Алтарь св. Варнавы - Боттичелли Сандро
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Запрестольный образ в Западной Европе находится в зоне прямой видимости верующих и является важной художественно-символической частью литургического действа. Особое значение он начал приобретать в XIII-XIV вв. в связи с переосмыслением таинства Евхаристии. Излюбленным типом алтарной композиции в Италии XV в. стала иконография sacra conversazione – святого собеседования. В подобных произведениях по традиции в центре изображался трон, на котором восседала Мадонна с Младенцем Христом, а по бокам располагались святые. Их выбор обычно зависел от заказчика и был связан с различными небесными покровителями храма, города, монастыря, религиозного ордена и т.д. Алтарь являлся художественным символом присутствия Небесной Церкви в земном храме в момент пресуществления хлеба и вина в Кровь и Плоть Христову, а также знаком молитвенного единения святых на небесах.
Среди аналогичных работ С. Боттичелли особенно выделяется большой алтарь св. Варнавы. Средствами живописи мастер создал торжественный религиозный гимн. В центре изображена сидящая на троне под красным балдахином Мадонна с Младенцем. Это не просто кресло, а величественное архитектурное сооружение, увенчанное золотой экседрой. Его спинка - глубокая ниша, украшенная фризом и мраморными пилястрами. Ступени, ведущие к трону, покрыты рельефным орнаментом. Два ангела поддерживают длинные полы бархатного занавеса, украшенного хвостиками горностая по примеру королевской мантии. Два других ангела, повернувшиеся к Иисусу с выражением печали на лицах, держат символы грядущих Страстей Христа - терновый венец и гвозди. Деву Марию слева окружают свв. Екатерина, Августин и Варнава, а справа - свв. Иоанн Креститель, Игнатий и предводитель небесного воинства –архангел Михаил.
На верхней ступени трона начертано: «Мадонна – мать, дочь своего Сына». Эта непростая фраза отсылает нас к XXXIII песни «Рая» из «Божественной комедии» Данте. На стене за балдахином помещены два круглых рельефа со сценой Благовещения: слева по традиции изображён архангел Гавриил, справа – Мария. Одновременно они являются частью некого нарядного интерьера, напоминающего вид ренессансного храма. Архитектура изображена с иллюзорной чёткостью и флорентийской любовью к перспективе. Наряду с общей праздничностью, нарядностью одеяний и яркостью колорита картина пронизана напряжённостью и экзальтированностью. Особенно выразителен покровитель Флоренции – Иоанн Креститель, одетый в плащ резкого малинового цвета. Это аскет, на измождённом лице которого читаются выражения страдания и экстаза. Этот алтарь – не только мистическое торжество Царицы небесной, но и мистическое ожидание неизбежного крестного пути Ее Сына.
Сохранились трогательные, лиричные композиции пределлы, выполненные с лаконичностью и особым драматизмом на темы из жизни свв. Августина и Игнатия, есть также Саломея с головой Иоанна Крестителя на фоне кроваво-красной кирпичной стены и благочестивый образ Христа во гробе. Эти дополнительные, уменьшенные в размерах сцены, не читались на большом расстоянии и были предназначены, вероятно, для священников. Таким образом, «…художники и заказчики создавали два уровня содержания: монументальный моленный образ, обращённый ко всем, и художественно-теологический комментарий, адресованный только сведущему в богословии духовенству».
История создания
Алтарь был заказан для церкви Сан Барнаба во Флоренции влиятельным цехом врачей и аптекарей. Он сильно пострадал от времени, особенно большой урон произведению нанесли попытки неумелого поновления и дописывания в н. XVIII в. Только в 1930-х гг. картина прошла тщательную реставрацию и приобрела вид, близкий первоначальному. По низу алтаря находилась небольшая деревянная пределла, состоявшая из семи композиций, каждая размером около 21*40 см, из которых до нас дошли четыре.
Отношение автора к вере
Будущий художник воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, однако в натуре и творчестве Сандро Боттичелли сложился своеобразный синтез античной традиции и средневекового мистицизма, идеалов готики и Возрождения. Его характеру была свойственна двойственность сомнения и мятежного духа. Под влиянием настроений своего учителя Филиппо Липпи молодой мастер, подобно Рафаэлю, увлёкся образом Мадонны, создав целую сюиту одухотворённых и выразительных картин, наделённых утончённой прелестью и тонким лиризмом. Позже, войдя в круг философов-неоплатоников, живописец вдохновенно выразил себя в серии сложных аллегорических работ, проникнутых духом возрождённой античности и гуманизма. Однако, присмотревшись к любой его картине, становится понятно, что автора не занимает ни реальная натура, ни тема, ни идея. Для него важно не то, что происходит на полотне, а то, что происходит исключительно в нём самом. Каждое его произведение имеет скрытое, глубоко личное эмоциональное звучание.
В 1490-е гг. Боттичелли увлекается религиозными идеями доминиканского проповедника Дж. Савонаролы, обличавшего порядки современной Церкви и призывавшего к покаянию. Он становится его горячим последователем. Известно, что несколько своих картин, посвящённых богам и героям античности, художник собственноручно сжёг на одном из так называемых «костров тщеславия» во Флоренции на площади Синьории. На какое-то время он даже бросил живопись и, как пишет Дж. Вазари, «впал в величайшее разорение». Под влиянием яростных обличений этого монаха тональность поздних работ Боттичелли становится особенно мрачной и трагической, приобретая черты аскетичности и художественного архаизма.
Биография
Алессандро ди Мариано Филипепи, известный впоследствии как Сандро Боттичелли, родился в 1445 г. во Флоренции в семье кожевника. В 1458 г. отец отдал его подмастерьем в ювелирную мастерскую своего старшего сына Антонио. Сандротам пробыл недолго и в 1464 г. по рекомендации главы фамилии Веспуччи поступил в ученики к одному из самых известных тогда флорентийских художников фра Филиппо Липпи, а в 1467 г. перешёл в «академию» А. Верроккьо, где обучался одновременно с великим Леонардо да Винчи.
В 1469 г. Боттичелли открыл собственную живописную мастерскую, а уже в 1470 г. получил первый большой заказ от торговой гильдии на выполнение панно Аллегория Силы для залы суда. Многочисленные образы Мадонн, которые пишет художник в эти годы, ещё демонстрируют близость к работам его учителя Липпи, но постепенно Боттичелли вырабатывает собственный стиль, полный поэзии и лиризма, делающий акцент на прихотливой и экспрессивной «готической линии». Став востребованным художником, в 1475 г. мастер пишет «Поклонение волхвов», наполненное портретами семейства Медичи, что сближает его с представителями этой фамилии и обеспечивает дальнейшими заказами.
В 1481 г. папа Сикст IV в числе других художников приглашает Сандро в Рим для росписи Сикстинской капеллы, где тот пишет три фрески, но в 1482 г. умирает отец Боттичелли, и мастер возвращается во Флоренцию. Он общается с членами Платоновской академии Лоренцо Великолепного и работает над портретами и произведениями светской тематики, создавая такие шедевры, как «Весна» и «Рождение Венеры», наполненные глубоким символизмом и синтезом античности и средневекового мистицизма. Считается, что в образе главной модели мастер запечатлел лицо безвременно почившей красавицы Симонетты Веспуччи – своей идеальной возлюбленной. В это же время живописец становится автором серии рисунков пером к «Божественной комедии» Данте, множества религиозных картин, а также ставших знаменитыми ещё при жизни автора тондо с изображением Богоматери.
Будучи глубоко погружённым в духовную культуру своего времени,под конец жизни Боттичелли, тем не менее, остаётся в стороне от современного ему развития искусства, замыкается в себе, впав в болезнь и бедность. Он умер в 1510 г. и похоронен во Флоренции, в церкви Оньисанти, у ног своей возлюбленной.
Почти сразу после смерти мастера творчество его было основательно забыто до самой середины XIX в., когда новые романтики, английские прерафаэлиты, вновь обратились к особой изысканности и одухотворённости, волнующему очарованию и эмоциональной линеарности, свойственным лучшим произведениям ренессансного художника.
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.