«Возлюбленная столь же ослепительна, как табун лошадей» - Сальвадор Дали

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Возлюбленная столь же ослепительна, как табун лошадей»
«Возлюбленная столь же ослепительна, как табун лошадей»
Автор: Сальвадор Дали
Местонахождение: Частные коллекции и музеи мира
Произведение: «Возлюбленная столь же ослепительна, как табун лошадей»
Жанр: Художественное
Год создания: 1971 г.
Эпоха/течение: Религиозная графика
Эпизод в Библии:

Описание произведения

На своем очередном рисунке серии «Песнь песней царя Соломона» Сальвадор Дали изображает на переднем плане обнаженного конного наездника без явно выраженных признаков пола. Вероятнее всего, это сам царь Соломон, наблюдающий за своей возлюбленной Суламитой. Для прорисовки контура фигуры используется синий цвет, что свидетельствует о принадлежности героя к мужскому полу. Сама же Суламита помещается на второй план. О том, что эта обнаженная андрогинная фигура, показанная зрителю со спины, принадлежит именно женщине, также свидетельствует контур – на сей раз красный, которым Дали обозначает ее тело. Суламита изображена художником в довольной изящной, кокетливой позе. Название работы подчеркивает ее красоту, которая уподобляется царём коннице фараона. Мастер также сопровождает гравюру цитатой из текста «Песни Песней…», воспевающей достоинства Возлюбленной: «Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя. Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях» (Песн. 1: 8-9).

Конь, на котором восседает царь Соломон, занимает большую часть композиции и имеет характерные для творчества Дали удлиненные конечности - излюбленный эффект «комариных» ножек – символ зыбкости и неустойчивости. Стройность и красота коня подчеркивается россыпью золотой фольги, что является аллюзией на идентичные качества Возлюбленной Жениха.

Художник дополняет композицию горным пейзажем, виднеющимся на горизонте, и геометризованной перспективой. Фон по традиции остается белым.


История создания

«Песнь Песней Царя Соломона» - одна из ветхозаветных канонических книг Библии, повествующая о стремлении Невесты соединиться со своим Возлюбленным. Аллегорически это стремление является символом желания Церкви воссоединиться с Богом. Изображая и трансформируя дидактическое и аллегорическое послание этого древнего текста, Дали переосмысливает его в соответствии с современными ему вкусами.

Одноименная серия Сальвадора Дали, исполненная в 1971-м году, состоит из 12-ти листов. Полный тираж этой серии составляет всего 520 экземпляров. Размер каждой работы с паспарту: 56 х 38 см. Подпись автора традиционно находится в правом нижнем углу.  Особенностью серии является использование в каждой работе измельченной золотой фольги в качестве украшения.

Кроме того, все листы серии, кроме первого («Царь Соломон»), по примеру ранее созданной литографской серии «Biblia Sacra», сопровождены выдержкой из литературного оригинала «Песни песней…». Такой подход облегчает понимание и интерпретацию иллюстрации непосвященному зрителю.

В некоторых работах серии присутствует «кинематографический» эффект трехмерного пространства. Так, фигура главной героини на некоторых рисунках появляется по нескольку раз, как бы демонстрируя нам «покадровое» развитие событий. 

Сюита зрелого периода творчества Дали демонстрирует неподдельный интерес художника к религиозной тематике в целом и истории Ветхого Завета в частности. Известно, что вдохновение Дали также черпал в своей страсти к супруге Гале, которая была его музой и духовной спутницей на протяжении всей жизни. 

Каждая из работ серии выполнена в технике офорта – трудоемкой технологии получения оттисков с металла. Однако за счет использования акварельных красок художнику удается достичь неимоверной легкости и воздушности своих композиций. «Песнь Песней Царя Соломона» считается самой изящной графической серией мэтра.


Отношение автора к вере

Большую часть своей жизни Сальвадор Дали прожил в статусе атеиста по примеру своего отца и деда. Однако, как утверждают исследователи его жизни и творчества, в конце своего жизненного пути Дали всё же обратился к Богу и стал верующим христианином. Надо заметить, что религиозные сюжеты в его живописи и графике появляются гораздо раньше. С конца 1940-х гг. в творчестве Дали намечаются христианские мотивы, которые сам он назовет «католическим мистицизмом» («Искушение св. Антония», 1946 г., «Христос св. Хуана де ла Крус», 1950-1952 г. и др.). Перед исполнением графической серии «Biblia Sacra» художник изучал Священное Писание на протяжении двух лет. С 1958-го года состоял в венчанном браке.

Однозначного и объективного мнения относительно религиозной идентичности Сальвадора Дали не существует до сих пор, однако можно смело утверждать, что его творчество в этом смысле говорит само за себя: отношения с Господом у Дали были очень непростыми, но так или иначе он их выстраивал.


Биография

Сальвадор Дали родился 11-го мая 1904-го года в Фигерасе (Каталония, Испания) в семье нотариуса дона Сальвадора и его жены Фелипы. Старший сын Сальвадора и Фелипы умер за 9 месяцев до рождения Дали. Также у Сальвадора была младшая сестра Анна-Мария Дали.

Первые художественные навыки будущий художник получил в муниципальной художественной школе. По окончании, в 1921-м году, поступает в Королевскую академию изящных искусств в Сан-Фернандо.

В 1922-м году Дали переезжает в «Резиденцию», студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей. Там он знакомится с Луисом Бунюэлем и Федерико Гарсиа Лоркой, с которыми впоследствии тесно свяжет свой творческий путь. Там же увлекается фрейдизмом.

Спустя четыре года Дали изгоняют из учебного заведения за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. Художник переезжает в Париж, где случится судьбоносное знакомство с Пабло Пикассо.

В 1929-м году Дали участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического 15-минутного фильма «Андалузский пёс». Тогда же он познакомится со своей будущей женой – Еленой Дмитриевной Дьяконовой, более известной как Гала.

Период 1929-1939 гг. станет самым плодотворным в жизни художника. После этого писать меньше он не станет, однако буквально «растратит» себя, по мнению своих биографов, во многочисленных пресс-конференциях и инициированных скандалах. 

С началом Второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжают в США, где живут с 1940-й по 1948-й год. В 1942-м году выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим». Этот период также ознаменован сотрудничеством с Уолтом Диснеем, основателем крупнейшей мультимедийной империи.

С 1950-х гг. художник обращается к графике. Его печатные серии («Капричос» Гойи, «Песнь Песней царя Соломона», «Посвящение Леонардо да Винчи» и т.д.) известны по всему миру и являются гордостью крупнейших мировых музеев и частных коллекций.

После возвращения из США Дали жил и творил преимущественно в Каталонии. В 1965-м году приехал в Париж и покорил его своими работами, выставками и эпатажными поступками.

В 1974-м году открывается главное «детище» художника – театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Это был основной фокус его энергии; изменения в музей вносились вплоть до середины 1980-х гг.

Гала умерла в 1982-м году, и Дали погружается в глубочайшую депрессию, на фоне которой развивается острая сердечная недостаточность.

Художник скончался в больнице в январе 1989-го года. Великий провокатор завещал похоронить себя в музее, вмонтировав свой прах в пол главной комнаты, чтобы по его могиле могли ходить посетители музея. Последнее желание гения XX-го столетия было удовлетворено.

Всё своё огромное творческое и финансовое наследие Сальвадор Дали завещал Испании. Детей у него не было.

Автор: Людмила Нестерова.


Оставить комментарий