Юдифь с головой Олоферна - Аллори Кристофано

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Юдифь с головой Олоферна
Юдифь с головой Олоферна
Автор: Аллори Кристофано
Местонахождение: Палаццо Питти, Флоренция
Произведение: Юдифь с головой Олоферна
Жанр: Художественное
Год создания: 1615-1617 гг.
Эпоха/течение: Барокко, библейский сюжет

Описание произведения

 

В Ветхом Завете есть история о том, как полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег посевы и перебил мужчин. Однажды он осадил город Ветилую, в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды на спасение у горожан не было.

Надев самые красивые одежды и взяв с собой служанку, Юдифь отправилась в стан врага. Зная, что в любой момент может быть подвергнута насилию и смерти, она все равно прокралась в шатер к военачальнику армии Олоферну. Дав ему ложные сведения о ситуации в осажденном городе, Юдифь снискала его расположение: Олоферн пригласил ее к себе в качестве развлечения. Дождавшись, когда мужчина напьется, Юдифь отрубила ему голову и вернулась в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась.

На картине Кристофано Аллори героиня хладнокровно держит голову Олоферна, победно показывая ее зрителю, словно вавилонскому войску. На лице Олоферна застыли следы мучения. Юдифь облачена в свои лучшие одежды. В правой руке героини видна рукоять меча. Действие происходит в шатре, погруженном во мрак ночи.

Спокойная и такая же хладнокровная пожилая служанка словно зовет свою госпожу поспешить вернуться домой до рассвета, чтобы предъявить трофей.

Резкие светотени, выразительность красок подчеркивают драматизм действия. Очевиден контраст между страшной головой полководца и ангельским лицом героини.

 

История создания

 

«Юдифь с головой Олоферна», наиболее известная картина Аллори, была популярна уже при жизни художника, о чем свидетельствует большое число авторских повторений. Есть и более поздние копии. Вариации картины сохранились в галерее дворца Питти, в Венском музее, ее прекрасная старинная копия находится и в Императорском Эрмитаже.

Главная героиня была написана с возлюбленной художника Марии де Джованни Маззафирри, а голова Олоферна, как предполагают исследователи, с него самого. Служанка Юдифи написана с матери художника.

 

Отношение автора к вере

 

О художнике, его личной жизни и духовных поисках известно мало, можно лишь сказать, что в своем небольшом наследии он оставался увлеченным образами святых и персонажами Священного Писания. Регулярное обращение в творчестве к христианским сюжетам наиболее ярко свидетельствуют о стремлении Кристофано Аллори постичь глубокие духовные смыслы, укрепить свою веру.

 

Биография

 

Кристофано Аллори родился 17 октября 1577 года во Флоренции.

Прозванный Младшим Бронзино, он учился сперва у своего отца Алессандро Аллори, через него познакомился с творчеством своего двоюродного деда — Аньоло Бронзино. Будучи недовольным жестким рисунком и холодным колоритом в работах отца, он перешел к Грегорио Пагани, одному из лидеров поздней флорентийской школы, стремившемуся объединить внимание к рисунку с богатым венецианским колоритом. Мастер познакомил Аллори-младшего со стилем болонской школы и маньеризма, а впоследствии помог Кристофано преодолеть холодный, застывший стиль позднего маньеризма. Также Кристофано учился у Санти ди Тито и Чиголи.

Увлекшись эклектическим направлением, он стремился в своих произведениях к блеску красок, эффектной игре светотенью, большой рельефности изображенного, что вполне удалось ему только в немногих картинах, каковы, например, его знаменитая «Юдифь», «Св. Юлиан Странноприимец», «Иоанн Креститель в пустыне», «Кающаяся Мария Магдалина», «Младенец-Христос, спящий на кресте» и «Изабелла Арагонская у ног Карла VIII».

Портреты, а также картины на библейские и мифологические сюжеты, оживленные драматическими сценами, принесли ему широкую известность.

Его картины отличает тесная приверженность к природе, изысканность вкуса и техническое совершенство исполнения. О техническом мастерстве художника свидетельствует тот факт, что несколько копий, снятых с произведений Корреджо, считались дубликатами картин, написанными самим знаменитым мастером со своих картин. Небольшое число произведений Кристофано Аллори искусствоведы объясняют крайней требовательностью художника к своим работам.

Кристофано Аллори умер 2 апреля 1621 года в родном городе.

 

Составитель текста: Левченко Алена Михайловна.

 

Оставить комментарий