Ахимелех вручает Давиду меч Голиафа - Арент Де Гелдер

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Ахимелех вручает Давиду меч Голиафа
Ахимелех вручает Давиду меч Голиафа
Автор: Арент Де Гелдер
Местонахождение: Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес
Произведение: Ахимелех вручает Давиду меч Голиафа
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи
Дата создания: около 1680-х
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Голиаф был богатырем из филистимского войска, которого с помощью Божией победил юный Давид. Оглушив противника с помощью пращи, он отсек богатырю голову его же собственным мечом. Эта победа прославила Давида среди народа, но сделала ненавистным в глазах Саула, увидевшего в нем претендента на царство. Убедившись, что гнев царя не утих, и он ищет его смерти, Давид спешно бежал в Гефу. По пути они пришёл в город Номву к священнику Ахимелеху. Об этом посещении упоминает Господь Иисус, отвечая на обвинения фарисеев в нарушении субботы. "В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Ка́к он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы". (Лк. 6:1-5).
Кроме пищи Давид попросил оружия. "И сказал Давид Ахимелеху: нет ли здесь у тебя под рукою копья или меча? ибо я не взял с собою ни меча, ни другого оружия, так как поручение царя было спешное. И сказал священник: вот меч Голиафа Филистимлянина, которого ты поразил в долине дуба, завернутый в одежду, позади ефода; если хочешь, возьми его; другого кроме этого нет здесь. И сказал Давид: нет ему подобного, дай мне его. [И дал ему.]" (1 Цар. 21:8-9).
Картина Арента де Гелдера показывает момент передачи меча. Главные персонажи изображены по пояс. Слева стоит первосвященник Ахимелех в священническом облачении - это седовласый старец с благородным профилем. Ракурс не позволяет увидеть выражение его лица, но поза и жесты говорят о почтении и уважении к посетителю. Давида художник показал молодым мужчиной в скромной дорожной одежде, соответствующей моде времени жизни живописца. Этот прием использовался художниками со времен Возрождения, чтоб эмоционально приблизить сюжет зрителю. С благоговением принимает Давид, передаваемый ему меч. Для него это благословение Божие среди выпавших ему испытаний. Задумчивый взгляд говорит о том, что перед мысленным взором беглеца предстают картины битвы и чудесной победы.

История создания

Точная дата написания картины "Ахимелех вручает Давиду меч Голиафа" не известна. Предположительное время ее создания около 1680-х годов. Считается, что работы этого периода отмечены мягкими свето-теневыми контрастами, экзотической нарядностью и изощренностью фактурно-колористических эффектов.

Отношение автора к вере

Поскольку документальных свидетельств о жизни Арента де Гелдера сохранилось мало, то судить об отношении художника к вопросам веры возможно лишь на основании его творческого наследия и косвенных личных данных. Арент родился и проживал в Голландии, протестантской стране. Однако, его продолжительное сотрудничество с Рембрандтом, которое можно назвать дружбой, поскольку он не оставил своего учителя в последние сложные годы его жизни, может говорить не просто о человеческой симпатии, а о духовном единстве. Известно же, что Рембрандт, воспитанный в строгом католическом духе, с честью пронес свою веру, невзирая на удары судьбы и протестантское окружение.
Одним из лучших произведений Арента де Гелдера считается серия картин на тему «Страстей Христовых», которую он написал в последние годы своей жизни. Двадцать две картины, оконченные примерно в 1715 году, художник хранил у себя до самой смерти, очевидно, что тема, отображенная на полотнах, была очень близка художнику. Ее исполнение стало итогом творческой жизни мастера, в котором он выразил свой жизненный и духовный опыт. После окончания серии Гелдер почти не писал, а вел мирную христианскую жизнь, пока 27 августа 1727 года не отошел ко Господу.

Биография

Арент де Гелдер родился 26 октября 1645 года в Дордрехте. Сведений о его жизни сохранилось достаточно мало. Известно, что первым наставником в живописи юного Гелдера стал Самюэл ван Хогстратен. В 1661 году Арент приехал в Амстердам и поступил в мастерскую Рембрандта, где работал по 1667 год. Гелдера относят к числу последних учеников Рембрандта. Работая в манере своего учителя, он писал преимущественно портреты, исторические и религиозные полотна. Как художник, Гелдер впитал дух и технику поздних лет живописи Рембрандта. По мнению искусствоведов, его картины кажутся столь прекрасными, как будто их написал сам Рембрандт. В XVIII- XIX веке произведения Гелдера часто принимались за работы Рембрандта, как, например, знаменитая картина «Авраам и три ангела» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена).
В 1661 году Гелдер вернулся в Дордрехт, в котором оставался и работал до последних дней. В это время он познакомился с Арнольдом Хоубракеном, для которого стал источником многих и точных сведений о Рембрандте, вошедших в трехтомный труд по истории голландской живописи.
В 1671 году Гелдер был уже сложившимся мастером, что видно в его картине «Се человек» (Дрезден, Картинная галерея), вдохновленной знаменитой гравюрой Рембрандта (1655). С 1685 года Гелдер создает работы, написанные с почти романтическим вдохновением, многие из которых стали его шедеврами: «Автопортрет», «Эсфирь и Мардохей», «Эсфирь», а так же волнующий по своей загадочности портрет Эрнста ван Беверена в пышных вышитых золотом одеждах, как любил одевать свои модели и сам Рембрандт. Одно из лучших его произведений - серия «Страстей Христовых» в 22 картинах, большая часть которых, была окончена в 1715 году. С этого времени Гелдер писал очень мало картин.
Скончался Арент де Гелдер 27 августа 1727 года в Дордрехте.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий