Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморную статую Святого Захарии знаменитый итальянский скульптор эпохи Возрождения Алессандро Витториа создал для венецианской церкви Сан-Закария в 1543 году.
Святой Захария (в переводе с древнееврейского – «Господь вспомнил»), отец Иоанна Крестителя, был одним из двенадцати малых Ветхозаветных Пророков. Он родился во времена вавилонского плена в семье священнослужителей, и в течение своей жизни многое сделал для того, чтобы его народ вновь обрёл победный дух. Захария написал Книгу пророчеств, где есть предсказание о приходе Спасителя в Иерусалим, Его последних днях и Его миссии Высшего Судии.
Пророк представлен в образе седобородого старца, будто идущего по пустыне. На нём – хитон с короткими рукавами и длинная складчатая хламида, покрывающая голову и всю фигуру, до босых ступней. Поза, положение рук и черты лица Святого Захарии сообщают его образу величественность, мудрость и смирение. Уста прикрыты густыми усами, переплетающимися с бородой – Пророк, не поверивший в Благую весть о скором рождении сына, Иоанна Предтечи, был лишён Архангелом Гавриилом возможности говорить. – «… ты будешь молчать и не сможешь говорить до того дня, пока не сбудется это» (Лк.1:20).
Произведения Витториа отличаются изяществом и точным продуманным исполнением. Внутренняя экспрессия образов передаётся мастером через мимику и жесты. В его Библейских героях гармонично сочетаются и человеческая природа, и Высший смысл.
История создания
Статую Святого Захарии для венецианской церкви Сан-Закария молодой скульптор Алессандро Витториа создал в 1543 году, это одна из первых его работ. В то время Витториа переехал в Венецию и поступил в ученики к знаменитому архитектору и скульптору Якопо Сансовино, с которым сотрудничал до самой смерти мастера.
Церковь Святого Захарии принадлежит женскому католическому монастырю в районе Кастелло, неподалёку от собора Святого Марка. Это знаменитый памятник архитектуры и хранилище многих художественных шедевров. В этой же церкви нашёл упокоение и сам Алессандро Витториа.
Отношение автора к вере
Алессандро Витториа, наряду с работой над произведениями светского характера, значительную часть своего творчества посвятил библейской тематике. Об отношении мастера к вопросам веры всегда можно судить по его скульптурам – Витториа украсил своей пластикой большое количество венецианских церквей, в том числе: Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Сан-Сальваторе, Сан-Франческо делла Винья, Санта-Мария-деи-Мираколи и других.
Изящные, прекрасно исполненные произведения мастера из терракоты, бронзы и мрамора, изображающие библейских героев, динамичны, правдивы, насыщены эмоционально и духовно. Их образы, в исполнении Витториа, наделены и живыми человеческими чертами, и Божественной одухотворённостью.
Биография
Алессандро Витториа ди Виджилио делла Вольпа, выдающийся итальянский скульптор-декоратор венецианской школы, родился в Тренто в 1525 году. В 18 лет юноша переехал в Венецию, где учился рисованию и лепке в мастерской знаменитого архитектора и скульптора Якопо Сансовино. Впоследствии Витториа и Сансовино трудились вместе над большими скульптурными заказами до самой смерти Якопо, после которой Алессандро сам заканчивал многие его работы.
Алессандро Витториа мастерски владел приёмами резьбы и лепки, работал в терракоте, бронзе и мраморе. Одно из первых упоминаний имени мастера связано со скульптурным декором Палаццо Тревизан (1557–1558, Венеция, Мурано). В это же время Витториа создаёт и великолепное убранство Золотой лестницы Дворца дожей, сооруженной Якопо Сансовино – стуковые рельефы с изображениями языческих богов, античных героев, философов и аллегорий, и лестницы Либерии в библиотеке Сан-Марко.
Витториа работал с венецианскими архитекторами Санмикели и Палладио, живописцами Тицианом, Тинторетто и Веронезе. С Андреа Палладио он сотрудничал в оформлении Виллы Арнальди и Виллы Тьене (1547) близ Виченцы. С Паоло Веронезе трудился над оформлением Виллы Барбаро в Мазере (постройки Палладио) в качестве скульптора и декоратора интерьера (1560–1562).
Алессандро Витториа много работал и в области монументальной скульптуры. Наиболее известные произведения мастера: кариатиды портика библиотеки Сан-Марко, рельеф «Оплакивание Христа», статуи Святых Рокко, Антония и Себастьяна (, рельеф «Успение Девы Марии» и статуи святых Иеронима, Иоанна Крестителя, Петра, Андрея и Леонарда.
С 1563 года Витториа был членом общины Скуола-Гранде-ди-Сан-Марко в Венеции, а с 1577 года – членом флорентийской Академии рисунка, основанной Джорджо Вазари.
Мастер умер в Венеции 27 мая 1608 года. На его надгробии в церкви Сан-Заккариа находится бюст, созданный самим Витториа в 1602–1605 годах.
Автор текста: Марина Румянцева.