Алтарь Вознесения Марии - Дюрер Альбрехт

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Алтарь Вознесения Марии
Алтарь Вознесения Марии
Автор: Дюрер Альбрехт
Местонахождение: Исторический музей, Франкфурт
Произведение: Алтарь Вознесения Марии
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Событие известно из апокрифов
Дата создания: 1507-1511 гг.

Описание произведения.

В основу центрального сюжета алтаря «Вознесения Марии» легло событие, описанное в ряде библейских апокрифов. Согласно церковному преданию, в день естественной кончины Богоматери все апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии. История же вознесения Богородицы на небо описана в латинском апокрифе «Переход Марии». В нём есть упоминание о том, что в погребении не участвовал апостол Фома. Однако по явленному ему видению, он утверждал, что гроб Богородицы пуст. Когда апостолы пришли на место и открыли гробницу, тела там действительно не оказалось. Пречистая Дева была воскрешена на 3-й день после Своего Успения и была вознесена на Небо с душой и телом. Католическая традиция особо выделяет данное событие, последовавшее затем коронование Пречистой Девы, признавая данные события догматом.

Композиция «Вознесения Марии» условно разделяется на два уровня - земной и небесный. Внизу гравюры Альбрехт Дюрер изображает пустующий гроб Девы Марии, вокруг которого собрались апостолы. Апостол Фома заглядывает внутрь гроба, но видит там лишь лежащие пелены. Взоры учеников Христа полны изумления и обращены к небу. Там в божественном облаке им предстает видение Божией матери и Святой Троицы. Марию коронуют Иисус, Бог Отец и Святой Дух, представленный в виде голубя. На голову Марии торжественно надевается царская корона, в знак того, что Пречистая Дева является Царицей Небесной. Богородица молитвенно складывает на груди руки и смиренно опускает Свой взор. Церемония происходит в окружении множества ангелов.

На заднем плане картины, на фоне умиротворяющего душу пейзажа Дюрер изобразил себя, держащим доску, на которой обозначен год окончания работы над картиной. На левом крыле — под сценой мученичества святого Иакова изображён коленопреклонённый донатор Якоб Геллер со своим гербом. На правом крыле изображено мученичество Екатерины Александрийской, внизу — супруга Геллера Катарина фон Мелем с гербом. Выбор святых объясняется именами самих донаторов.

История создания.

В конце XV — первой четверти XVI веков доминиканский монастырь во Франкфурте-на-Майне украшался произведениями лучших художников того времени. Для южного нефа монастырской церкви член франкфуртского муниципалитета и купец Якоб Геллер в 1507 году от своего имени и имени своей жены Катарины заказал алтарный образ.

Центральную часть алтаря и две внутренние створки должен был выполнить работавший в Нюрнберге Альбрехт Дюрер. Только четыре картины для левой и правой наружных створок Геллер заказал Маттиасу Грюневальду. Мастерская Дюрера свою часть работы отправила во Франкфурт в августе 1509 года. Сохранились письма Дюрера, адресованные Геллеру, по поводу работы над алтарём. Существует версия, что основная композиция («Вознесение и Коронование Девы Марии») была вдохновлёна "Алтарем Одди" Рафаэля, который в одной картине соединяет два сюжета: Апостолов у пустой гробницы Марии и её Коронование. Неизвестно, мог ли Дюрер видеть работу Рафаэля непосредственно в Перудже, во время предполагаемой поездки в Рим в 1506 году, или он познакомился с работой через гравированные копии.

В 1614 году герцог Максимилиан Баварский приобрёл центральную часть алтаря для своей коллекции произведений искусства. Не позднее 1617 года с работы Дюрера нюрнбергским художником Иобстом Харрихом была выполнена копия для оставшегося во Франкфурте алтаря. Благодаря этому обстоятельству в настоящее время можно представить себе как выглядел оригинал Дюрера, погибший в 1729 году при пожаре Мюнхенской резиденции.

В ходе секуляризации художественные произведения доминиканского монастыря были разрознены, в том числе и Алтарь Геллера. Створки были сняты с алтаря в XVIII веке, в 1804 году панели были разделены. В настоящее время большая его часть находится во Франкфурте. В Историческом музее экспонируется реконструкция алтаря с копией центральной части Харриха и выполненными в мастерской Дюрера картинами внутренних створок.

Отношение автора к вере.

С юных лет Альбрехт Дюрер предавался глубоким рассуждениям на тему вопросов бытия и своего предназначения. Многочисленные автопортреты художника свидетельствуют о его стремлении заглянуть вглубь своей природы и воспитать свою личность соразмерно таланту, который был дарован ему Богом. На одном из ранних автопортретов, который был создан в тринадцатилетнем возрасте, мастер предстает задумчивым юношей, тонко и глубоко чувствующим. Позднее поиски самоопределения живописца особенно ярко проявляются в мысли о том, что художник является творцом, подобно Богу. Альбрехт Дюрер вел нравственную жизнь глубоко верующего христианина. Один из современников так писал о художнике: «За всю жизнь не известно ни одного поступка, который бы заслужил порицания или хотя бы снисхождения. Он был безупречен вполне».

При этом художник жил в сложную эпоху Реформации, когда каждому человеку предстояло сделать выбор - поддерживать революционные изменения религиозных уставов или отстаивать непреложные основы христианской веры. Изначально, прельстившись новыми идеями, живописец примкнул к лютеровскому движению, но впоследствии разочаровался в Реформации. В итоге евангельская тема становится лейтмотивом творчества Дюрера, бывшего духовно очень чутким человеком. В конце своего творчества художник сделал надпись на одной из картин, ставшей своеобразным завещанием будущим поколениям: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Сказанное было особенно важно в ту эпоху, когда Нюрнберг официально принял Реформацию. Тогда люди самых разных направлений новой веры стали проповедовать свои учения. Живописец призывал современников и потомков к внутренней стойкости в борьбе с лжепророками, которые ставили под угрозу весь строй духовной и материальной культуры. Твердой основой и истинной жизненной опорой человечества Альбрехт Дюрер считал библейское слово, не искаженное домыслами современности.

Биография.

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера - выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. В 1494 году, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.

Вернувшись в Нюрнберг в 1495 году, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 года начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 году серии гравюр на дереве «Апокалипсис».

В 1506 году, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Здесь он создает выдающиеся полотна «Христос среди учителей» и «Праздник четок». Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 годов более важное место занимают картины. По всей видимости, художника не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато, и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Известный диптих «Адам и Ева» (1507 г.) был создан именно в это период.

Годы 1511-1514 были посвящены преимущественно гравюре. Дюрер выпустил второе издание «Апокалипсиса», цикл из двадцати гравюр на дереве «Жизнь Марии», двенадцать гравюр серии «Большие Страсти» и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – «Малые Страсти». В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее. В 1513-1514 годах художник создал три самых знаменитых своих листа: «Рыцарь, смерть и дьявол»; «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия I».

В 1514 году Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный «Портрет императора Максимилиана» и образ «Богоматерь с Младенцем и св. Анной» (1519-1520 гг.).

В конце своей жизни Дюрер приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе - проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию. Художник ушел из жизни в Нюрнберге 6 апреля 1528 года.

Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.

Альбрехт Дюрер. Погребение Христа


















Оставить комментарий