«Витязь на распутье» - Васнецов Виктор Михайлович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Витязь на распутье»
«Витязь на распутье»
Автор: Васнецов Виктор Михайлович
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Произведение: «Витязь на распутье»
Жанр: Художественное
Год создания: 1882 г.
Эпоха/течение: Модерн
Эпизод в Библии:

Описание произведения.


В отличие от большинства картин Виктора Васнецова – светлых, сказочных, завораживающих — «Витязь на распутье» выделяется своей гнетущей мрачностью и безысходностью. В центре полотна художник изобразил могучего воина верхом на богатырском коне. Витязь вооружен копьем и булавой, за спиной – крепкий щит, лук и колчан со стрелами. Тяжелые думы одолели воина, заставив его склонить голову. Боевой конь, верный соратник, вторя чувствам и мыслям богатыря, тоже стоит с опущенной головой. Виной всему - преградивший путь всаднику, мрачный камень с, не предвещающей добра, надписью: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Из трех вариантов пути, начертанных на камне в былинных сказаниях, Васнецов в процессе работы над картиной, оставил только один: «прямо пойдешь – живым не бывать!».

Мрачное настроение картине добавляет характерный фон. Неприветливая местность, выполненная в тяжелых бурых, серых и зеленых тонах, разбросанные человеческие череп и кости, кружащие над полем вороны, предзакатное вечернее небо, словно говорящее о возможном скором закате жизни – все это усиливает впечатление от представленного образа витязя и судьбы богатырей русских, сражающихся за мир на земле-матушке.


История создания.


Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза «Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.

Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.

В 1882 году мастер создает второй вариант полотна, специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.

На ранних этапах работы над картиной, художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной. Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал, с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины. 

Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.

Вопрос выбора пути, как один из ключевых в человеческой жизни, приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Время написания картины совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна, Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.


Отношение автора к вере.


С ранних лет Виктор Васнецов впитывал высокие морально-нравственные ценности своей семьи. Отец художника был священником, что предопределило детство и юность Виктора Михайловича. Учился будущий живописец сначала в духовном училище, а затем в семинарии, получая религиозное образование.

Виктора Васнецова, еще при жизни, современники называли настоящим богатырем русской живописи. Это связано не столько с, так называемой, богатырской тематикой многих его работ, сколько с осознанием личности живописца, как родоначальника национального направления искусства.

Художник был глубоко верующим человеком, поэтому увлечённо занимался коллекционированием икон. Более того, он с удовольствием брался за роспись православных храмов. Самыми известными в этом плане работами Виктора Михайловича стали Киевский собор Святого Владимира и храм Христова Воскресенья в Петербурге. Глубоко верующий человек, в работе для церкви он видел свое настоящее призвание. Образы святых занимают особое место в творчестве художника. При этом, лучше всего у него выходили именно русские святые. В огромном Владимирском соборе Васнецову надо было расписать главный неф и апсиду. Отразить самые основные сюжеты Ветхого и Нового Заветов, изобразить русских исторических деятелей, причисленных к лику святых, украсить своды орнаментами. Готовясь к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве. Работая в соборе, Васнецов должен был постоянно проверять, согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном. Более десяти лет трудился Васнецов над росписью. Сам факт столь грандиозной работы впечатляющ (около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников — свыше 2 000 кв. м) и не имеет равных в русском искусстве всего XIX века. Такой труд живописца вполне можно назвать творческим подвигом во имя проповеди христианской веры.


Биография.


Виктор Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии, в семье сельского священника. Первоначальное образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1868 – 1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1876 году был в Париже, затем в Италии. С 1874 года постоянно участвовал в выставках передвижников. В 1892 году получил звание академика. Как и многие русские художники того времени, стремился выйти за границы канонов академического искусства.

С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где им были написаны самые известные картины и выработана иллюстративно-фольклорная направленность творчества. Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин – «После побоища», «Богатыри» и т.д.

Искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Многие видели в нем начало нового, истинно национального направления в русской живописи. Но были и те, кто считал попытки возродить византийский и древнерусский стили бесплодными. 

Тем не менее, творчество В.М.Васнецова оказало влияние на художников периода модерн и, особенно, на художников Абрамцевского кружка С.И.Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году, вместе с В.Поленовым, построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т.д.

В 1885 - 1896 годах он принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве. Обращение к религиозной теме было продолжено им в мозаиках для храма Вознесения в Петербурге, росписях и мозаиках храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и т.д.

Художник умер 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, во время работы над портретом. Похоронен на Лазаревском кладбище. Позднее его прах был перенесен на Введенское кладбище Москвы.


Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.





Оставить комментарий