Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
"Ужин в Эммаусе" - библейский эпизод, произошедший непосредственно после воскресения Христа. Два ученика шли из Иерусалима в Эммаус, когда к ним присоединился Иисус, не узнанный ими. Разговаривая о событиях последних дней, Он изъяснил им от Писания, что так надлежало пострадать Мессии. В конце пути, апостолы предложили разделить с ними ужин, и, когда Он преломил хлеб, тогда ученики узнали Его. "И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них" (Лк. 24:30-31).
В течение своей творческой карьеры Маттиас Стомер неоднократно выполнял заказы на иллюстрацию этого евангельского текста. На этом полотне художник сделал главным персонажем эмоциональный отклик апостолов на узнанного ими воскресшего Иисуса. Неконтролируемые эмоции взрослых мужчин, их естественное устремление к Господу передают радость и надежду каждого человека в победе над смертью. Свет от неровного пламя свечи усиливает эмоциональную напряженность сюжета.
Христос изображен в правой части картины. Иисус сидит за столом и держит в руках части разломленного хлеба. Лицо Господа поднято вверх, передавая возносимую им молитву. Одежда Спасителя имеет традиционные иконографические цвета: красный, говорящий о принадлежности к царскому роду и синий, символизирующий чистоту и небесную мудрость.
Еще один персонаж картины - юноша-слуга с подносом в руках. Видя происходящее за столом, он с недоверием и удивлением смотрит на Иисуса. Выражение его лица резко отличается от эмоций апостолов и усиливает эффект чуда.
История создания
Картина "Ужин в Эммаусе" написана Маттиасом Стомером в период 1633-1639 годов. В этот период художник начал самостоятельную карьеру, жил и работал в Неаполе. Полотно относится к зрелому периоду творчества мастера, показывает искусное владение техникой светотени, а также понимание евангельской истории и сопереживание происходившим в ней событиям.
Отношение автора к вере
Рассматривая работы художника, всегда интересно какие темы для разработки берет художник и как он их интерпретирует. Картины показывают не только мастерство живописи, но и уровень эрудиции, веры, духовности их создателя. Главными темами Стомера были религиозные образы, бытовые картины и картины на темы древнеримской истории. Такая подборка являет целостную натуру, интересующуюся историей и современностью, осмысляя их через евангельские истины.
Маттиас Стомер происходил из католической семьи. Вера, усвоенная в детстве, стала его личным выбором, что подтверждается избранием им места жительства и тем для работы. Большинство картин, созданных художником, относились к религиозной тематике и показывали его личное переживание Божественного откровения. Характерно, что последней из созданных им работ, была картина, написанная для алтаря церкви в Киудуно.
Биография
Не смотря на то, что Маттиас Стомер был популярным художником и до нашего времени дошло значительное количество работ мастера, сведения о его жизни чрезвычайно скудны. Родился Маттиас около 1600 года предположительно в городе Амерсфорт, во Фландрии. Позднее, работая в Италии, он получил прозвище по месту своего рождения - Маттео Фламандец. Семья Стомера исповедовала католицизм. Считается, что одной из причин, заставившей его покинуть родину, где хозяйничали испанцы, была активная деятельность инквизиции.
Стомер перебрался в протестантскую Голландию. Но для жизни и работы, художник выбирает Утрехт, город, оставшийся в лоне католицизма. В небольшом городе имелась своя гильдия художников. Здесь творили известнейшие последователей итальянца Караваджо, чьё творчество оказало влияние и на живопись Стомера. Последователи этого направления создавали подчеркнуто реалистичные картины. Типичным для их произведений было выдвинуть фигуры людей на первый план и контрастно разместить их на темном фоне.
Желая совершенствовать свое мастерство, Маттиас осуществил мечту многих художников - отправился в Рим, столицу мировой живописи. В Великий город Стомер прибыл в 1615 году и поступил в мастерскую к утрехтскому живописцу Герриту ван Хонтхорсту. Римский период продлился до 1632 года. Причина, по которой мастер покинул итальянскую столицу, не известна. Затем он до 1640 года работал в Неаполе, позже — в Палермо и его окрестностях (Каккамо, Монреале). Последняя из его известных работ — картины в алтаре церкви в Киудуно (1652 г.).
Дата и место смерти художника достоверно не известны. Время определяют не ранее 1652 года и не позднее 1670 года, место - на Сицилии или в Северной Италии. Маттиас Стомер считается одним из лучших мастеров ночных сцен в живописи XVII века в Западной Европе. Он является автором многочисленных работ на библейские сюжеты и темы римской истории. Картины Стомера находятся в нескольких крупных музеях мира, в том числе — в Эрмитаже.
Автор текста: Ольга Северинова.