало значительное влияние на последующее развитие национальной живописи.

Автор текста: Ольга Северинова.


Оставить комментарий