Святой Павел - Монно Пьер Этьен

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Святой Павел
Святой Павел
Автор: Монно Пьер Этьен
Местонахождение: Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано, Рим, Италия
Произведение: Святой Павел
Жанр: Статуя
Год создания: 1706 – 1708 гг.
Эпоха: Позднее барокко, библейский сюжет

Описание произведения

Мраморную статую Святого Павла скульптор эпохи Барокко Пьер Этьен Монно создал в начале XVIII века для украшения римской базилики Сан-Джованни-ин-Латерано. 

Святой Павел, как и Святой Пётр, удостоился титула Первоверховного Апостола, хотя не входил ни в число первых двенадцати, ни в число «от семидесяти». В Библии говорится, что Павел (Савл) до своего Крещения был воинствующим фарисеем. Однажды, направляясь в Дамаск на расправу над первыми христианами, он услышал грозный Глас Божий и лишился зрения от ослепительного Небесного света. После своего чудесного исцеления, Савл принял Веру и начал проповедовать. Он был схвачен в Иудее и доставлен в Рим, где его казнили обезглавливанием, как римского гражданина. Послания» Павла являются важными богословскими текстами, дополняя Евангелие. 

Апостол Павел изображён свободно стоящим в полный рост, с головой слегка повёрнутой влево. Его правая ладонь вскинута в указующем на Небеса жесте, в левой руке он сжимает длинный меч, свой апостольский символ, и Евангелие. Фигура Святого задрапирована широкой паломнической накидкой с множеством объёмных складок, ступни босы. Лицо Павла исполнено воодушевления, уста приоткрыты – он произносит проповедь. 

Скульптуры Пьера Этьена Монно насыщены эмоционально и ювелирно исполнены. С помощью пластических средств мастер создаёт в своих работах эффект движения, передаёт характер и внутреннее состояние Библейских героев. Используя игру света и тени на поверхности скульптуры, он оживляет мрамор, наполняя его и земным, и Божественным смыслом. 

 История создания

Мраморную статую Святого Павла, расположенную в одной из ниш центрального нефа римской базилики Сан-Джованни-ин-Латерано, Пьер Этьен Монно создал в первом десятилетии XVIII века. Скульптуры, изображающие двенадцать Апостолов, были сделаны группой мастеров по заказу Папы Климента XI. Все статуи снабжены соответствующими апостольскими атрибутами и надписям на постаментах.

Над статуями Апостолов расположены рельефы из стукко (искусственного мрамора) со сценами из Ветхого и Нового Заветов. Они были созданы веком ранее учениками знаменитого скульптора Алессандро Альгарди. Выше рельефов находятся фрески, изображающие Пророков, выполненные в 1718 году группой художников.

Отношение автора к вере

Пьер Этьен Монно, родившийся и заслуживший признание во Франции, а затем и в Италии, был ревностным католиком. Работая по заказам со всей Европы, как частным, так и исходящим от Святого престола, большую часть своих скульптур он посвятил религиозной тематике.

Мастером было оформлено множество французских и итальянских церквей. Скульптурные композиции и образы, созданные Монно, полны экспрессии, характерной для эпохи Барокко, и безупречно исполнены. В них скульптор мастерски передаёт и простую человеческую эмоциональность, и Высшую одухотворённость своих героев.

Биография

Пьер Этьен Монно, французский, а позже – итальянский скульптор, родился недалеко от Безансона в регионе Франш Конте в 1657 году. Юноша учился мастерству у своего отца, резчика по дереву, затем – у скульптора Жана Дюбуа из Дижона. Закончив обучение, он решил работать самостоятельно и взял первые заказы скульптур для церквей Безансона и Полиньи. Монно несколько лет жил в Париже (с 1679 по 1681 и с 1684 по 1686 годы), где познакомился с ведущими скульпторами Франции.

В феврале 1687 года Пьер Этьен переехал в Рим, где познакомился с сообществом бургундских мастеров, и достаточно быстро влился в художественные круги Рима. Первым крупным его заказом в Риме стали два мраморных рельефа, «Рождество» и «Бегство в Египет» (1695–1699), для алтарной композиции Доменико Гвиди «Мечта Святого Иосифа» в церкви Санта-Мария-делла-Виттория. Далее Монно получил заказ на оформление гробницы Иннокентия XI в Соборе Святого Петра и больших статуй Апостолов для ниш Латеранской базилики (1706–1708).

Наиболее известны следующие работы мастера: скиния для церкви в Везуле, ретабло для часовни Сен-Лорана (Безансон), скульптуры приората Во-Сюр-Полиньи, терракотовые бюсты Христа и Богородицы (Музей изящных искусств и археологии, Безансон), рельефы Пяти Страстей для часовни Ораторианцев (Полиньи), памятник Папе Иннокентию XI в Соборе Святого Петра (Рим, 1697–1704), мраморный рельеф «Святое Семейство» (Берлинская картинная галерея), Ангелы для памятника папе Григорию XV в Сант Иньяцио (1709–1713), рельеф «Богоматерь падает в обморок над телом Христа у подножия Креста» (1710, Национальная галерея искусства, Вашингтон) и другие. Признанным шедевром Монно считается большой комплекс мраморных скульптур и рельефов, установленных в Мраморных купальнях («Мраморабаде») Касселя (1718–1731).

Монно также занимался восстановлением античных статуй. Например, одну из копий «Дискобола» Мирона он воссоздал в образе раненого гладиатора. Эта работа была подарена в 1734 году Папой Климентом XII Капитолийским музеям. Пьер Этьен Монно умер в Риме в 1733 году.                                        

Автор текста: Марина Румянцева.




Оставить комментарий