Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
*****
Адам, униженный Адам,
Твой бледен лик и взор твой бешен,
Скорбишь ли ты по тем плодам,
Что ты срывал, ещё безгрешен?
Скорбишь ли ты о той поре,
Когда, ещё ребёнок-дева,
В душистый полдень на горе
Перед тобой плясала Ева?
Теперь ты знаешь тяжкий труд
И дуновенье смерти грозной,
Ты знаешь бешенство минут,
Припоминая слово — «поздно».
И боль жестокую, и стыд,
Неутолимый и бесстрастный,
Который медленно томит,
Который мучит сладострастно.
Ты был в раю, но ты был царь,
И честь была тебе порукой,
За счастье, вспыхнувшее встарь,
Надменный втрое платит мукой.
За то, что не был ты как труп,
Горел, искал и был обманут,
В высоком небе хоры труб
Тебе греметь не перестанут.
В суровой доле будь упрям,
Будь хмурым, бледным и согбенным,
Но не скорби по тем плодам,
Неискуплённым и презренным.
Описание произведения.
В стихотворении «Адам» Николай Гумилёв обращается к прародителю человеческого рода, пережившему изгнание из Эдемского сада.
Произведение состоит из семи строф с перекрёстной рифмовкой и написано четырёхстопным ямбом. Классическое звучание способствует сосредоточению внимания на содержании стихотворения.
Первые две строфы построены в форме обращённых к Адаму вопросов автора. Общая тема данных четверостиший — скорбь о потерянном рае: «Адам, униженный Адам, / Твой бледен лик и взор твой бешен, / Скорбишь ли ты по тем плодам, / Что ты срывал, ещё безгрешен?». Автор изображает Эдемский сад наполненным жизнью, любовью и гармонией: «Скорбишь ли ты о той поре, / Когда, ещё ребенок-дева, / В душистый полдень на горе / Перед тобой плясала Ева?».
Идиллии рая противопоставлено пребывание на земле, где Адам узнал «тяжкий труд», «бешенство минут» и «дуновенье смерти грозной». Первые люди настолько ошеломлены были неумолимым приближением конца своей жизни, что в их мировидении появляется слово «поздно». Но выбивают почву из-под ног не только законы внешнего мира — Адам ощущает терзающие душу чувства: «И боль жестокую, и стыд, / Неутолимый и бесстрастный, / Который медленно томит, / Который мучит сладострастно».
В последних трёх строфах стихотворения Гумилёв превращает Адама в романтического героя: «Ты был в раю, но ты был царь, / И честь была тебе порукой». В этих строках прародитель человечества предстаёт перед читателем «надменным» и свободным, а рай кажется местом заточения Адама — счастливым, но сдерживающим стремление героя к божественному величию. За свою непокорность и искреннюю тягу к познанию («За то, что не был ты как труп, / Горел искал и был обманут») первого человека ждёт мука на земле, но слава на небесах: «В высоком небе хоры труб / Тебе греметь не перестанут».
В конце стихотворения автор просит Адама «упрямо» двигаться по своей суровой дороге и не скорбеть по плодам Древа Жизни, которые дарят, по мысли автора, вечную жизнь, но не свободу.
История создания.
Стихотворение «Адам» было написано в 1910 году и опубликовано в том же году в первом издании поэтического сборника Гумилёва «Жемчуга». В этой книге, посвящённой наставнику поэта, Валерию Брюсову, Николай Степанович подводит итоги своему ученичеству и ищет выхода за границы идеализма и декадентства символистского направления в литературе.
«Адам» представляет собой сложную смесь ветхозаветных, романтических и символистских мотивов. Автор стремился совместить различные методы и мировоззрения, чтобы открыть новые смыслы в традиционном сюжете. Однако этот эксперимент признали неудачным не только критики и исследователи, но и сам Гумилёв, который при подготовке второго издания «Жемчугов» убирает этот текст и больше никогда о нём не вспоминает.
Отношение автора к вере.
Известный исследователь творчества Н. Гумилёва, Ю. В. Зобнин писал: «Гумилёв — человек православной сотериологической культуры. <…> Мир Гумилёва предназначен, прежде всего, для того, чтобы в нём спасаться — собственно “жизнь” ожидает человека в другом мире».
Православная вера была важнейшей частью жизни Николая Гумилёва. Мать поэта любила проводить вечера за чтением Нового и Ветхого Завета и с удовольствием читала Священное писание своим сыновьям. Супруга старшего брата Гумилёва (Дмитрия) говорила о семье Гумилёвых следующее: «Дети воспитывались в строгих принципах православной религии. Мать часто заходила с ними в часовню поставить свечку, что нравилось Коле. С детства он был религиозным и таким же остался до конца своих дней, — глубоко верующим христианином. <…> Но по характеру он был скрытный и не любил об этом говорить».
Однако после революции поэт перестал скрывать свои православные убеждения, бунтуя против варварства большевиков. Современники не раз замечали, как Гумилёв, сняв шапку, крестился у храма, в тот же самый час, когда с церквей сбивали кресты.
Во время Первой мировой войны христианские темы начинали занимать всё большее место в творчестве Гумилёва. По словам Анны Ахматовой, основной темой поэтической книги «Колчан» (1916 г.), наполненной военными мотивами, являлось православие. Именно на войне поэт осознаёт важные для себя нравственные истины: «Мне с трудом верится, чтобы человек, который каждую ночь обедает и каждую ночь спит, мог вносить что-нибудь в сокровищницу культуры духа. Только пост и бдение, даже если они невольные, пробуждают особые, дремавшие прежде силы».
Вершиной поэтической выразительности стала последняя книга поэта «Огненный столп», в которой он рассуждает о Боге, небе, земле, душе и слове. В нём Гумилёв выражает своё ощущение порочности и пустоты мира, забывшего о Творце.
В августе 1921 года, будучи уже под арестом, Николай Гумилёв просит привести ему Новый Завет и «Одиссею» Гомера — самые важные книги в жизни поэта-путешественника и христианина.
Биография.
Николай Степанович Гумилев родился 3 (15) апреля 1886 года в Кронштадте, в семье корабельного врача. Детство будущего писателя проходило сначала в Царском селе, а затем в городе Тифлис. Первое стихотворение поэта было напечатано в 1902 году.
В 1903-ем Николай Степанович поступил в 7-й класс Царскосельской гимназии. В этом же году писатель познакомился с будущей женой — Анной Горенко (Ахматовой). В 1905-м в жизни Гумилёва произошло важное событие: был опубликован первый сборник поэта «Путь конквистадоров».
После окончания гимназии в 1906 году, Гумилёв уезжает в Париж и поступает в Сорбонну. Пребывая во Франции, Николай Степанович пытался издавать изысканный по тем временам журнал «Сириус» (1907). В 1908 году выходит второй сборник писателя «Романтические цветы», посвящённый Анне Ахматовой.
Николай Степанович возвращается в Россию, однако вскоре снова уезжает. Писатель посещает с экспедициями Синоп, Стамбул, Грецию, Египет, страны Африки.
В 1909 году Гумилев поступает в Петербургский университет сначала на юридический факультет, но вскоре переводится на историко-филологический. Писатель принимает активное участие в создании журнала «Аполлон». В 1910 году вышел сборник «Жемчуга», получивший положительные отзывы В. Иванова, И. Анненского, В. Брюсова.
В апреле 1910 года Гумилев женится на Анне Ахматовой.
В 1911 году при участии Гумилева было создано поэтическое объединение «Цех поэтов», в который входили О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Нарбут, М. Зенкевич, Е. Кузьмина-Караваева. В 1912 году Николай Степанович объявил о появлении нового художественного течения «акмеизм». Вскоре создаётся журнал «Гиперборей» и выходит сборник Гумилёва «Чужое небо». В 1913 году писатель снова отправляется на Восток.
С началом Первой мировой войны Гумилев добровольно идёт на фронт, за храбрость награждается двумя Георгиевскими крестами.
В 1918 году Гумилев возвращается в Россию. В августе этого же года писатель разводится с А. Ахматовой.
В 1919 – 1920 годах поэт работает в издательстве «Всемирная литература», преподаёт, выполняет переводы с английского, французского. В 1919 году женится на Анне Энгельгардт, дочери Н. Энгельгардта. Стихи Гумилёва из сборника «Огненный столп» (1921) посвящены второй жене.
В августе 1921 года Николая Гумилёва арестовали по обвинению в участии в антиправительственном «таганцевском заговоре». Через три недели ему был вынесен смертный приговор, исполненный на следующий же день. Точная дата расстрела и место захоронения Николая Степановича Гумилёва неизвестны.
Составитель текста: Горюнов Валерий Валерьевич.