Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
«Жених, скачущий через горы» представляет собой глубоко метафорическое изображение действия, описанного в 7-м стихе 2-й главы «Песни Песней…»: «Голос возлюбленного моего! вот, он идёт, скачет по горам, прыгает по холмам» (Песн.2:8). Характеристики Жениха – живость, неуловимость, чрезвычайная подвижность - уподобляют Его природным стихиям. И в своем рисунке Дали также следует этому уподоблению: Возлюбленный изображен в ореоле палящего солнца. Невеста слышит только голос Жениха, Он таинственно скрыт от Нее. Подобно вольному ветру, пролетает Возлюбленный по стране, ускользает через горы и холмы и нигде не знает препятствий в своем передвижении. Вероятно, это очередная аналогия со Христом, о воплощении Которого сказано, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку…» (1Кор. 2:9).
Возвышаясь над горным пейзажем, фигура Возлюбленного занимает практически половину композиции. По традиции художника, которой он следует в графической серии «Песнь Песней…», главный герой обезличен. Вместо лица зритель видит огромное солнце, написанное концентрическими дугами. В целом, пейзаж и сам облик персонажа достаточно геометризованные. Образуя лучи, в разные стороны расходятся прямые линии от конечностей и головы обнаженного Возлюбленного, изображенного в анфас.
Плотно стоящие горы рассечены по центру неким золотистым образованием, от которого к зрителю исходят символические пути. На крайней правой дорожке мы можем рассмотреть фигуру, укутанную в плащ и не имеющую явных признаков пола. Персонаж опирается на посох и продвигается вперед навстречу Жениху-Солнцу. Возможно, это символическое изображение Возлюбленной, которая движется на голос, не видя самого Жениха, будучи ослеплена сиянием солнца. Однако посох может также свидетельствовать о том, что это любой представитель паствы Христовой, по наитию идущий к Спасителю. Впрочем, сюжеты Сальвадора Дали всегда неоднозначны и оставляют зрителю простор для фантазии.
История создания
«Песнь Песней Царя Соломона» - одна из ветхозаветных канонических книг Библии, повествующая о стремлении Невесты соединиться со своим Возлюбленным. Аллегорически это стремление является символом желания Церкви воссоединиться с Богом. Изображая и трансформируя дидактическое и аллегорическое послание этого древнего текста, Дали переосмысливает его в соответствии с современными ему вкусами.
Одноименная серия Сальвадора Дали, исполненная в 1971-м году, состоит из 12-ти листов. Полный тираж этой серии составляет всего 520 экземпляров. Размер каждой работы с паспарту: 56 х 38 см. Подпись автора традиционно находится в правом нижнем углу. Неповторимой фишкой серии является использование в каждой работе измельченной золотой фольги в качестве украшения.
Кроме того, все листы серии, кроме первого («Царь Соломон»), по примеру ранее созданной литографской серии «Biblia Sacra», сопровождены выдержкой из литературного оригинала «Песни песней…». Такой подход облегчает понимание и интерпретацию иллюстрации непосвященному зрителю.
В некоторых работах серии присутствует «кинематографический» эффект трехмерного пространства. Так, фигура главной героини на некоторых рисунках появляется по нескольку раз, как бы демонстрируя нам «покадровое» развитие событий.
Сюита зрелого периода творчества Дали демонстрирует неподдельный интерес художника к религиозной тематике в целом и истории Ветхого Завета в частности. Известно, что вдохновение Дали также черпал в своей страсти к супруге Гале, которая была его музой и духовной спутницей на протяжении всей жизни.
Каждая из работ серии выполнена в технике офорта – трудоемкой технологии получения оттисков с металла. Однако за счет использования акварельных красок художнику удается достичь неимоверной легкости и воздушности своих композиций. «Песнь Песней Царя Соломона» считается самой изящной графической серией мэтра.
Отношение автора к вере
Большую часть своей жизни Сальвадор Дали прожил в статусе атеиста по примеру своего отца и деда. Однако, как утверждают исследователи его жизни и творчества, в конце своего жизненного пути Дали всё же обратился к Богу и стал верующим христианином. Надо заметить, что религиозные сюжеты в его живописи и графике появляются гораздо раньше. С конца 1940-х гг. в творчестве Дали намечаются христианские мотивы, которые сам он назовет «католическим мистицизмом» («Искушение св. Антония», 1946 г., «Христос св. Хуана де ля Крус», 1950-1952 г. и др.). Перед исполнением графической серии «Biblia Sacra» художник изучал Священное Писание на протяжении двух лет.
Однозначного и объективного мнения относительно религиозной идентичности Сальвадора Дали не существует до сих пор, однако можно смело утверждать, что его творчество в этом смысле говорит само за себя: отношения с Господом у Дали были очень непростыми, но так или иначе он их выстраивал.
Биография
Сальвадор Дали родился 11-го мая 1904-го года в Фигерасе (Каталония, Испания) в семье нотариуса дона Сальвадора и его жены Фелипы.
Свой творческий путь будущий мэтр сюрреализма начал со стези сценариста - в 1929-м году Дали участвовал вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического 15-минутного фильма «Андалузский пёс». Тогда же он познакомится со своей будущей женой – Еленой Дмитриевной Дьяконовой, более известной как Гала.
Период 1929-1939 гг. станет самым плодотворным в жизни художника. После этого писать меньше он не станет, однако буквально «растратит» себя, по мнению своих биографов, во многочисленных пресс-конференциях и инициированных скандалах.
С началом Второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжают в США, где живут с 1940-й по 1948-й год. В 1942-м году выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим». Этот период также ознаменован сотрудничеством с Уолтом Диснеем, основателем крупнейшей мультимедийной империи.
С 1950-х гг. художник обращается к графике. Его печатные серии («Капричос» Гойи, «Песнь Песней царя Соломона», «Посвящение Леонардо да Винчи» и т.д.) известны по всему миру и являются гордостью крупнейших мировых музеев и частных коллекций.
После возвращения из США Дали жил и творил преимущественно в Каталонии. В 1965-м году приехал в Париж и покорил его своими работами, выставками и эпатажными поступками.
В 1974-м году открывается главное «детище» художника – театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Это был основной фокус его энергии; изменения в музей вносились вплоть до середины 1980-х гг.
Гала умерла в 1982-м году, и Дали погружается в глубочайшую депрессию, на фоне которой развивается острая сердечная недостаточность.
Художник скончался в больнице в январе 1989-го года. Великий провокатор завещал похоронить себя в музее, вмонтировав свой прах в пол главной комнаты, чтобы по его могиле могли ходить посетители музея. Последнее желание гения XX-го столетия было удовлетворено.
Всё своё огромное творческое и финансовое наследие Сальвадор Дали завещал Испании. Детей у него не было.
Автор текста: Нестерова Людмила.