Агарь и ангел - Тьеполо Джованни Баттиста

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Агарь и ангел
Агарь и ангел
Автор: Тьеполо Джованни Баттиста
Местонахождение: Скуола Сан-Рокко, Венеция
Произведение: Агарь и ангел
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское рококо, венецианская школа
Дата создания: 1740 - 1745 год

Описание произведения

Египтянка Агарь была рабыней и служанкой Сарры. После десяти лет пребывания в земле Ханаанской, видя, что Господь заключил чрево её, Сарра дала служанку свою Аврааму. Агарь родила Аврааму сына Измаила. Это стало для неё поводом презирать свою госпожу. В дальнейшем, когда родился Исаак, то и Измаил по примеру матери стал насмехаться над своим братом. Тогда Сарра потребовала удалить из дома служанку и её сына. Неприятно было это слышать Аврааму. " Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села [поодаль] против [него], и подняла вопль, и плакала; и услышал Бог голос отрока [оттуда, где он был]; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока" (Быт. 21:14-19). Библия говорит, что Агарь ушла на юг и поселилась в Аравийской пустыне. Измаил стал родоначальником арабских племён, называемых по его имени измаильтянами или агарянами, от имени его матери.
В живописи сюжет изгнания Агари и Измаила многократно воспроизводился художниками всех времён. Джованни Баттиста Тьеполо на своей картине показал момент, когда отчаявшейся матери явился ангел Господень. На первом плане изображен ребёнок Измаил. Белая рубашка подчёркивает нездоровый цвет кожи мальчика. Полуприкрытые веки, открытый рот, обессилено упавшая головка передают страдания ребенка. Агарь представлена художником молодой привлекательной женщиной, склонившейся на своим сыном. Внезапное появление ангела заставляет Агарь обернуться в слабой надежде на помощь и спасение. Лицо посланника небес исполнено сочувствия и сострадания, правой рукой он показывает направление, где испытывающие жажду мать с сыном найдут воду. Крепкое дерево на втором плане символизирует великий народ, который по обетованию Бога произойдёт от Измаила.

История создания

Скуола Сан-Рокко (Братство святого Роха) основана в 1549 году и принадлежит к одной из шести венецианских больших скуол. К 1515 году Братство насчитывало более 500 членов и для него потребовалось большое здание, строительство которого началось в 1516 году по проекту Бартоломео Бона. В 1564 году победивший в конкурсе Тинторетто начал роспись скуолы и продолжал ее в течение 23 лет.
В настоящее время в зале второго этажа расположены 12 картин с библейскими сюжетами, среди которых есть две работы Джованни Баттисты Тьеполо: "Авраам и три ангела" и "Агарь и ангел". Эти полотна были приобретены Скуолой в 1785 г. Они представляют собой важную веху в творчестве Джамбаттисты Тьеполо начала четвертого десятилетия XVIII века. В это время художник только что вернулся из Милана, где он расписывал фресками дворцы Аркинто и Казати-Дуняни, и находился под влиянием вновь пробудившегося интереса к насыщенной светом живописи Пьяцетты.

Отношение автора к вере

Родился художник в Венеции в 1696 году и вскоре был крещён в местной приходской церкви. Мальчик был назван в честь крестного отца дворянина Джованни Баттиста Дориа, а его небесным покровителем стал Иоанн Креститель.
В возрасте 19 лет Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ, им стала картина на религиозную тематику - "Принесение Исаака в жертву". Этот библейские сюжет рассказывает об испытании веры праотца Авраама, за которое Бог благословил его потомков. В этом смысле первая картина Тьеполо также оказалась пророческой, Бог благословил его труд, сделав знаменитым и востребованным живописцем. В настоящее время более шестисот картин Тьеполо находятся в музеях по всему миру.
Семейная жизнь художника так же была счастливой. В браке у Тьеполо родилось девять детей. Двое сыновей продолжили дело отца, а третий - стал священником. В последние годы жизни художник с сыновьями был приглашён испанским королём для росписи дворца, но одновременно в этот период им было написано множество алтарных образов. Джованни Баттиста Тьеполо прожил долгую жизнь, он умер на семьдесят пятом году жизни в Испании и был погребен в церкви Святого Мартина в Мадриде.


Биография

Джованни Баттиста Тьеполо-крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы, родился 5 марта 1696 года в Венеции, в семье шкипера Доменико Тьеполо. Отец умер через год после рождения сына, и мать Орсетта одна воспитывала шестерых детей, испытывая постоянную нужду.
Первым наставником в живописи Джованни Батиста стал венецианский художник Грегорио Ладзарини. Также заметное влияние на формирование собственного стиля Тьеполо оказали Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта. Первая картина, выполненная на заказ, была исполнена живописцем в возрасте 19 лет и называлась "Принесение Исаака в жертву".
В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и, начав самостоятельную карьеру, вступил в гильдию живописцев Фралья. В 1719 году Тьеполо женился на Марии Сесилии Гварди, сестре известных художников Гварди — Франческо и Джанантонио. В этом браке родилось девять детей, двое из которых стали художниками и работали вместе с отцом.
Одним из первых крупных монументальных циклов в творчестве Тьеполо стал ансамбль архиепископского дворца в Удине, которые он выполнил по заказу Дионисио Дельфино в 1726 - 1728 годах. Написанные здесь фрески демонстрируют виртуозную технику, светлый колорит, неожиданные красочные сочетания. По завершении этого цикла художник много работал на севере Италии, расписывая дворцы и церкви, исполняя алтарные образы. В 1740 году Тьеполо украсил фресками потолок на втором этаже Скуолы Кармини.
С 1751 по 1753 год Тьеполо с сыновьями работал в Вюрцбурге, создав фрески для плафона Императорского зала в резиденции епископа – правителя Франконии. Их темой стали факты из жизни Фридриха Барбароссы. Сцены построены с широким применением оптических эффектов, создающих иллюзорное пространство, с барочной динамикой и монументальным размахом.
После возвращения в Венецию в 1753 году Тьеполо возглавил Академию живописи и скульптуры. В 1762 году по приглашению испанского короля художник вместе с двумя сыновьями прибыл в Мадрид для работы в королевском дворце. Последний период своей жизни с 1762 по 1770 год художник работал в испанской столице. В это время слава Тьеполо становится общеевропейской. В Мадриде Тьеполо выполнил роспись плафона тронного зала дворца, множество алтарных образов и станковых картин. Произведения представляют собой последний взлет итальянского барокко – монументального и торжественного. Соперником Тьеполо в Мадриде становится немецкий художник Менгс, представитель набирающего силу неоклассицизма.
Джованни Баттиста Тьеполо умер 27 марта 1770 года и был похоронен в церкви Святого Мартина в Мадриде.

Автор текста: Ольга Северинова.


Оставить комментарий