Ужин в Эммаусе - Микеланджело Меризи да Караваджо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Ужин в Эммаусе
Ужин в Эммаусе
Автор: Микеланджело Меризи да Караваджо
Местонахождение: Пинакотека Брера, Милан
Произведение: Ужин в Эммаусе
Жанр: Художественное
Год создания: 1606 г.
Эпоха/течение: Барокко, библейский сюжет

Описание произведения

Караваджо изображает кульминационный эпизод популярного в XVII веке сюжета о явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия, описанный в Евангелии от Луки. Клеопа и другой безымянный ученик направились в Эммаус ̶ селение неподалеку от Иерусалима. По дороге к ним присоединился незнакомец, который спросил, отчего они печальны. Ученики, удивленные его неведением, рассказали об осуждении и казни Иисуса. Тогда незнакомец начал Свои разъяснения истории устроения человеческого спасения с книг Моисея, а потом указывал в книгах пророческие места, относящиеся ко Христу, которому требовалось пострадать за грехи человечества и воскреснуть. Затем путники остановились в доме поздним вечером. Во время трапезы незнакомец преломил хлеб, и тогда ученики сразу узнали в нем Спасителя, но Он тут же стал невидимым для них.

Это полотно отличается высочайшим реализмом в передаче деталей. Караваджо показывает момент благословения Иисусом хлеба и раскрытия его личности этим двум ученикам.  Ученики растерянно замерли, их удивление выдает сильное напряжение в жестах и сосредоточенность.

Свет на картине падает сверху слева, освещая каждую фигуру. На столе мы видим хлеб с пряностями и вино в кувшине. Детали, изображенные в реалистической манере, являются вместе с тем очевидными символами: хлеб и вино здесь символизируют Причастие, одновременно возвращая нас к смыслу Тайной вечери.

На картине Христос изображен в спокойствии, благословляющим хлеб и вино. Караваджо интересует прежде всего психологическая характеристика персонажей. Христос показан человеком среднего возраста со следами страданий на лице. Он только что разломил и благословил хлеб, а ученики, узнавшие Спасителя, с изумлением взирают на Него. 

Лицо Клеопы загорелое и обветренное, руки и шея выдают его зрелый возраст. Узнав Спасителя, Клеопа (справа) от изумления схватился за края стола и будто придвинулся в сторону Иисуса, словно не веря своим глазам.

Удивленный ученик слева изображен со спины.  Его лицо почти скрыто от зрителя, мы лишь видим, как он в удивлении разводит руками. 

Хозяин дома вплотную подошел к Христу и с сомнением внимательно всматривается в Его лицо. Трактирщик и пожилая служанка оказались невольными свидетелями произошедшего.
Протянутая рука Христа — жест благословения хлеба, а также жест приглашения каждого из нас разделить трапезу и соединиться со Спасителем.

Цветовая гамма произведения заметно упрощена, на фоне землистых цветов выделяется лишь зелено-голубая туника Христа. Простота стиля помогает привлечь внимание зрителя к сильной эмоциональной составляющей сюжета. Данной работой Караваджо начинает последний период своего творчества, характеризующийся тем, что персонажи картин становятся меньше, как бы освобождая место для окружающего пространства, а свет — более драматичным, мрачным и трагическим.

 

История создания

В возрасте 35 лет Караваджо находился в Риме, где достигает славы и успеха. Но однажды, во время игры в мяч спор на площадке перерос в настоящую драку, в результате которой погиб один из ее участников, а самого художника тяжело ранили. В убийстве обвинили Караваджо, и папа объявил живописца вне закона. Караваджо оказался в изгнании. Он переехал на Мальту и стал рыцарем Мальтийского ордена. Картина вероятнее всего была написана в то время, когда Караваджо скрывался в усадьбах герцога Марцио Колонна, его защитника, чтобы залечить раны и бежать в Неаполь в дальнейшем. 

В отличие от более раннего «Ужина в Эммаусе, в этой картине композиция проще, жесты действующих лиц сдержаны, отсутствуют яркие цветовые акценты, стиль художника стал более мрачен. Образ Христа решен менее радикально — теперь он схож со Христом из «Тайной вечери» да Винчи. Также возможно, что она была написана годом ранее в Риме, так как лицо и поза служанки на картине почти в точности копируют образ Святой Анны с картины «Мадонна со змеей», созданной в 1605 году. Не исключено, что художник писал её полностью по памяти. «Ужин в Эммаусе» упоминается ранними биографами Джулио Манчини и Джованни Пьетро Беллори. Она хранилась в коллекции маркиза Патрици с 1624 года и, вероятно, была заказана им же. 

Этот период характеризовался потребностью церкви передать свои идеи и послания непосредственно верующим, в том числе — с помощью тщательно подобранных работ на религиозную тематику. Для этого художники того времени должны были писать максимально реалистично. Стиль Караваджо был словно специально предназначен для создания полотен на библейские темы, что соответствовало поставленным церковью задачам.

Некоторые исследователи считают, что в образе Христа Караваджо изобразил самого себя.

Отношение автора к вере

Художник был крещен в младенчестве в католической церкви в день памяти Архангела Михаила. Несмотря на свой сложный и вспыльчивый характер, он оставил великое наследие для христианской изобразительной культуры.

Он занимался росписями церквей, его искусством восхищались массы. Художник превратил исторические библейские события в жанровые, он старался не идеализировать их, а приблизить к народному духу, давая ощутить всю глубину библейских сюжетов. Художник сделал зрителя участником библейских событий, словно они происходят на наших глазах.

 

Биография

Микеланджело Меризи родился в Милане в 1571 г., в семье обеспеченного и известного архитектора Фермо Меризи. В 1577 году, спасаясь от вспышки чумы, семья перебралась в родной городок Караваджо, недалеко от Милана. После окончания эпидемии, в 1584 г. Караваджо вернулся в Милан и приступил к изучению живописи в мастерской Симоне Петерцано, ученика Тициана. Здесь он приобщился творчески к мастерству ломбардской школы живописи.

Он творчески перерос этот город и отправился в длительное путешествие в Венецию, где приобрел большой опыт в живописи, а затем ̶ в Рим, где ему удалось работать в мастерских с Лоренцо Карли, Антиведуто Граматика, Джузеппе Чезари. Также художник быстро нашел покровителей-аристократов, таких как кардинал Франческо Мария дель Монти, и прибыльные заказы. Художник стал популярным среди знати.

Художник стал живой легендой, но при этом его работы считались часто провокационными, т.к. сверхреализм преобладал над идеализацией образов.

В 1606 году произошла драка, во время которой Караваджо убил человека, а сам был ранен. Он подался в бега.

Ватикан не смог долго терпеть отсутствие Караваджо в Риме, и в 1610 году было принято решение помиловать художника. Однако вернуться в Вечный город художнику так и не удалось — по дороге домой он умер в возрасте 37 лет от инфекции, полученной в тюрьме. 31 июля в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо.

Автор текста: Левченко Алена Михайловна.

 

Оставить комментарий