Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
На картине изображен эпизод из Ветхого завета. Царь Саул хотел узнать об исходе войны с филистимлянами. Но Господь молчал, и тогда царь наказал слугам найти ведьму. Сделать это было крайне затруднительно, потому что сам Саул после смерти Самуила изгнал всех гадателей из своей страны.
Однако в селении Аэндор нашлась одна женщина, к которой и направился Саул под покровом ночи, переодетый в простые одежды, дабы не быть узнанным.
«И сказал ей Саул: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у неё Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился». (1Цар. 28:8-14).
Одурманенный своим отчаянным положением царь, бросается за «помощью» к ведьме. Просит вызвать дух пророка. Именно от Самуила хочет слышать ответы на свои вопросы Саул. Перед незримым образом явившегося духа Саул спрашивает о решении, которое нужно принять для победы в войне с филистимлянами. Дух предсказывает ему скорую погибель.
Охваченный ужасом, Саул теряет самообладание: еще при жизни Самуил предсказал Саулу его погибель и сыновей его, и вот вызванный дух теперь повторяет Саулу его слова. Господь по милости Своей скрывает от человека его будущее, и не нужно своею волей нарушать это установление, переходя черту.
История создания.
В центре композиции – Весталка и поверженный Саул, закрывающий свое лицо от страшного образа Призрака. Цветовые контрасты ткани (красное облачение Саула – белые одежды призрака) выделяют эти фигуры на общем темном фоне. Молодой художник еще не нашел на тот момент собственную манеру письма, в этой картине он следует академической брюлловской манере и технике, считавшейся в Академии образцом. И не случайно именно эта работа удостоилась большой золотой медали Академии, а также стажировки в Италию.
Отношение автора к вере.
Николай Ге измерял свою жизнь и своё творчество единственной непререкаемой истиной, святой правдой и верой. Будучи наделённым явным природным даром, художник всем своим существом был проникнут чувством высокой ответственности за своё искусство. Итогом творческих и нравственных поисков для Ге становится личность Иисуса Христа, Его природа, Его состояние, события Его земной жизни.
Художник пытливо изучал и раскрывал по-новому привычные толкования. Ге отходит от академического стиля и интерпретирует известные сюжеты по-своему. Вопреки навязанной традиции, красота Христа у Ге не телесная, а духовная. В этом он не находит ни у художественной, ни у церковной общественности.
Пронзительная человечность его картин на евангельские сюжеты подчас не находит отклика ни у зрителя, ни у коллег. Но это не останавливает Ге. Он ни разу не изменил своему мировоззрению. Несмотря на это Ге не идет против своих взглядов и убеждений, выбирая оставаться не понятым, но свободным.
Биография.
Николай Ге появился на свет в городе Воронеже в 1831 году. Его дед – французский эмигрант по фамилии Gay - поселился в России в конце 18 века. Детство будущего художника прошло в деревне. Десяти лет отроду поступил в гимназию, где и были обнаружены его заметные способности к живописи и рисунку. По настоянию отца, поступил на математический факультет университета в Петербурге. Ге не оставил своего увлечения, и в 1850 году, бросив университет, поступил в Академию художеств.
Уже во время учебы проявился его яркий талант. Работы Ге были удостоены золотых медалей, он получил возможность обучаться в Европе за счет средств Академии. В Европе Николай Ге работает без устали, копируя великих мастеров и формируя свой собственный живописный стиль. За «Тайную вечерю» Академия удостоила Николая Ге профессорского звания, а также членства Императорской Академии художеств.
В 1864 году Ге поселяется во Флоренции, где создает множество эскизов на библейские сюжеты. В 1869-75 гг. возвращается в Петербург. В этот период он создает свои величайшие произведения, в том числе портреты известных российских интеллигентов: писателя Тургенева, Салтыкова-Щедрина, поэта Некрасова и других, а также создает свои значимые исторические полотна.
В 1882 году в Москве Ге знакомится со Львом Толстым и пишет его портрет. Затем художник возвращается к религиозной теме и создает несколько подряд картин на библейские сюжеты.
Одной из лучших работ Николая Ге признан его Автопортрет, написанный художником в 1893 году, за год до его кончины.
Автор текста: Ольга Самойлова.